Презентация по русскому языку "Корень слова"
Оценка 5

Презентация по русскому языку "Корень слова"

Оценка 5
doc
06.02.2023
Презентация по русскому языку "Корень слова"
Корень слова. Однокоренные слова.doc

Конспект урока по русскому языку по УМК «Школа России», учебник Горецкий В.Г., Канакина В.П «Русский язык» 3 класс 1 часть

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

 

Цель: Обучающиеся получат возможность сформировать умения выделять корень в словах

Задачи:

Обучающие:

-Находить корень в словах

-Находить однокоренные слова и выделять в них корень

Развивающие:     

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на классификацию, анализ;

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов;

Воспитательные:

-Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий

-Воспитывать аккуратность на основе выполнения письменных заданий в тетради

Оборудование: учебник Горецкий В.Г., Канакина В.П (3 класс 1 часть), наглядный материал.  

№ этапа, название

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Романовна! Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? У вас на партах должен лежать пенал, учебник, тетрадь, дневник. Присаживайтесь.

 

- Приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку, садятся.

 

2.Мотивация к учебной деятельности

-Чтобы настроиться на учебную деятельность, давайте сыграем в игру «Эхо». Ребята, а что такое «эхо»?

-Верно. Я буду говорить предложение, а вы повторяете его за мной.

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

-А теперь давайте произнесем эти строчки все вместе хором.

-Поднимите руки те, кто пришел в школу с хорошим настроением.

-Пожмите друг другу руки, если вы готовы к сотрудничеству.

-Ребята, вы готовы трудиться на уроке и получать новые знания?

-Эхо – повторение (отражение) звуков, слов.

 

 

 

-Повторяют предложения за учителем.

 

 

-Произносят строчки все вместе, хором.

 

-Поднимают руки, кто пришел с хорошим настроением.

-Пожимают друг другу руки.

 

-Да. Готовы.

3.Актуализация знаний

-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

-Сейчас мы проведем минутку чистописания. Поработаем над буквосочетаниями, а над какими попробуйте отгадать. Какое буквосочетание повторяется в словах молодец, волосы?

-Посмотрите, на доске записано это буквосочетание. Пропишите его в тетради каллиграфически правильно до конца строки.

-Кто прописал, садится правильно

-Какое буквосочетание повторяется в словах сторона, город?

-На доске показано, как нужно правильно писать это буквосочетание. Пропишите это буквосочетание самостоятельно в тетрадях до конца строки.

-Ребята, посмотрите, я написала на доске слова. Прочитайте их. Вам нужно прописать эти слова до конца строки, чередуя их. Подчеркните карандашом в словах сочетания оло, оро.

-У вас на партах лежат карточки. Как называются слова, написанные на них? Работая в парах, вам нужно вставить пропущенные буквы в слова, подчеркнуть орфограммы.

Слова: Красная площадь, аккуратно, мороз, Россия, метро, Инна, погода, растение, сирень.

-Сверьте свои ответы с правильными ответами у меня на доске.

-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте группы слов. В какой группе находятся однокоренные слова?

На доске:

1 группа – город, города, городом;

2 группа – ягода, ягодка, ягодный;

3 группа – товарищ, друг, приятель.

-Объясните свой выбор. Почему слова в первой группе не являются однокоренными? Что вы можете сказать о словах 3-ей группы? Это родственные слова?

 

 

-Как называется общая часть родственных слов?

-Верно это корень. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

-Правильно! Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова».

-Открывают тетрадь, записывают число, классная работа.

 

- Ответ детей буквосочетание – оло

 

 

-Прописывают в тетради буквосочетание – оло

 

- Ответ детей буквосочетание – оро

 

-Прописывают в тетради буквосочетание – оро

 

 

-Слова: волосы, сторона. Прописывают слова в тетради, чередуя их. Подчеркивают буквосочетания в словах.

-Словарные слова. Работая в паре, вставляют в слова пропущенные буквы

 

 

 

 

-Сверяют свои ответы с эталоном на доске

 

-Однокоренные слова во второй группе (ягода, ягодка, ягодный)

 

 

 

 

-Объясняют свой выбор. Слова имеют общую часть - корень и сходны по смыслу.  В первой группе – формы одного и того же слова. В третьей группе не родственные слова, только близкие по значению.

