Что такое познание?
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познание – это процесс получения знания.
Что такое познание?
В процессе своей деятельности человек приобретал знания.
Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека.
Знания появляются в результате познавательной деятельности.
Элементы познавательной деятельности
Познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:
Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество)
Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека)
Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания).
Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире.
Результат познания – знание.
Отличительные особенности познавательной деятельности:
нацеленность на приобретение новых знаний, раскрытие тайн природы
использование специальных методов (особенно присуще науке)
непосредственным результатом познания является обогащение наших знаний и представление о мире и о человеке, формирование картины мира, также познавательная деятельность развивает интеллектуальные способности человека
С развитием естествознания на первый план выходят проблемы познания мира, которые рассматриваются в разделе философии, названном
гносеологией.
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией ( от греческих слов «сущее» и «понятие», «учение»)
Познаваемость мира как философская проблема
Для того, чтобы
сказать, каков
мир на самом деле,
человеку надо выйти
за пределы своего
сознания, что
невозможно.
Познаваемость мира как философская проблема
Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального
Большинство
Решающую роль играют ощущения и восприятия
Сенсуализм
(Дж. Локк)
Решающую роль играют мыслительные операции
Рационализм
(Р. Декарт)
Решающую роль играют опыт, эксперимент
Эмпиризм
(Ф. Бэкон)
Мир познать невозможно
Агностицизм
(И. Кант)
Два уровня познания
Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального
Большинство
Решающую роль играют ощущения и восприятия
Сенсуализм
(Дж. Локк)
Решающую роль играют мыслительные операции
Рационализм
(Р. Декарт)
Решающую роль играют опыт, эксперимент
Эмпиризм
(Ф. Бэкон)
Мир познать невозможно
Агностицизм
(И. Кант)
Два уровня познания
Формы чувственного познания
Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий
Представление
Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений
Восприятие
Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов
Ощущение
Чувственное познание
Ощущение
форма чувственного познания, возникающая в результате непосредственного воздействия предметов на наши органы чувств.
Восприятие
форма чувственного познания,
создающая целостный образ предмета, позволяющая
выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, положение в пространстве.
Представление
форма чувственного познания,
чувственный ОБРАЗ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия
Интуиция – вид познания, в
котором проявляется
Способность непосредственного
постижения истины в
результате « озарения»,
« наития», « прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Основные признаки – внезапность, неполная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. ИНТУИЦИЯ.
Роль чувственного познания
Органы чувств – единственный канал, который связывает человека с внешним миром
Без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению
Потеря органов чувств затрудняет процесс познания
Воспроизводит внешние стороны и свойства объекта
Они дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон
Дает первичную ориентировку в мире
Недостаточно для формирования целостной картины мира
Формы рационального познания
Вывод нового знания на основе имеющихся суждений
Умозаключение
Логическая связь понятий
Суждение
Логически обобщенный образ предмета
Понятие
Рационализм
Разум - основа познания и поведения людей.
Научное знание достижимо только посредством разума.
Разум - одновременно источник знания и критерий его истинности.
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Б. Спиноза
Роль рационального познания
Получаются новые знания на основе уже имеющихся с помощью законов логического мышления
Наиболее высокая степень познаваемой деятельности, имеет обобщенный характер
Носит абстрактный характер (отвлечение от частных признаков предметов), целенаправленный
Непосредственно связано с языком, язык – средство коммуникации, закрепления, передачи знаний
Устанавливаются связи между понятиями, отражаются общие, существенные признаки и закономерные связи познаваемых предметов или явлений
Преодолеваются недостатки чувственного познания
Истина
Соответствие представлений о предмете самому этому предмету
Процесс адекватного (верного) отражения действительности в сознании человека
Виды истины
Объективная – реальное положение вещей, существующих в действительности, независимо от человеческого сознания
Субъективная – результат деятельности человеческого мышления, дает практическое, действительное знание
Абсолютная – полное, исчерпывающее знание об объекте исследования, не опровергаемое последующим развитием науки
Относительная – ограниченное, конечное человеческое познание о мире
Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина
На пути к абсолютной истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание.
Относительность истины определяется рядом причин:
Познаваемый мир бесконечен и изменчив;
Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени;
Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
Истина - это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.
1. Всеобщность и необходимость (И. Кант);2. Простота и ясность (Р. Декарт);
3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов);4. Полезность и экономность;5. Истина – это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский);6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).
Критерии истины – то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения.
Универсальным критерием истинности является общественно-историческая практика.
