Презентация по теме "Формирование межкультурной компетенции в процессе обучения чтению"

  • pptx
  • 26.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование межкультурной компетенции в процессе обучения чтению.pptx

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Выполнила:
Данилова А.Н.

Понятие «межкультурная компетенция»

Это сложная лингводидактическая категория, включающая систему интегрированных навыков, умений, способностей на лингвистическом, когнитивном и аффективном уровнях, лежащих в основе владения способами осуществления межкультурной коммуникации.

Межкультурная компетенция

когнитивный
компонент

аффективный
компонент

Языковой уровень
(владение системно-
структурной
организацией языка)

Речевой уровень
(владение
коммуникативными
умениями в ВРД)

Умения:
оперировать фоновыми
знаниями;
интерпретировать
явления инофонной
культуры;
распознавать концепты
иной культуры;
определять нормы
поведения;
понимать инокультурные
стереотипы поведения

Умения:
оценивать и принимать
явления чужой культуры
через призму родной
культуры
(интерпретировать,
сравнивать,
толерантно принимать
инокультурное,
развитие личностных
черт/качеств личности)

Лингвистический
компонент

Цели, задачи и содержание обучения чтению

Чтение (опосредованный ВРД) – средство формирования и развития межкультурной компетенции;
Целевые установки чтения: изучающее чтение, ознакомительное чтение; просмотровое чтение; поисковое чтение.
Содержание: предметный аспектсферы общения (социально-бытовая, учебно-профессиональная, социально-культурная) фрагменты действительности (характеризующиеся инофонным языковым и неязыковым поведением в сопоставлении с родной культурой)  разные типы текстов (художественный, газетно-публицистический, научный, обиходный); процессуальный аспект – формирование коммуникативных навыков и умений восприятия, понимания, интерпретации информации текста.

Восприятие: механизм опережающего отражения - создание гипотез и принятия решений с упреждением получения информации на основе вербального и образного кода мышления (заглавия, тезисы предисловий, ключевые слова, имена собственные, термины, яркие цветовые данные, структура текста и т.д.; картинки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы и т.д.), учет прошлого опыта реципиента и его эмоциональной подготовленности.
Понимание: раскрытие смыслового содержания информации в соответствии с коммуникативной установкой (актуализация информации (содержательно-концептуальная и подтекстовая для текстов художественного стиля, газетно-публицистического, содержательно-фактуальная для текстов научного и официально-делового стиля, содержательно-регулятивная и предметная информация для прагматических текстов и т.д.).
Интерпретация: осмысление актуализированной информации (вывод, умозаключение, оценочная деятельность, осмысление информации с разных культурных точек зрения).

Уровень понимания

Уровень восприятия

Уровень интерпретации

Умения прогнозирования информации
определение темы, адресата-инофона, типа текста, первичное прогнозирование сценария инофонной коммуникативной ситуации и т.д.

Текстовые умения

выделение компонентов текста, опорных элементов, ориентация в текстовом поле, распознавание национально-маркированной лексики,
основных фоновых знаний инофонной среды, различий в соотношении с родной культурой и т.д.

Полное понимание
понимание главной информации
существенных фактов, деталей,
определение логических связей, последовательности фактов,
понимание концептов иной культуры,
коммуникативных ситуаций, стереотипов поведения,
различий явлений культур

Понимание искомой
информации
выборочное извлечение информации
понимание деталей в интересующей информации
основных фоновых знаний иной среды,
понимание концептов иной культуры,
коммуникативных ситуаций и стереотипов поведения,
различий явлений культур

Общее понимание
понимание главной информации,
основных фактов,
основных фоновых знаний иной среды,
понимание концептов иной культуры,
коммуникативных ситуаций, стереотипов поведения,
различий явлений культур

Переработка информации
оценивание перспективности использования информации
выражение своего мнения,
толерантное восприятие иной культуры,,
определение различий во мнениях, в концептах разных культур
- применение информации на практике с целью осуществления эффективного межкультурного общения

Организация работы с текстами, предназначенными для чтения

Подготовительный этап
Текстовый этап
Послетекстовый этап
Этап репродуцирования и продуцирования

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Работа с текстом до его чтения: цель актуализация индивидуального когнитивного пространства учащихся, фоновых знаний, необходимых для рецепции текста.
Определяется жанр / тип текста;
выделяются структурно-композиционные и лингвистические особенности жанра, типа текста;
определяется тема текста, прогнозируется информация, уточняется уже известная информация по теме текста;
определяются возможные сферы функционирования текста в иноязычной среде и родной культуре, и т.п.
Упражнения на языковую догадку (например, при снятии лексических трудностей).