-Корень

 

-Об однокоренных словах, о корне слова.

4.Первичное восприятие нового материала

-Ребята, а что вы знаете об однокоренных словах?

 

 

-Запишите слова второй группы в тетрадь. Кто запишет эти слова на доске? (один ученик к доске)

-Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные, выделите корень в словах.

- Как пишется корень в однокоренных словах?

-Ребята, а какое еще лексическое значение имеет слово «корень»?

-Посмотрите на картинки у меня на доске. Корень – это подземная часть растения. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

Корень – это начало, источник чего-либо.

-Как видите, слово «Корень» имеет много значений. Давайте узнаем, что такое «корень» в языкознании. Откройте учебник на стр.74.  Самостоятельно прочитайте правило, выделенное оранжевым цветом.

-Что такое корень? Что заключено в корне?

 

 

 

-В парах расскажите друг другу это правило.

-Выполним в учебнике на стр.74 упражнение 130. Прочитайте предложения, написанные в нем.

-Прочитайте первое задание. Что нужно сделать? (один ученик читает задание вслух)

 

 

-Какие однокоренные слова есть в тексте?

 

-Как вы определили, что это однокоренные слова?

-Объясните лексическое значение каждого слова. Что значит осиновый? Что такое осинник? Как вы думаете, чем отличается осинка от осины? Что такое подосиновик?

(Если ученики затрудняются ответить, учитель помогает)

-Прочитайте второе задание. (Один ученик читает задание вслух) Что нужно сделать?

 

 

-Кто выполнит это задание на доске? Остальные работают самостоятельно в тетради. (Один ученик к доске)

-Проверяем. Посмотрите на доску, правильно ли выполнено задание? Кто не согласен?

 

 

-Давайте немного отдохнем и проведем физминутку. Я буду называть пары слов. Если эти слова однокоренные, то вы приседаете, если нет, то хлопаете в ладоши.

Пары слов: лес-лесной, береза - подберезовик, родная – родной, лось - лосенок, белка - белить, лист - лиса, вода - водяной

-Присаживайтесь, продолжаем работу.

-Давайте выполним задание под названием «Сажаем деревья». Первое выполним вместе, затем вы будете работать в парах. Посмотрите на доску. У дерева есть корень. Назовите его.

(На доску вывешивается плакат с изображением дерева. Там, где нарисован корень, написано лес. Вокруг дерева находятся карточки со словами: лесник, лесной, лесоруб, леска, лесок, ельник)

-Вам нужно подобрать однокоренные слова к слову лес, распределить их на ветках и выделить корень. Два человека выполняют это задание на доске, остальные выписывают однокоренные слова в тетрадь и выделяют в них корень.  (Учитель вызывает к доске 2-х учеников)

-Проверяем. Посмотрите на доску. Правильно ли выполнено задание? Все согласны?

 

-У вас на партах лежат конверты. Откройте их. (В конвертах лежат изображение дерева и карточки со словами:

Для 1-го ряда:

Гриб - грибок, грибник, грибница, гребёт, осина, грибной.

Для 2-го ряда: Бел-белка, бельчонок, белый, белочка, заяц, беличий, грибок

Для 3-го ряда:

Вод – вода, водяной, водичка, водитель, речка)

-У каждого ряда своя группа слов. Работая таким способом, вам нужно в парах выполнить задание.

-Проверяем. (Учитель спрашивает одного ученика с каждого ряда, задает вопросы, остальные проверяют, исправляю ошибки или дополняют) Какой корень у вашего дерева? Какие слова вы распределили на ветках? Первый ряд, все согласны? Второй ряд, какой корень у дерева? Какие слова вы распределили на ветках? Второй ряд, у всех так получилось? Третий ряд, какой корень имеет ваше дерево? Какие слова вы распределили на ветках? Все согласны?

-Молодцы!

-Однокоренные слова- слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

-Записывают слова: ягода, ягодка, ягодный. Один ученик работает на доске.

-Ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, выделяют корень – ягод.

