Лирика – один из трех родов художественной литературы, в основе которого не действия и события, а чувства и мысли человека. Поэзия – особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается «бездна мысли», для передачи которого в прозе понадобились бы десять страниц. Лирика может дать почувствовать «созвучье полное» с природой.
Лирика – это род художественной литературы, в котором действительность отражается путем глубоких душевных переживаний, мыслей, чувств поэта, обычно в стихотворной форме.
Ф.И. Тютчев
Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихотворениях Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшая ещё в детстве.
Заполнить таблицу
Время года | Чувства и настроение ученика | Чувства и настроение поэта | Выразительные средства ученика | Выразительные средства поэта |
зима | Радость, восторг, смех, игры. | Эпитет – глубокие сугробы | ||
лето | Радость, смех, игры, походы | эпитет – тёплое солнышко | ||
осень | Восхищение пестротой листьев | эпитет- разноцветные |
Стадия осмысления.
Выразительное чтение стихотворения.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!
Выразительное чтение стихотворения
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Луга побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Зима разъединила листья с солнцем, с ветрами, с птицами, и им хочется снова быть с ними в дружбе и согласии.
Они стремятся туда, куда дуют ветры, в южные страны.
Летом листья были вместе с природой, с деревьями, с солнцем. Они цвели и блестели во всей своей живой красе.
Настроение
Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.
Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит.
Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.
Заполнить таблицу
Время года | Чувства и настроение ученика | Чувства и настроение поэта | Выразительные средства ученика | Выразительные средства поэта |
зима | Радость, восторг, смех, игры. | Эпитет – глубокие сугробы | Олицетворение – сосны и ели, закутавшись, спят | |
лето | Радость, смех, игры, походы | Радостное, светлое | эпитет – тёплое солнышко | Метафора – лёгкое племя |
осень | Восхищение пестротой листьев | Грусть, жалоба листьев | эпитет- разноцветные | Олицетворение – луга побледнели, зефиры ушли |
Делаем вывод
Тютчев говорит о всеобщем законе природы, по которому всё в ней жаждет единства и гармонии.
Листья просят ветер унести, взять их с собой, чтобы жить полной, радостной жизнью.
Разумеется, за всем этим скрываются и более глубокие мысли поэта о быстротечности человеческой жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.