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

Этап чтения текста включает коммуникативное задание, ориентирующее учащихся на восприятие и осмысление информации в соответствующем режиме чтения. Перед учащимися встает необходимость решения определенных коммуникативно-познавательных задач, ориентируясь на которые, они выбирают скорость чтения, определяют степень полноты, точности и глубины переработки информации (ознакомительное, поисковое, изучающее, просмотровое чтение).

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

На послетекстовом этапе организуется работа на понимание информации в тексте и в зависимости от вида чтения она имеет свою специфику, которая реализуется через упражнения, предназначенные для каждого вида чтения. В этот этап работы включены задания на осмысление, переработку информации с позиции разных стратегий чтения. Данный этап заканчивается упражнениями на интерпретацию информации.

ЭТАП РЕПРОДУЦИРОВАНИЯ И ПРОДУЦИРОВАНИЯ

Цель этапа - презентация извлеченной информации и порождение собственного речевого высказывания в рамках аутентичной ситуации межкультурного общения. Речь идет об организации устной или письменной форм коммуникации на основе прочитанного текста. На данном этапе возможно самостоятельное продуцирование конкретного типа текста.

Система упражнений

1. Упражнения на формирование умений восприятия информации текстов (упр-я на формирование умений прогнозирования информации; упражнения на формирование текстовых умений).
2. Упражнения на формирование умений понимания информации текстов ( упр-я на формирование умений изучающего/ ознакомительного/ поискового/ просмотрового чтения).
3. Упражнения на формирование умений интерпретации информации текстов (упр-я на оценку полученной информации; на сопоставление, анализ, сравнение, обобщение социокультурной информации; упр-я на формирование навыков и умений поведения в различных социальных контактах в контексте определенной коммуникативной ситуации межкультурного взаимодействия).

1. упр-я на формирование умений прогнозирования информации

1. Определение тематики (на основе опорных элементов текста), жанра и типа текста:
- прочитайте заголовок текста и определите тематику;
- прочитайте заглавие, посмотрите текст и установите тему текста;
- прочитайте предисловие и определите, к какой теме относится текст;
- назовите структурные компоненты, в которых формулируется тема текста;
- посмотрите на иллюстрацию, сопровождающую текст и определите тему текста;
- посмотрите на текст и подтвердите, что он относится к теме ….;
- просмотрите текст и определите, кому он адресован;
- по иллюстрации, сопровождающей текст, установите, кому он адресован;
- прочитайте подзаголовки текста (название рубрик) и установите, для какой категории людей-инофонов создан текст;
- посмотрите на тексты и соотнесите их с местом анонсируемых событий инофонной среды;

- прочитайте заголовок и определите тип текста;
- просмотрите структуру текста и определите его тип;
- какие элементы текста указывают, что этот текст относится к ….(тип текста);
- по иллюстрации определите тип текста;
- по подзаголовкам текста определите его тип;
- прочитайте первую и последнюю фразу текста и определите его тип.

Упражнения на прогнозирование сценария инофонной коммуникативной ситуации:

- определите тему и тип текста и соотнесите его с коммуникативной ситуацией межкультурного взаимодействия;
- прочитайте заголовок текста и предположите, в какой коммуникативной ситуации мы можем встретить этот текст;
- прочитайте заголовок и подзаголовок текста и определите, в каком общественном месте мы можем им воспользоваться;
- по иллюстрации и выделенным словам в тексте предположите последовательность действий в рамках межкультурной коммуникативной ситуации;
- по заголовку и выделенным структурным элементам текста спрогнозируйте ситуации, где этот текст может функционировать.

