Конспект урока по русскому языку по УМК «Школа России», учебник Горецкий В.Г., Канакина В.П «Русский язык» 3 класс 1 часть
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Обучающиеся получат возможность сформировать умения выделять корень в словах
Задачи:
Обучающие:
-Находить корень в словах
-Находить однокоренные слова и выделять в них корень
Развивающие:
-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на классификацию, анализ;
-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов;
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий
-Воспитывать аккуратность на основе выполнения письменных заданий в тетради
Оборудование: учебник Горецкий В.Г., Канакина В.П (3 класс 1 часть), наглядный материал.
№ этапа, название |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Романовна! Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? У вас на партах должен лежать пенал, учебник, тетрадь, дневник. Присаживайтесь.
|
- Приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку, садятся.
|
2.Мотивация к учебной деятельности |
-Чтобы настроиться на учебную деятельность, давайте сыграем в игру «Эхо». Ребята, а что такое «эхо»? -Верно. Я буду говорить предложение, а вы повторяете его за мной. Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! -А теперь давайте произнесем эти строчки все вместе хором. -Поднимите руки те, кто пришел в школу с хорошим настроением. -Пожмите друг другу руки, если вы готовы к сотрудничеству. -Ребята, вы готовы трудиться на уроке и получать новые знания? |
-Эхо – повторение (отражение) звуков, слов.
-Повторяют предложения за учителем.
-Произносят строчки все вместе, хором.
-Поднимают руки, кто пришел с хорошим настроением. -Пожимают друг другу руки.
-Да. Готовы. |
3.Актуализация знаний |
-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. -Сейчас мы проведем минутку чистописания. Поработаем над буквосочетаниями, а над какими попробуйте отгадать. Какое буквосочетание повторяется в словах молодец, волосы? -Посмотрите, на доске записано это буквосочетание. Пропишите его в тетради каллиграфически правильно до конца строки. -Кто прописал, садится правильно -Какое буквосочетание повторяется в словах сторона, город? -На доске показано, как нужно правильно писать это буквосочетание. Пропишите это буквосочетание самостоятельно в тетрадях до конца строки. -Ребята, посмотрите, я написала на доске слова. Прочитайте их. Вам нужно прописать эти слова до конца строки, чередуя их. Подчеркните карандашом в словах сочетания оло, оро. -У вас на партах лежат карточки. Как называются слова, написанные на них? Работая в парах, вам нужно вставить пропущенные буквы в слова, подчеркнуть орфограммы. Слова: Красная площадь, аккуратно, мороз, Россия, метро, Инна, погода, растение, сирень. -Сверьте свои ответы с правильными ответами у меня на доске. -Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте группы слов. В какой группе находятся однокоренные слова? На доске: 1 группа – город, города, городом; 2 группа – ягода, ягодка, ягодный; 3 группа – товарищ, друг, приятель. -Объясните свой выбор. Почему слова в первой группе не являются однокоренными? Что вы можете сказать о словах 3-ей группы? Это родственные слова?
-Как называется общая часть родственных слов? -Верно это корень. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? -Правильно! Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова». |
-Открывают тетрадь, записывают число, классная работа.
- Ответ детей буквосочетание – оло
-Прописывают в тетради буквосочетание – оло
- Ответ детей буквосочетание – оро
-Прописывают в тетради буквосочетание – оро
-Слова: волосы, сторона. Прописывают слова в тетради, чередуя их. Подчеркивают буквосочетания в словах. -Словарные слова. Работая в паре, вставляют в слова пропущенные буквы
-Сверяют свои ответы с эталоном на доске
-Однокоренные слова во второй группе (ягода, ягодка, ягодный)
-Объясняют свой выбор. Слова имеют общую часть - корень и сходны по смыслу. В первой группе – формы одного и того же слова. В третьей группе не родственные слова, только близкие по значению. -Корень
-Об однокоренных словах, о корне слова. |
4.Первичное восприятие нового материала |
-Ребята, а что вы знаете об однокоренных словах?
-Запишите слова второй группы в тетрадь. Кто запишет эти слова на доске? (один ученик к доске) -Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные, выделите корень в словах. - Как пишется корень в однокоренных словах? -Ребята, а какое еще лексическое значение имеет слово «корень»? -Посмотрите на картинки у меня на доске. Корень – это подземная часть растения. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Корень – это начало, источник чего-либо. -Как видите, слово «Корень» имеет много значений. Давайте узнаем, что такое «корень» в языкознании. Откройте учебник на стр.74. Самостоятельно прочитайте правило, выделенное оранжевым цветом. -Что такое корень? Что заключено в корне?
-В парах расскажите друг другу это правило. -Выполним в учебнике на стр.74 упражнение 130. Прочитайте предложения, написанные в нем. -Прочитайте первое задание. Что нужно сделать? (один ученик читает задание вслух)
-Какие однокоренные слова есть в тексте?
-Как вы определили, что это однокоренные слова? -Объясните лексическое значение каждого слова. Что значит осиновый? Что такое осинник? Как вы думаете, чем отличается осинка от осины? Что такое подосиновик? (Если ученики затрудняются ответить, учитель помогает) -Прочитайте второе задание. (Один ученик читает задание вслух) Что нужно сделать?
