«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции». Сухомлинский В.А.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество
образования выдвигается как ведущая задача в
деятельности образовательных учреждений. Каждый
ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это
понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий?
Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне
зависимости от того, какой подход признаётся
оптимальным, провозглашается главным критерием
качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, промежуточный, итоговый, включая ЕГЭ.
Каждый учитель общеобразовательной школы, приходя на работу, задает себе вопрос: "Для кого я
работаю?". Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса для каждого педагога
при его загруженности выливается во внутренний конфликт: работать для того, чтобы получить
средний общий результат по качеству образования,
то есть максимально подтягивать слабых учеников, или работать на развитие творческих, сильных учеников. Естественно, в идеале учитель должен успеть и то, и другое.
Проблемы общего характера ØДефицит учебного времени.
ØВсе возрастающее снижение уровня логического мышления у достаточно большой части учащихся как следствие клипового сознания.
ØСнижение уровня подготовки.
ØПроблемы с долговременной памятью. Прошли, изучили и быстро забыли.
ØДоступные готовые домашние задания, которые используют дети при выполнении домашней работы.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их
выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока,
взаимодействие между учителем и учащимися,
реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи,
использование современных методик и технологий
обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
Методика диагностики поуровневого усвоения знаний и умений широко применяется в школьной практике и предполагает принцип составления двухмерных заданий (на выявление знаний и умений
одновременно) и их распределение по степени восходящей сложности:
Ø На узнавание;
Ø На запоминание;
Ø На понимание;
Ø На внутритемное обобщение;
Ø На межтемное обобщение; Ø На межпредметное обобщение.
Положительным моментом в применении данной диагностики обученности является возможность для учителя проанализировать
соответствие результатов усвоения знаний и умений учащимися на
каждом уроке (по каждому заданию) тем учебным задачам, которые ставятся (или не ставятся) на уроках, и скорректировать задачи и технологии обучения.
Учет индивидуальных особенностей ученика.
Ø Учитель не должен спрашивать учеников — поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:
Ø как на уроке создана установка быть внимательным;
Ø как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);
Ø как организована смена видов деятельности на уроке:
Ø как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
Ø как организована активность учащихся на уроке;
Ø как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.
Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
Ø Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
Ø Социально-экономические факторы.
Ø Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
Ø Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социальнопсихологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
Ø Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности).
Общие показатели успешного обучения:
ØКачество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.
ØИнтерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социальнонравственные ориентации.
ØБесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.
ØСтабильность здоровья учащихся.
ØУдовлетворённость учителя своей работой.
Типы учеников
v Ученики-отличники
сотрудничающие с учителем. Обычно, это школьники, являющиеся гордостью учителя. В общении с ученикамиотличниками педагоги стремятся проявлять как можно больше положительных эмоций и чувств: их хвалят, побуждают остальных брать с них пример
v Второй тип
Ученики, которых учитель считает способными или просто талантливыми, но в определенном смысле трудными (ненадежными, недисциплинированными, работающими не систематически, ленивыми)
Типы учеников
v Третий тип
Хорошие (послушные) ученики, благодарные учителю за каждое проявление симпатии и помощи, но считающиеся малоспособными и имеющие слабую успеваемость v Четвертый тип.
Явно проблемные ученики, с которыми у учителей постоянно возникают противоречия и конфликты.
v Пятый тип
Это ученики, которые могут быть обозначены как
неопределенная, слабо дифференцируемая группа. В эту группу входят ученики, которые практически не привлекают к себе внимания учителя.
Советы по повышению мотивации школьников на уроках Ø Предоставление частичной свободы выбора .
Ø Отмечайте достижения ребенка.
Ø Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием.
Ø Стараться, когда это, возможно, интегрировать знания.
Ø Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
Ø Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько
(на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
Ø Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни.
Задача современного педагога: пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного
методического, дидактического материала и технологий
подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся.
«Кто нам мешает, тот нам поможет», – говорит известный киногерой.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения.
Его основное назначение состоит в организации усвоения информации учащимися. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино - и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности.
Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают,
читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее
усвоенной и запоминают. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного.
Мультимедиа программы как основа объяснительноиллюстративного метода представляют информацию в
различных формах и тем самым делают процесс обучения
более эффективным. Экономия времени, необходимого для
изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Применяя на уроках объяснительно-иллюстративный метод в сопровождении мультимедийных презентаций,
программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской
пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования
личности учащихся и отвечает запросам современного
общества. К наиболее часто используемым элементам
ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора.