2. Упражнения на формирование текстовых умений

1. Упражнения на ориентировку в композиции текста:
- просмотрите текст и выделите части его композиции;
- выделите компоненты композиции и определите тип текста;
- определите структурный компонент текста, в котором наиболее точно выражается тема;
- найдите заглавие в тексте;
- прочитайте предисловие в тексте и выделите ключевое слово, слова;
-определите структурные компоненты текста;
- найдите основной информационный блок;
- прочитайте заключительный блок текста и ответьте на вопрос;
- просмотрите текст и обратите внимание на его заглавие и иллюстрацию;
- отметьте заглавие из перечисленных ниже, которые подходят к тексту;
- назовите структурные компоненты текста, в которых формулируется его тема;
- в каждом компоненте композиции выделите ключевое слово;
- поставьте компоненты композиции в правильном порядке;
- соотнесите иноязычный текст с подобным текстом в родной культуре, есть ли различия в структурной оформленности текста.

2. Упражнения на выделение вербальных и невербальных опорных элементов (имена собственные, заголовок, слова, выделенные другим шрифтом, разного рода данные, выделенные цветом, таблицы, схемы, иллюстрации, фото и т.д.):
- выделите заголовок текста и скажите ….
- прочитайте подзаголовок и ответьте на вопрос;
- о чем может идти речь в тексте, имеющем эту таблицу;
- к какому типу может относиться текст, имеющий этот заголовок;
- посмотрите на фото, сопровождающие текст, и определите тип текста;
- прочитайте слова, выделенные курсивом, и определите тему текста;
- найдите имена собственные в тексте и предположите, о чем пойдет речь в тексте;
- по каким опорным элементам текста мы можем догадаться, что тема текста….;
- с помощью какого способа (какого опорного элемента) в тексте акцентируется внимание на социокультурную информацию…..;
- посмотрите на текст и определите, благодаря чему достигается легкое восприятие информации;
- какую информацию сообщают цифры в таблице (в заключительном блоке)

3. Упражнения на языковую догадку:
- определите по формальным признакам, к каким частям речи относятся слова;
- по формальным признакам определите подлежащее, сказуемое;
- используя указанные слова, заполните пропуски в предложениях из текста;
- прочитайте предложения из текстов и выберите существительные (прилагательные, наречия) с суффиксами, обозначающими профессию или род занятий человека, переведите эти слова без словаря;
- прочитайте предложения из текста и догадайтесь о значении слов;
- догадайтесь о значении производных слов;
- найдите интернациональные слова в тексте и определите, совпадает ли их значение в родном языке;
- соотнесите слова на французском языке с их эквивалентами на родном языке;
- посмотрите текст вторично и догадайтесь о значении слов;
- догадайтесь о значении слова по иллюстрации, сопровождающей текст;
- прочитайте текст и догадайтесь о значении слова из заголовка;
- прочитайте предложения из текста и найдите в них многозначные слова;
- прочитайте начало заголовка и, прочитав текст, дополните его;
- прочитайте информационный блок и догадайтесь о значении слова;
- прочитайте текст и выберите из приведенных слов те, которые необходимы для завершения предложений.

4. Упражнения на интерпретацию национально-маркированной лексики, сокращений, неологизмов, заимствованной лексики и т.д.
- выделите в заголовке имя собственное, прочитайте первое предложение информационного блока и догадайтесь, что это название обозначает;
- прочитайте текст и найдите в нем названия продуктов (достопримечательностей, образовательных учреждений и т. п.) и соотнесите их с городами, где они производятся (находятся и т.п.);
- соотнесите слово, словосочетание с родным языком, и уточните, существует ли такое явление в родной культуре;
- сопоставьте термины с терминами в родном языке, выделите отличительные черты;
- ознакомьтесь с помощью словаря со следующими словами…
- выделите те значения слов и выражений, которые не совпадают со значениями в русском языке;
- соотнесите комментарий со словом, со словосочетанием;
- найдите сокращения в тексте и догадайтесь по контексту, что они обозначают;
- соотнесите сокращения с расшифровками;
- соотнесите сокращения с подобными сокращениями в родном языке;
- найдите в тексте слова не французского / английского \немецкого происхождения, догадайтесь, что они обозначают;
- прочитайте заключительный блок текста и догадайтесь о значении выделенных слов.