-Кто выполнит это задание на доске? Остальные работают самостоятельно в тетради. (Один ученик к доске) -Проверяем. Посмотрите на доску, правильно ли выполнено задание? Кто не согласен?
-Давайте немного отдохнем и проведем физминутку. Я буду называть пары слов. Если эти слова однокоренные, то вы приседаете, если нет, то хлопаете в ладоши. Пары слов: лес-лесной, береза - подберезовик, родная – родной, лось - лосенок, белка - белить, лист - лиса, вода - водяной -Присаживайтесь, продолжаем работу. -Давайте выполним задание под названием «Сажаем деревья». Первое выполним вместе, затем вы будете работать в парах. Посмотрите на доску. У дерева есть корень. Назовите его. (На доску вывешивается плакат с изображением дерева. Там, где нарисован корень, написано лес. Вокруг дерева находятся карточки со словами: лесник, лесной, лесоруб, леска, лесок, ельник) -Вам нужно подобрать однокоренные слова к слову лес, распределить их на ветках и выделить корень. Два человека выполняют это задание на доске, остальные выписывают однокоренные слова в тетрадь и выделяют в них корень. (Учитель вызывает к доске 2-х учеников) -Проверяем. Посмотрите на доску. Правильно ли выполнено задание? Все согласны?
-У вас на партах лежат конверты. Откройте их. (В конвертах лежат изображение дерева и карточки со словами: Для 1-го ряда: Гриб - грибок, грибник, грибница, гребёт, осина, грибной. Для 2-го ряда: Бел-белка, бельчонок, белый, белочка, заяц, беличий, грибок Для 3-го ряда: Вод – вода, водяной, водичка, водитель, речка) -У каждого ряда своя группа слов. Работая таким способом, вам нужно в парах выполнить задание. -Проверяем. (Учитель спрашивает одного ученика с каждого ряда, задает вопросы, остальные проверяют, исправляю ошибки или дополняют) Какой корень у вашего дерева? Какие слова вы распределили на ветках? Первый ряд, все согласны? Второй ряд, какой корень у дерева? Какие слова вы распределили на ветках? Второй ряд, у всех так получилось? Третий ряд, какой корень имеет ваше дерево? Какие слова вы распределили на ветках? Все согласны? -Молодцы! |
-Однокоренные слова- слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. -Записывают слова: ягода, ягодка, ягодный. Один ученик работает на доске. -Ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, выделяют корень – ягод. -Одинаково -Ответы детей
-Открывают учебник на стр.74. Читают правило
-Корень - главная, значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. -Рассказывают друг другу правило. -Читают предложения в упр. 130
-Один ученик читает задание вслух. Нужно найти однокоренные слова, объяснить их лексическое значение
-Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики. -Слова имеют один корень, с одним и тем же значением.
-Ответы детей. Объясняют лексическое значение слов.
-Один ученик читает задание вслух. Выписать однокоренные слова, выделить в них корень и подчеркнуть в корне непроверяемую орфограмму. -Самостоятельно выполняют задание в тетради. Один ученик работает на доске.
-Ученики проверяют работу ученика у доски. При необходимости дополняют, исправляют ошибки.
-Выполняют физминутку.
-Корень – лес
-Два ученика работают на доске, остальные в тетради. Подбирают слова, распределяют их на ветках, выделяют корень.
-Ученики проверяют работу учеников у доски, исправляют ошибки, дополняют.
-Открывают конверты, знакомятся со словами
-Выполняют задание в парах
-Ответы детей. Учащиеся проверяют отвечающего, при необходимости дополняют, исправляют ошибки. |
5.Закрепление новых знаний и способов деятельности |
-Ребята, откройте учебник на стр. 75. Выполним упр.132. Прочитайте слова. В какие группы можно объединить слова? -Вам нужно найти однокоренные слова, записать их группами и выделить корень в словах. Выполните это задание самостоятельно. -Давайте проверим вместе. -Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. -Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки. -Поднимите руку, у кого 3 и более ошибок. |
-Открывают учебник. Читают слова. Можно объединить однокоренные слова.
-Самостоятельно выполняют задание.
-Сверяют свои ответы.
-Поднимают руки |
6.Подведение итогов |
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Что такое корень?
-Какие слова называют однокоренными?
-Откройте дневник, запишите домашнее задание. Вам нужно выполнить в учебнике на стр. 74 упр.131 |
-Находить однокоренные слова, выделять корень. - Корень - главная, значимая часть слова.
- Однокоренные слова- слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. -Записывают домашнее задание |
7.Рефлексия |
-Ребята, вам понравился урок? -Какое задание вам понравилось больше всего? -Посмотрите на доску и оцените свою работу на уроке, используя начало предложения. Выберите любое предложение и продолжите его, расскажите о своих впечатлениях об этом уроке. Предложения на листках на доске: Мне было интересно… Сегодня я узнал… Я сегодня понял… У меня получилось… Мне было неинтересно… Мне было трудно… У меня не получилось… Я не понял… -Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания! |
-Ответы детей. -Ответы детей.
-Оценивают свою деятельность на уроке. Используя начало предложения, рассказывают о своих впечатлениях об этом уроке.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.