Цели:
Обобщить и систематизировать знания о воде как химическом веществе, основе единства гидросферы, основе жизни на земле.
2. Показать взаимосвязь между живой и неживой природой.
Закрепить умения при выполнении опытов и составлении уравнений, отражающих химические свойства воды.
4. Повысить информационную культуру учащихся
посредством применения на уроке цифровых
образовательных ресурсов.
Реактивы и оборудование:
H2O, Na, CaO, HCl, CaCO3, индикатор; таблица «Химические свойства металлов», опорный конспект «Вода», глобус, таблица по зоологии «Животные – обитатели водоемов», схемы «Содержание воды в организме человека», «Строение гидросферы», «Круговорот воды в природе», рисунки «Фотосинтез», «Распределение растительности водоема от берега до глубины».
План урока:
Нахождение воды в природе.
Методы определения качественного и количественного составов воды.
Физические свойства воды.
Гидросфера.
Химические свойства воды.
Значение воды в жизнедеятельности растений, животных и человека.
Круговорот воды в природе.
Очистка воды, предназначенной для потребительских целей.
Очистка промышленных и сточных вод.
«Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан. Покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода».
И. В. Петрянов.
«Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода.»
Прекрасно, невоспроизводимо многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Это обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана расцветанию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере.
Это великий художник – вода… Безгранично многообразие жизни. Оно всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.
Под землею ходит,
На небо смотрит.
(Родник)
Что видно, когда ничего не видно?
(Туман)
Вечером наземь слезает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает.
(Роса)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)
Приходил – стучал по крыше,
Уходит – никто не слышал.
(Дождь)
Тема урока: ВОДА
«Лавуазье доверено,
Чтоб было все проверено,
С Лапласом выполнял эксперимент.
Все проанализировал,
Он воду синтезировал
И доказал: она не элемент»
«Работы продолжение
Он видит в разложении
Воды в стволе, нагретом докрасна.
И этот путь единственный
Для утвержденья истины:
На газы разлагается она»
H2O
I II
Mr=18
M=18 г/моль
Состав
Свойства
Нахождение в природе
Очистка
¾ земного шара:
97% - океаны и моря
3% - озера, реки, подземные воды
70% - Животные организмы
90% - Огурцы, арбузы
Питьевая
отстаивание
фильтрование
обеззараживание Cl2, O3, УФЛ
Дистиллированная
Отстаивание
перегонка
Серебряная Ag
Методы
(1787г. А. Л. Лавуазье)
Анализ Синтез
H2O H2+O2
H2O эл.ток H2 +O2 H2+O2 взрыв H2O
(пар)
Физические
tкип=100⁰С
tзам=0⁰С
P=1 г/см3
(4⁰С)
Химические
Взаимодействие с простыми веществами:
H2O+активный М(Na, K, Li, Rb, Ba, Ca,…) →
щелочь + H2
H2O + неМ
H2O + менее активные М → оксид + H2
Взаимодействие со сложными веществами:
H2O + МО → щелочь
H2O + не МО → кислота
«Пускай ты не Ока, не Волга –
Не широка, не глубока.
Но все же преданно и долго
Ты, Дон, служишь землякам.
Спросите наших ветеранов,
И вам расскажут старики,
Как пили воду не из крана,
А только из родной реки.
А ныне будто бы из мести,
Легко, как бы назло врагам,
К твоим стремятся берегам –
Тебя штурмует транспорт бойко
И вдоль, и поперек:
Частенько ты бываешь мойкой
Водителям в конце дорог.
Швыряет с берега объедки
Гуляки праздная рука.
А может быть, у той вон кручи,
Легко пристав на стременах,
Из Дона Мелихов Григорий
Поил лихого скакуна»
«Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
у земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные –
Сотрешь ли, человек?»
«Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан де Сент-Экзюпери.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.