Уроки с использованием объяснительно-иллюстративного метода кроме учебных целей по предмету имеют еще и
задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих
перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и
управлять ей для различных практических целей, данный метод как инструмент профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода 1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности урока.
3. В зависимости от подготовленности учащихся, можно определять по ходу урока темп и объём излагаемого материала.
4. Установление межпредметных связей с другими предметами.
5. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных проектов под руководством учителя.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
Ø избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
Ø ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т. е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. п.
Ø дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
Ø учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной).
Нестандартные формы проверки домашнего задания Одна из важнейших задач общеобразовательной школы повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы,
воспитывают в себе организованность, трудолюбие,
аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не
налажена их проверка
Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней
плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного
слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.
Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях
тетради во время выполнения домашнего задания) помогает
учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.
Приёмы изучения фактического материала:
Методические приёмы представляют собой совокупность приёмов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся. Под приёмами мы понимаем действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия. Приёмы, применяемые в методике модульного (блочного) обучения.
Образное повествование, при котором главные исторические факты излагаются с использованием графической наглядности;
Ролевая игра, при котором учащиеся получают роли участников исторических событий или деловые игры, где учащиеся получают роли современников и в процессе игры активно оппонируют друг другу.
Приёмы изучения фактического материала:
Объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов.
Рассуждение применяется для выявления причинноследственных связей, существенных черт понятий. Этот приём позволяет втянуть учеников в ход активной познавательной деятельности.
Хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки.
Календарь важнейших событий способствует изучению важнейших событий. Например, 1700,1703,1709,1714,1720,1721
– основные события петровской эпохи;
Приёмы изучения фактического материала:
Синхронистические таблицы способствуют взаимосвязанному изучению событий и явлений из всеобщей и отечественной истории.
Европа |
Россия |
1648 |
1653 |
Предоставление лютеранам и кальвинистам свободы вероисповедания |
Начало реформы патриарха Никона |
Приёмы обучения по опорным сигналам:
Материал, предназначенный для изучения, учитель представляет в виде особых конспектов с опорными сигналами. Опорные символы помогают ученику
запомнить единицы информации — факты главные и
неглавные. Для идентификации в опорном конспекте они
выделены разным цветом. Суть же самой системы работы заключается в усвоении знаний на основе их
многократного повторения и ежедневного контроля за качеством знаний при помощи самих же учащихся.
Каждый год мои ученики сдают ОГЭ по истории и обществознанию. Историю выбирают реже, и конечно, не такое количество детей, как по обществознанию.
История – предмет специфичный. В отличие от обществознания, где может выручить широкий кругозор и общая информированность о социальных процессах,
подготовка к ОГЭ по истории требует твердых знаний дат (а это память!), событий (а это чтение большого объема материала!), умения их описывать (а это гуманитарный склад мышления!).
Кроме того, термины, ориентация на исторической и географической карте, визуализация памятников искусства, иллюстрирующих события разных периодов истории России.
Проанализировав свою работу, стало понятно, что
«изобретать велосипед» не придется. Важно изначально настроить учеников на позитивную работу, а также выстроить четкий алгоритм работы для себя, определить структуру занятий.
При подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ОГЭ.
1 этап – работа с понятиями на уроках;
2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;
3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ, работа по формированию умений выполнения развернутых заданий.
5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).
Некоторые общие методы и приемы, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома:
1) Традиционные задания по составлению планов, таблиц и схем.
На уроках постоянно составляем многочисленные таблицы, схемы, логические цепочки и т.д., которые помогают структурировать материал. Например, 6 класс – тема «Восточные славяне». Работая по тексту, заполняем таблицу с заданием:
Племена |
Места заселения |
Главный город |
Основные занятия |
2) Метод «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……», по истории Киевской Руси – задание «При Владимире на Руси впервые…».
В практике любого учителя истории есть обязательные хронологические диктанты, которые обучающиеся не любят. Чтобы заинтересовать, повысить их мотивацию к изучению дат основных исторических событий, я использую в 6-8 классах учебные тренажёры и проверочные тесты формата ГИА (ОГЭ)
Задача учителя, который готовит выпускника к экзамену по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов и понятий. А научить
самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики –
выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное.
Одним словом - Мыслить!
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Будем же искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики».
Л.Н. Толстой
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.