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование окружающей действительности, осуществляющаяся в определенном
социокультурном
контексте.
Противоположности истины
Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету
Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.
Философы об истине
Аристотель - соответствие знания объекту
Р.Декарт – признак истины –ясность
Д.Беркли – результат совпадения восприятий большинства
Платон и Гегель – согласие разума с самим собой
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - НАУКА
Наука-
Форма деятельности людей, направленная на производство знаний.
Цель науки :
Постижение истины, открытие законов для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Высшая ценность :
Объективная истина
ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Получение нового для человечества знания
Объективность получаемого знания
Использование специальных методов познавательной деятельности
Воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях, проверяемость знания
Рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность)
Развитость понятийного аппарата (терминология)
Универсальность.
Принципы научного познания
Принцип причинности ( установление причинно-следственных связей между явлениями и объектами)
Принцип истинности (доказательство любого факта)
Принцип относительности знаний (установление границ действительности)
Наука – основная форма познания
стремление к объективности
целенаправленность
определенные методы
точность
особый язык
выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний
+ искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт…
Объективность | |
Предметность | |
Системность | |
Категориальность, развитость понятийного аппарата | |
Рациональность, логическая непротиворечивость, выводимость, согласованность выводов | |
Доказательность, обоснованность | |
Особенности научного познания
Особенности научного познания
Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов.
Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.
Используются особые методы и формы познания.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ФОРМЫ.
Научный факт | Отражение объективного факта в человеческом сознании |
Эмпирический закон | Объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющееся, устойчивая связь между явлениями и процессами |
Проблема | Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. |
Гипотеза | Научное предположение, носит вероятностный характер |
Теория | Наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей действительности |
Методы научного познания
Метод – совокупность приемов получения определенного результата.
Эмпирические методы | Теоретические методы |
Наблюдение внешнее (не включённое) Эксперимент исследовательский проверочный мыслительный | Анализ Дедукция (от общего к частному) Моделирование |
Уровни научного познания
Основные формы знания – закон, принцип, научная теория
Основные формы знания – факты и эмпирические законы
Главная задача – объяснение изучаемых явлений
Главная задача – описание предметов и явлений
Рациональные формы познания ПСУ
Чувственные формы познания ОВП
Теоретический
Эмпирический
Этапы теоретического познания
постановка цели и задач
анализ литературы по теме
формулировка гипотезы
организация и проведение исследования
анализ и обобщение полученных данных
проверка гипотезы
формулировка законов , научных прогнозов
предположение
Как формулируется научный закон?
Выдвижение
гипотезы
Проверка истинности
гипотезы различными
методами
Анализ и обобщение
результатов проверки
Формулировка закона
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУКИ
По предмету и методу познания
Науки о природе
(естественные)
Науки об обществе
(общественные)
Технические науки
По удаленности от практики
Фундаментальные
Выясняют основные законы реального мира
Прикладные
Применяют результаты научного познания для решения конкретных производственных и соц./практических проблем
Способы ненаучного (обыденного) познания
До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов.
Наряду с наукой существуют и другие пути познания
Способы ненаучного (обыденного) познания
Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности.
Опыт повседневной жизни, жизненная практика.
Народная мудрость и здравый смысл.
Паранаука.
Познание средствами искусства.
Самым ранним способом понимания действительности был миф.
Миф (др.-греч. μῦθος — речь, слово; сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях.
В отличие от науки, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его частей.
1.МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
2. «И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…»
Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.
В отличие от науки, где знания — самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»;
Способом формирования практического знания являлось ученичество;
Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»;
Практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.
3. Жизненный опыт
Жизненная практика;
Результат коллективного опыта, накопленного поколениями людей;
Дает элементарные сведения о природе, людях, их отношениях;
Знания не системны.
Куй железо – пока горячо.
Какие труды, такие и плоды.
Весна год кормит.
Время лечит.
Где кто родился, там тот и сгодился.
Не красна изба углами, а крана пирогами.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы
4. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
ИСКУССТВО
Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние.
5. Художественное познание
Художественное познание
1. Познание мира с помощью художественных образов.
2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли.
3. Субъективное отражение действительности
6. Паранаука
Биополе человека;
В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука
(от лат. para — после, при), т. е. околонаучное знание.
Паранаука сохраняет веру в существование неких таинственных сил, постижение которых доступно лишь редким людям.
4. Самопознание
Получение человеком знаний о самом себе.
Формы самопознания:
Самоузнавание
Самооценка
Самоисповедь
Самопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.