5. Упражнения на ориентировку в грамматической структуре и синтаксисе предложения прагматического текста:
- найдите личные формы глаголов в тексте и определите их форму (наклонение, лицо, число, время и т.п.);
- соотнесите существительное, выражающее действие, с глаголом от которого оно произошло, для какого типа текста характерно использование этих существительных;
- в какой личной форме стоят все глаголы текста и почему;
- определите форму глаголов в следующих заголовках, с какой целью они используются;
- найдите сказуемое в заголовке и определите его форму;
- прочитайте заключительный блок и определите наклонение глагола, с какой целью используется эта форма;
- какой залог используется в предложении и почему;
- соотнесите перечень форм глаголов с типом текста;
- найдите повторения в предложениях текста и определите их роль;
- найдите противопоставления в предложениях и определите их значение;
- определите характер предложений (полносоставное, неполное и т.п.);
- соотнесите предложения с типом текста;
- соотнесите грамматическую структуру с родным языком, совпадают ли они.

2. Упражнения на формирование умений понимания текстов (в соответствии с установкой).

2. Упражнения на формирование умений изучающего чтения:
- прочитайте текст и выделите компоненты композиции;
- определите ключевые слова каждого компонента композиции;
- прочитайте (повторно) предисловие и сформулируйте основную мысль;
- прочитайте (повторно) основной композиционный блок и выделите основную мысль;
- найдите в тексте предложения, которые отвечают на следующие вопросы;
- подтвердите словосочетаниями, предложениями из текста следующее утверждение;
- прочитайте текст и заполните информационную таблицу;
- выберите предложение, которое отражает основную тему текста;
- прочитайте предложение, которое поясняет заголовок;
- закончите предложение, опираясь на содержание текста;
- используя материал текста, ответьте на вопросы;
- сообщите информацию, которой владеете в соотношении с именами собственными, с социокультурным явлением и т.д.

- прочитайте еще раз текст и дополните ответы на вопросы;
- прочитайте еще раз текст и расположите действия в правильной последовательности;
- выберите правильные ответы из нескольких данных;
- заполните подробно (дополните) таблицу;
- заполните пропуски в предложениях в соответствии с содержанием текста;
- ответьте на детальные вопросы;
- презентуйте (передайте) информацию текста по плану, по вопросам, по ключевым словам;
- на какие события (исторические, культурные и т.д.) ссылаются в тексте, чтобы подчеркнуть идею (главную мысль, тему и т.д.);
- попытайтесь соотнести социокультурную информацию текста с последовательностью действий в рамках коммуникативной ситуации, где может функционировать этот текст;
- сравните социокультурное явление, лежащее в основе текста, с подобным явлением в родной культуре;
- выделите характерные особенности поведения инофонов, основываясь на социокультурной информации текста;

Упражнения на формирование умений поискового чтения

- прочитайте текст и укажите, кому он адресован;
- прочитайте текст и найдите информацию о ….;
- найдите в тексте предложения, которые отражают необходимую информацию;
- найдите в тексте информацию, которая характеризует иллюстрацию;
- выделите факты, которые относятся к теме;
- прочитайте текст и заполните таблицу со следующей информацией из текста;
- отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;
- прочитайте заголовки и заключительные блоки текстов и найдите информацию, чтобы ответить на вопросы;
- прочитайте заголовки и найдите текст с интересующей информацией;
- опираясь на слова, отражающие искомую информацию, найдите эту информацию в тексте.
- укажите, в какой композиционной части находится ответ на вопрос;
- найдите необходимую информацию и перечитайте часть текста с этой информацией и ответьте на вопросы;
- соотнесите социокультурную информацию текста с последовательностью действий в рамках коммуникативной ситуации, где может функционировать этот текст;
- сравните социокультурное явление, лежащее в основе текста, с подобным явлением в родной культуре;

Упражнения на формирование умений ознакомительного чтения

- прочитайте текст, найдите словосочетание, предложение отражающую основную тему;
- прочитайте текст и найдите предложение, отражающее главную мысль текста;
- прочитайте текст и определите общую проблематику текста;
- определите, какой компонент композиции отражает тему, главную мысль, идею текста;
- прочитайте текст и заполните следующую таблицу;
- прочитайте текст и отметьте те факты, которые подтверждают следующие предложения;
- прочитайте текст и поясните главную мысль своими словами;
- найдите имена собственные в тексте и соотнесите их с комментарием;
- с чем у вас ассоциируются имена собственные (с какими историческими, культурными событиями и т. д.);
- прочитайте текст и соотнесите его с заглавием;
- прочитайте текст и выразите свое согласие или несогласие со следующими утверждениями;
- ответьте на вопросы к тексту;
- расположите части композиции в правильном порядке;
- посмотрите на иллюстрацию, сопровождающую текст и определите ее значение;
- соотнесите план с текстом;
- соотнесите социокультурную информацию текста с последовательностью действий в рамках коммуникативной ситуации, где может функционировать этот текст;
- сравните социокультурное явление, лежащее в основе текста, с подобным явлением в родной культуре;

