Презентация по теме "Картины родной природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева".
Оценка 5

Презентация по теме "Картины родной природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева".

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
11.06.2021
Презентация по теме "Картины родной природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева".
Презентация по литературе к уроку "Картины родной природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева"
Природа в творчестве Тютчева.pptx

Лирика – один из трех родов художественной литературы, в основе которого не действия и события, а чувства и мысли человека

Лирика – один из трех родов художественной литературы, в основе которого не действия и события, а чувства и мысли человека

Лирика – один из трех родов художественной литературы, в основе которого не действия и события, а чувства и мысли человека. Поэзия – особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается «бездна мысли», для передачи которого в прозе понадобились бы десять страниц. Лирика может дать почувствовать «созвучье полное» с природой.

Лирика – это род художественной литературы, в котором действительность отражается путем глубоких душевных переживаний, мыслей, чувств поэта, обычно в стихотворной форме

Лирика – это род художественной литературы, в котором действительность отражается путем глубоких душевных переживаний, мыслей, чувств поэта, обычно в стихотворной форме

Лирика – это род художественной литературы, в котором действительность отражается путем глубоких душевных переживаний, мыслей, чувств поэта, обычно в стихотворной форме.

Брейн-ринг Что такое стих? Какие вы знаете размеры стиха?

Брейн-ринг Что такое стих? Какие вы знаете размеры стиха?

Брейн-ринг

Что такое стих?
Какие вы знаете размеры стиха?
Как называется двусложный размер стиха с ударением на 1-й слог?
2-й слог?

Брейн-ринг Что такое троп? Что такое эпитет?

Брейн-ринг Что такое троп? Что такое эпитет?

Брейн-ринг

Что такое троп?
Что такое эпитет?
Антитеза?
Метафора?
Олицетворение?
Сравнение?
Что такое звукопись?
Аллитерация?
Ассонанс?

Урок литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях

Урок литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях

Урок литературы в 6 классе

Родная природа
в стихотворениях
Ф.И.Тютчева

Родная природа в творчестве Ф.И

Родная природа в творчестве Ф.И

Родная природа в творчестве Ф.И.Тютчева.


Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев

Ф.И.Тютчев 1803 - 1873

Ф.И.Тютчев 1803 - 1873



Ф.И.Тютчев
1803 - 1873

Ф.И. Тютчев Детские годы

Ф.И. Тютчев Детские годы

Ф.И. Тютчев

Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихотворениях Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшая ещё в детстве.

Зима недаром злится, Прошла ее пора-

Зима недаром злится, Прошла ее пора-

Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
…………….
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит-

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит-

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят-

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят-

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и будят, и гласят…

Рукописи Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Рукописи Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Рукописи Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Стадия вызова. Какое время года вам больше нравится?

Стадия вызова. Какое время года вам больше нравится?

Стадия вызова.

Какое время года вам больше нравится?
Опишите его.
Какие чувства оно у вас вызывает? (3-5 фраз).

Заполнить таблицу Время года Чувства и настроение ученика

Заполнить таблицу Время года Чувства и настроение ученика

Заполнить таблицу

Время года

Чувства и настроение ученика

Чувства и настроение поэта

Выразительные средства ученика

Выразительные средства поэта

зима

Радость, восторг, смех, игры.
Мороз, холодно.

Эпитет – глубокие сугробы

лето

Радость, смех, игры, походы

эпитет – тёплое солнышко
однородные члены -

осень

Восхищение пестротой листьев

эпитет- разноцветные
олицетворение - шуршат

Ф.И. Тютчев «Листья». Анализ стихотворения

Ф.И. Тютчев «Листья». Анализ стихотворения

Ф.И. Тютчев «Листья».
Анализ стихотворения.

Стадия осмысления. Выразительное чтение стихотворения

Стадия осмысления. Выразительное чтение стихотворения

Стадия осмысления.

Выразительное чтение стихотворения.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!


Выразительное чтение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Луга побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Листья» В стихотворении «Листья»

Листья» В стихотворении «Листья»

«Листья»

В стихотворении «Листья» Тютчев написал о том, как листья, некогда зелёные и свежие, тоскуют зимой на голых ветках.

Вопросы для анализа Всё стихотворение – монолог листьев

Вопросы для анализа Всё стихотворение – монолог листьев

Вопросы для анализа

Всё стихотворение – монолог листьев. В какой его части мы слышим весёлый лепет листьев, а в какой – слышим резкие порывы ветра в кронах деревьев?
Какое настроение остаётся после прочтения стихотворения? Почему?

Зима разъединила листья с солнцем, с ветрами, с птицами, и им хочется снова быть с ними в дружбе и согласии

Зима разъединила листья с солнцем, с ветрами, с птицами, и им хочется снова быть с ними в дружбе и согласии

Зима разъединила листья с солнцем, с ветрами, с птицами, и им хочется снова быть с ними в дружбе и согласии.
Они стремятся туда, куда дуют ветры, в южные страны.
Летом листья были вместе с природой, с деревьями, с солнцем. Они цвели и блестели во всей своей живой красе.