Сознание – образ окружающего нас мира
Сознание отражает окружающий нас мир, отражает материю
Сознание
субъективный образ объективного мира
Сознание позволяет нам восстанавливать прошлое и предвосхищать будущее
Человеческое существование невозможно без памяти, без фантазии
Три стороны сознания
Предметное сознание
Самосознание
Сознание как поток непосредственных переживаний
Дух
Душа
Предметное сознание
Сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий
Самосознание
Сознание,
направленное на самого себя, всё время осознающее самоё себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир
Самопознание
Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей
Самопознание совершается
В анализе результатов собственной деятельности
При осознании отношения других ко мне
В самонаблюдении своих состояний, переживаний, в анализе мотивов поступков
Самооценка
Это тот компонент самосознания, который включает в себя
знание о собственной самости
оценку человеком самого себя
шкалу значимых ценностей
Самооценка
Адекватная
Неадекватная
Обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении поставленных целей
Заниженная
Завышенная
Формирует самоуверенность, высокомерие, некритичность
Формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность
Самоконтроль
Осознание и оценка субъектом собственных действий, психических состояний, регуляция их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения
Сознание –
явление психическое
Сознание
Психика
Не все психические процессы человека находятся под контролем сознания и являются осознанными
Понятие бессознательного
Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчётных и не поддающихся в данный момент контролю
Психические переживания или действия, которые какое-то время находятся за «порогом сознания»
Сознание есть совокупность идей – индивидуальных или коллективных. Гегель и Маркс.
Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Основные идеи психоанализа З.Фрейда
Начиная с З.Фрейда, бессознательное сделалось предметом пристального внимания и специального исследования
Зигмунд Фрейд
1856-1939
Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.
Исследуя сферу бессознательного (сны, оговорки, описки, забывчивость, влияние гипноза и т.д.), Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности
Основные уровни психики
«Оно»
«Я»
«Сверх-Я»
Бессознатель-ный уровень
Сознательный уровень
Бессознатель-ный уровень
Первый уровень – «Оно»
Это низшая сфера бессознательного – «кипящий котёл» неосознаваемых влечений и инстинктов
Инстинкт жизни (Эрос)
Инстинкт смерти (Танатос)
Стремление к сохранению и продолжению рода
Агрессивная сила, необходимая для уравновешивания раздражений, вызываемых инстинктом жизни
Второй уровень – «Я» (Эго)
Это сфера сознания – маленькое пламя свечи в огромном тёмном подвале бессознательного
«Я» формируется как оттиск внешней реальности
«Я» зависит от влечений и инстинктов «Оно»
Третий уровень – «Сверх-Я» (Супер-Эго)
Это высшая сфера бессознательного
Формируется воспитательными запретами, социальными и моральными нормами
Источник моральных принципов человека, которые проявляются в сознании (совесть)
Предпосылки возникновения сознания:
Свойство отражения, лежащее в основе материи;
Возникает в процессе труда, развивается под действием социокультурной реальности;
Определяющую роль играет практика;
Сердцевина сознания – знание.
Сознание – субъективный образ объективного мира, способность человека выделять себя из окружающего мира.
Структура сознания
познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания.
внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности
память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности.
чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье).
воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели
функции сознания
познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего
систематизирующую функцию,
функции сознания
критически оценочную и описательную регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека
Прогностическая - предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.
Знания об обществе
В основе знаний лежат факты – объективные, научные, социальные
Объективные – события, имевшие место в определенное время при определенных условиях
Научные - знания о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место
Социальные – действия и поступки людей, продукты человеческой деятельности, мнения, суждения
Особенности социального познания.
совпадение субъекта и объекта познания;
социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания;
социальное познание начинается с установления социальных фактов.
Виды социальных фактов:
1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение).
факт подводится под какое-либо научное понятие;
изучаются все существенные факты, из которых складывается событие;
прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.
интерпретация социального факта – это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
Оценка социального факта зависит от следующих факторов:
– свойства изучаемого объекта (события, факта);
– соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми, или идеалом;
– познавательные задачи, которые поставил исследователь;
– личная позиция исследователя (или просто человека);
– интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.
Социальное познание и его особенности:
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.
Истина - соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы.
2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент
Виды социального познания
Изучение социального | Социальное прогнозирование |
Анализ действий и поступков | Выявление субъективных и объективных предпосылок того, что будет |
Методы социологического исследования
Частные методы (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент)
Общие научные методы( анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, формализация, статистические расчеты)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.