Презентация по теме "Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе"

  • Лекции
  • pptx
  • 29.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Читательская грамотность — основа успешной учебной деятельности
Иконка файла материала Смысловое Чтение презентация. Хорошилова Н.А. .pptx

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе

МБОУ СОШ №5
Хорошилова Н.А.

Читательская грамотность — основа успешной учебной деятельности

От того, насколько хорошо учеником
освоен навык чтения, зависит успешность
его дальнейшего обучения.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Четыре группы читательских умений:
нахождение информации, заданной в явном виде;
формулирование выводов;
интерпретация и обобщение информации;
анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

текстов разных жанров и видов:

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

чтение

понимание

оценка

интерпретация

Художественные

Информационные

Учебные

Тексты задач, инструкции

4

CМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

«… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей».

А.А. Леонтьев

Серия пособий «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. Читаю. Понимаю. Узнаю»

Факторы, определившие содержание пособий

Смысловое чтение
1-4 классы

(ФГОС НОО)

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

Международное исследование качества образования PIRLS

Международное исследование качества образования PISA

Цель серии пособий

Формирование у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения:
чтение,
понимание,
оценка и интерпретация текстов разных жанров.

Структура пособий

Тетради состоят из 4 разделов по 4 урока в каждом.
Всего предусмотрено — 16 занятий (1 занятие в 2 недели в течение учебного года).
Пособия включают:
Тексты разных жанров
Вопросы и задания

Тексты разных жанров

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

Научно-познавательные тексты

Пояснительные

Словарные статьи

Учебные

Памятки и инструкции

Художественные тексты

Важнейший принцип — тексты должны быть интересными

Увлекательные сюжеты
Занимательные факты

Научно-познавательные тексты, связанные по смыслу с художественными

Учебные тексты, связанные по смыслу с художественными

Учебные тексты, связанные по смыслу с художественными

Словарные статьи и пояснительные тексты

Бе́лка обыкнове́нная — грызун из семейства беличьих.
Зимний мех у белки высокий, мягкий и пушистый, летний — более жёсткий, редкий и короткий. Окраска белки меняется сезонно. Летом в ней преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона; зимой — серые и чёрные, иногда с коричневым оттенком. Брюшко светлое или белое. По зимней окраске хвоста белки делятся на краснохвосток, бурохвосток и чернохвосток.

Памятки и инструкции

Как писать аннотацию произведения
 
В начале аннотации нужно привести общие сведения о произведении: кто автор, в каком жанре написано, дать название.
Затем нужно назвать тему произведения (о чём оно) и коротко обозначить сюжет, не пересказывая его (1–2 предложения).
Также можно сказать несколько слов о героях произведения: главном герое и второстепенных (если они играют в произведении важную роль).
В заключение можно сформулировать главную мысль произведения, указать на его важные особенности и достоинства.
Автор _______________________________
Название ____________________________
Жанр _______________________________
Тема ________________________________
Герои _______________________________
Главная мысль ________________________

Методика работы с текстом

1. Формирование эмоциональной оценки произведения

Понравилось / не понравилось. Почему? Что больше всего понравилось / не понравилось.
Какие чувства вызывает. Объясни
Каковы настроение и общий тон рассказа

2. Анализ содержания текста

Где и когда происходит действие произведение
От чьего имени написано произведение
Установление связи между событиями
Анализ отношений между героями
Определение темы или основной идеи
Определение правдоподобности описанных событий

Определить отношение автора к описываемым событиям и героям
Составление плана, разбиение на части, озаглавливание, подготовка к пересказу
Придумай своё название рассказа / стихотворения
Придумай свой финал рассказа
Придумай свои вопросы

Эмоциональный
интеллект

Методика работы с текстом

3. Анализ языка произведения и средств
художественной выразительности

Какими средствами автор добивается....?
Как описывает...?

4. Осознание духовно-нравственного содержания
произведения

Твоё отношение к герою, поступку
Отношение автора

5. Логические упражнения и игры

Эмоциональная оценка

Осознание духовно-нравственного содержания произведения

Системная cловарная работа

Задания

Словарные статьи и пояснительные тексты

Главный принцип – работа со всеми потенциально незнакомыми ребенку словами

Догадайся о значении слова

Найди в словаре (на сайте издательства)

Задания творческого характера

Основной принцип ̶ от простого к сложному

Вставь пропущенные слова, закончи предложения

Составь предложение из слов

Задания творческого характера

Анализ языка произведения и средств художественной выразительности

Анализ научно-познавательных текстов и инструкций

Работа с таблицами

Ка́менка, или обыкнове́нная ка́менка, — птица семейства мухоловковых.
Длина тела каменки — 14,5—15,5 см, вес от 22 до 28 г. Размах крыльев — от 26 до 32 см.
Каменки распространены по всей Европе. Живут в основном в горах, но встречаются и в других ландшафтах, на открытых каменистых местах.

Пересме́шка обыкнове́нная, или пе́ночка-пересме́шка, или лесна́я мали́новка (устар.)
Длина тела пересмешки — около 14 см, вес — 13–15 г, размах крыльев — 22–26 см. Распространены пересмешки обыкновенные в Евразии от Центральной Франции к востоку до долины Енисея. В России она встречается в европейской части и на юге Западной Сибири.

Работа с разными источниками информации

Таблица

Художественный текст

Научно-познавательный текст

Иллюстрация

Инфографика

Развитие критического мышления

Какую неточность допустил художник?

Для прыжка летяга забирается на верхушку дерева. Во время полёта её передние лапы широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя треугольный силуэт. Летяга маневрирует
в воздухе, меняя натяжение перепонки. Хвост
в основном выполняет роль тормоза.

Задания на поиск информации в различных источниках

Белёк
Белёк — детёныш гренландского тюленя.
Гренландские тюлени обитают в Северном Ледовитом океане.

Широко известна ежегодная сезонная миграция гну, когда стада антилоп переходят на новые пастбища, где после сезона дождей появляется их главная пища — невысокая трава. В мае примерно полтора миллиона животных мигрирует от равнин к лесам, а в ноябре, после сезона дождей, назад.

Упражнения для закрепления

Подведение итогов урока

Читайте с удовольствием!