-Одинаково

-Ответы детей

 

 

 

 

 

-Открывают учебник на стр.74. Читают правило

 

 

 

-Корень - главная, значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

-Рассказывают друг другу правило.

-Читают предложения в упр. 130

 

-Один ученик читает задание вслух. Нужно найти однокоренные слова, объяснить их лексическое значение

 

-Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

-Слова имеют один корень, с одним и тем же значением.

 

-Ответы детей. Объясняют лексическое значение слов.

 

 

-Один ученик читает задание вслух. Выписать однокоренные слова, выделить в них корень и подчеркнуть в корне непроверяемую орфограмму.

-Самостоятельно выполняют задание в тетради. Один ученик работает на доске.

 

-Ученики проверяют работу ученика у доски. При необходимости дополняют, исправляют ошибки.

 

-Выполняют физминутку.

 

 

 

 

-Корень – лес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Два ученика работают на доске, остальные в тетради. Подбирают слова, распределяют их на ветках, выделяют корень.

 

 

 

-Ученики проверяют работу учеников у доски, исправляют ошибки, дополняют.

 

 

 

-Открывают конверты, знакомятся со словами

 

 

 

 

 

 

 

-Выполняют задание в парах

 

 

 

 

-Ответы детей. Учащиеся проверяют отвечающего, при необходимости дополняют, исправляют ошибки.

5.Закрепление новых знаний и способов деятельности

-Ребята, откройте учебник на стр. 75.  Выполним упр.132. Прочитайте слова. В какие группы можно объединить слова?

-Вам нужно найти однокоренные слова, записать их группами и выделить корень в словах. Выполните это задание самостоятельно.

-Давайте проверим вместе.  

-Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.

-Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки.

-Поднимите руку, у кого 3 и более ошибок.

-Открывают учебник. Читают слова. Можно объединить однокоренные слова.

 

-Самостоятельно выполняют задание.

 

 

-Сверяют свои ответы.

 

-Поднимают руки

6.Подведение итогов

-Чему мы учились сегодня на уроке?

 

-Что такое корень?

 

-Какие слова называют однокоренными?

 

 

-Откройте дневник, запишите домашнее задание. Вам нужно выполнить в учебнике на стр. 74 упр.131

-Находить однокоренные слова, выделять корень.

- Корень - главная, значимая часть слова.

 

- Однокоренные слова- слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

-Записывают домашнее задание

7.Рефлексия

-Ребята, вам понравился урок?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Посмотрите на доску и оцените свою работу на уроке, используя начало предложения. Выберите любое предложение и продолжите его, расскажите о своих впечатлениях об этом уроке.

Предложения на листках на доске:

Мне было интересно…

Сегодня я узнал…

Я сегодня понял…

У меня получилось…

Мне было неинтересно…

Мне было трудно…

У меня не получилось…

Я не понял…

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

-Ответы детей.

-Ответы детей.

 

 

 

 

-Оценивают свою деятельность на уроке. Используя начало предложения, рассказывают о своих впечатлениях об этом уроке.

 

 

 


Конспект урока по русскому языку по

Конспект урока по русскому языку по

Деятельность учителяДеятельность учащихся 1

Деятельность учителяДеятельность учащихся 1

Кто прописал, садится правильно -Какое буквосочетание повторяется в словах сторона, город? -На доске показано, как нужно правильно писать это буквосочетание

Кто прописал, садится правильно -Какое буквосочетание повторяется в словах сторона, город? -На доске показано, как нужно правильно писать это буквосочетание

Как называется общая часть родственных слов? -Верно это корень

Как называется общая часть родственных слов? -Верно это корень

В парах расскажите друг другу это правило

В парах расскажите друг другу это правило

Давайте немного отдохнем и проведем физминутку

Давайте немного отдохнем и проведем физминутку

Для 1-го ряда: Гриб - грибок , грибник , грибница , гребёт, осина, грибной

Для 1-го ряда: Гриб - грибок , грибник , грибница , гребёт, осина, грибной

Поднимите руку, у кого 3 и более ошибок

Поднимите руку, у кого 3 и более ошибок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2023