Упражнения на формирование умений интерпретации информации текста

1. Упражнения на оценку полученной информации (с точки зрения новизны, актуальности, перспективы ее использования, а также с позиции ее социокультурного своеобразия):
- используя следующие слова и словосочетания, скажите, что нового узнали из текста;
- почему информация текста вам интересна, что именно вам интересно;
- где бы вы могли использовать эту информацию в реальной межкультурной коммуникации;
- скажите, какие факты вы узнали впервые;
- какие факты вам были известны;
- для каких целей может понадобиться извлеченная информация;
- хотели ли вы узнать по этой теме дополнительную информацию;
- при каких обстоятельствах можно воспользоваться этой информацией;
- выразите свое отношение к прочитанному;
- как вы относитесь к прочитанной социокультурной информации;
- что вам кажется странным в этой информации, объясните, с чем это связано;
- что является необычным в социокультурной информации для родной культуры;
- как вы относитесь к необычным фактам социокультурной информации;

2. Упражнения на сопоставление, сравнение, анализ, обобщение социокультурной информации:
- сопоставьте выделенные социокультурные явление с явлениями родной культуры;
- сравните эти явления и найдите сходства и различия;
- с какими представлениями связывает инофон выражение (событие, явление и т.д.)….;
- с какими представлениями вы связываете это выражение (событие, представление и т.д.);
- обобщите полученную информацию из текста с уже известной информацией и составьте план подробного ответа на вопрос…;
- обобщите информацию нескольких текстов и заполните таблицу;
- сравните информацию нескольких текстов и сделайте вывод…;
- сравните информацию с предыдущим текстом и подтвердите следующий аргумент;
- сравнив социокультурное явление (событие, факт) в разных культурах, сделайте вывод, начните так…..;

- по выписанным ключевым словам сообщите основные факты, выделив особенности социокультурного явления;
- классифицируйте факты из прочитанных текстов в таблице, используя таблицу, представьте социокультурную информацию;
- проанализируйте информацию и закончите предложения, используя эти предложения, сообщите о прочитанной информации;
- по иллюстрациям сделайте обобщение и презентуйте информацию;
- используя выделенные слова, проанализируйте ценности, характерные для инофонов, которые отражены через информацию текста;
- проанализируйте социокультурную информацию и составьте план;
- определите характер выполнения действий в тексте (сложно, легко и т.п.) и перечислите действия, используя выписанные ключевые глаголы;

3.Упражнения на формирование навыков и умений поведения в различных социальных контактах в контексте определенной коммуникативной ситуации межкультурного взаимодействия:
- соотнесите текст и ситуацию его использования в повседневной жизни инофона;
- соотнесите текст и последовательность действий в коммуникативной ситуации повседневной жизни инофона;
- сопоставьте последовательность действий в коммуникативной ситуации повседневной жизни инофона с подобной ситуацией в родной культуре;
- выделите различия в поведении инофонов и представителей родной культуры;
- в каких ситуациях межкультурной коммуникации возможно воспользоваться информацией из текста;
- к каким информационным источникам обратитесь, если вам необходимо узнать следующую информацию в ситуации межкультурного общения….;
- прочитав несколько текстов (текстов рекламы) и заинтересовавшись информацией, какие действия вы планируете совершить;

- если вы собрались совершить какое-то действие в контексте определенной коммуникативной ситуации (посетить музей, замок, выставку, кино, театр, выбрать праздничное меню, выбрать вид транспорта и т.д.) какие факты социокультурной информации вы будете учитывать, аргументируйте;
- если вы планируете совершить какое-то действие в контексте определенной ситуации иноязычного общения (записаться во французский лицей, университет, организовать стажировку, записаться на языковые курсы и т.д.) какими источниками информации вы воспользуетесь;
- если вы планируете совершить какое-то действие, какие документы (анкеты, заявления) вам необходимо заполнить, заполните их;
- составьте план ваших действий в рамках определенной ситуации межкультурного взаимодействия (организация путешествия, праздника, посещения достопримечательности);
- изложите план ваших действий в рамках определенной ситуации межкультурной коммуникации.