Косвенная речь
Прямая речь
Передача чужого высказывания от собственного лица, возможно с некоторыми изменениями, но с сохранением общего содержания.
Дословное воспроизведение чужого высказывания, сопровождаемая словами автора.
Знаки препинания при прямой речи
А: «П».
А:«П?»
А: «П!»
«П»,-а.
«П?»-а.
«П!» -а.
Прямая печь
Слова автора
Прямая печь
Слова автора
«П,- а, -п!»
«П!-а. -П».
«П,-а. -П?»«П?-а.-П».
«П,- а, - п».«П,- а. - П».
Прямая речь после слов автора
Прямая речь перед словами автора
Прямая речь разрывается словами автора
Предложения распределите по данным схемам: а) прямая речь после слов автора: «П?» – а., «П!» – а., «П», – а. б) прямая речь перед словами автора: А: «П!», А: «П»., А: «П?»
Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!»
«Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки.
Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну».
Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».
Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.
«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.
Найди предложение, соответствующее схеме «П,- а, -п!»
«Покажи! – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет».
«Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь?»
«Ну уж это положительно интересно,-трясясь от хохота, проговорил профессор,-что же это у вас, чего ни спросишь, ничего нет!»
«Нам придётся здесь ночевать,-сказал Максим Максимыч,-в такую метель через горы не пройдёшь».
«Какой ты упрямый! – воскликнула Света. – Не хочу больше тебя видеть!»
Найди предложение, соответствующее схеме «П,- а, -п».
Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»
«Подумаешь, укол, - сказала девочка медсестре, - раз и готово».
«Я за тобой завтра заеду, - сказал Егор, садясь в машину, - не проспи».
«Мама приезжает ранним утром, - напомнил папа. – Нужно заранее заказать такси».
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься»
Найди предложение, соответствующее схеме «П,- а. -П?»
«Ничего в жизни не возвращается,-Любил говорить мой отец,-кроме наших ошибок».
«Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?»
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
«Здравствуй, хозяин,-радостно проговорил лесник.-А где собака?»
Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?» Дима воскликнул:
Вставьте в предложения данные глаголы речи:
подумал, скомандовала, поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила, сказали, спрашивали.
«Шевелите лапками!» – ______ утка, поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он некрасив, а плавает лучше других». «Слишком велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка. «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» – ______ дети и взрослые.
Предложения с косвенной речью - это сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной частью. В главной части содержатся слова автора, в придаточной - чужая речь.Придаточные части, передающие чужую речь, присоединяются к главным частям с помощью союзов что, будто, чтобы, ли или союзных слов когда, где, кто и др.
Союзы что, будто употребляются в том случае, если чужая речь представляет собой повествовательное предложение. «Отпусти оленёнка в лес»,-попросил я дедушку. Я попросил дедушку, чтобы он отпустил оленёнка в лес .
Союз чтобы -если чужая речь представляет собой побудительное предложение. Я закричала: «Беги быстрее, братишка!» Я кричала братишке , чтобы он бежал быстрее.
Союз или союзные слова что, кто, какой, где, когда и др. - если чужая речь представляет собой вопросительное предложение. Мама спросила: «Что случилось, Анна?» Мама спросила у Анны, что случилось.
Диалог - это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика - это ответ или замечание одного собеседника на другого. Реплика каждого героя начинается с новой строчки. Впереди ставится тире:- Привет, Ань, ты знаешь, во сколько сегодня начинается лекция?- Привет! начинается в половине девятого.- Тогда я с дома выйду на полчаса час раньше, чтобы успеть на лекцию.- Хорошо, увидимся в аудитории.
Задание. Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания.
У нас какая фамилия спросил Ваня. Как какая Ты что не знаешь Державины. А вот и нет воскликнул хитро Ваня. А какая же удивился брат Коля. У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов Топоров Дровосеков Печников Землекопов Столяров. Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.