Настроение Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы

Настроение Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы

Настроение

Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.
Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит.
Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.

Приёмы и выразительные средства языка

Приёмы и выразительные средства языка

Приёмы и выразительные средства языка.

Основной авторский приём – антитеза.

Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев.

Пусть сосны и ели Всю зиму торчат,

Пусть сосны и ели Всю зиму торчат,

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Пересказ-анализ Первая строфа :

Пересказ-анализ Первая строфа :

Пересказ-анализ

Первая строфа:
Стоит зима.
Зимний лес весь в снегу.
Снега очень много.
Ели и сосны «закутавшись, спят».

Зимний пейзаж Метафора Олицетворение

Зимний пейзаж Метафора Олицетворение

Зимний пейзаж

Метафора
Олицетворение
Сравнение
Эпитеты

сосны и ели, закутавшись, спят
как иглы ежа
тощая зелень ввек не свежа

Мы ж, лёгкое племя, Цветём и блестим

Мы ж, лёгкое племя, Цветём и блестим

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Пересказ-анализ Вторая строфа :

Пересказ-анализ Вторая строфа :

Пересказ-анализ

Вторая строфа:
Картина весёлого лета. Листья цветут и блестят во всей своей красе, играют с лучами, купаются в росе!..»

Весёлое лето Авторский приём: монолог листьев

Весёлое лето Авторский приём: монолог листьев

Весёлое лето

Авторский приём: монолог листьев.
Метафора
Олицетворение
Глаголы
Восклицательное предложение
Эпитеты



Лёгкое племя
Цветём, блестим, гостим
Играли с лучами,
Купались в росе!
Красное лето


Но птички отпели, Цветы отцвели,

Но птички отпели, Цветы отцвели,

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Луга побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Пересказ-анализ Третья строфа :

Пересказ-анализ Третья строфа :

Пересказ-анализ

Третья строфа:
Картина увядания природы.
Лето прошло, «птички отпели.
Цветы отцвели,
Луга побледнели…»

Увядание природы Метафора Олицетворение

Увядание природы Метафора Олицетворение

Увядание природы

Метафора
Олицетворение
Восклицательное предложение

Луга побледнели
Зефиры ушли
Даром висеть и желтеть
И нам улететь!

О буйные ветры, Скорее, скорей!

О буйные ветры, Скорее, скорей!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Пересказ-анализ Четвёртая строфа :

Пересказ-анализ Четвёртая строфа :

Пересказ-анализ

Четвёртая строфа:
Картина подвижной, беспокойной жизни листьев.
Листья просят ветер взять их с собой, унести, чтобы жить полной радостной жизнью.

Беспокойная жизнь листьев Олицетворение

Беспокойная жизнь листьев Олицетворение

Беспокойная жизнь листьев

Олицетворение

Эпитет

Повторы слов

Восклицательные предложения

Скорей нас сорвите
Сорвите, умчите

Буйные ветры

Скорее, скорей

Летите, летите!
Мы с вами летим!

Стадия рефлексии. Картины и чувства детей и поэта

Стадия рефлексии. Картины и чувства детей и поэта

Стадия рефлексии. Картины и чувства детей и поэта

Поэтическое мастерство Ф.И.Тютчева,
Яркие картины
Глаголы, подчёркивающие эти картины
Олицетворение
Метафора
Эпитеты
Сравнение

Заполнить таблицу Время года Чувства и настроение ученика

Заполнить таблицу Время года Чувства и настроение ученика

Заполнить таблицу

Время года

Чувства и настроение ученика

Чувства и настроение поэта

Выразительные средства ученика

Выразительные средства поэта

зима

Радость, восторг, смех, игры.
Мороз, холодно.

Эпитет – глубокие сугробы

Олицетворение – сосны и ели, закутавшись, спят
Сравнение – как иглы ежа

лето

Радость, смех, игры, походы

Радостное, светлое

эпитет – тёплое солнышко
однородные члены -

Метафора – лёгкое племя
Эпитет – красное лето

осень

Восхищение пестротой листьев

Грусть, жалоба листьев

Опять радуются жизни

эпитет- разноцветные
олицетворение - шуршат

Олицетворение – луга побледнели, зефиры ушли

Восклиц.предлож-е – Летите, летите!

Делаем вывод Тютчев говорит о всеобщем законе природы, по которому всё в ней жаждет единства и гармонии

Делаем вывод Тютчев говорит о всеобщем законе природы, по которому всё в ней жаждет единства и гармонии

Делаем вывод

Тютчев говорит о всеобщем законе природы, по которому всё в ней жаждет единства и гармонии.
Листья просят ветер унести, взять их с собой, чтобы жить полной, радостной жизнью.
Разумеется, за всем этим скрываются и более глубокие мысли поэта о быстротечности человеческой жизни.

Итоги урока Чем занимались на уроке?

Итоги урока Чем занимались на уроке?

Итоги урока


Чем занимались на уроке?
Чему научились?
Что больше понравилось?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Задания на стр.197 устно; стр.201-102 пересказ; * стихо-творение наизусть.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2021