Цели:
1) Познакомить учащихся с растворами,
указать их значение в природе и жизни
человека;
2) Дать понятие дисперсным системам;
3) Развивать логическое мышление, память,
умение сравнивать, развивать умения и
навыки в познавательной деятельности
учащихся;
4) Тренировать внимание в процессе
демонстрации химических опытов;
5) Повышать интерес учащихся к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Элементы новых педагогических
технологий:
1. Использование коммуникативной
компетентности;
2. Включение учащихся в активную речевую
деятельность;
3. Стремление к грамотному общению.
Методы и формы обучения: рассказ
учителя, фронтальная беседа, демонстрация
опытов, рассказ с элементами беседы.
Оборудование и реактивы:
1. Периодическая система
химических элементов
Д. И. Менделеева;
2. Таблица «Растворимость
кислот, щелочей и солей»;
3. Набор химических реактивов:
вода, мел, песок, сахар , NaCl,
подсолнечное масло,
яичный белок.
Ход урока
l. Организационный момент.
Из курса природоведения и из повседневной жизни вам
известно, что в воде растворяются многие вещества. При этом
образуются растворы.
ll. Актуализация опорных знаний.
lll. Мотивация учебной деятельности.
А что же представляют собой растворы и каково их значение
в природе и жизни человека? Нам это предстоит узнать на
данном уроке.
lV. Сообщение темы, цели и задач урока.
V. Изучение нового материала.
Растворы – однородные системы,
состоящие из молекул растворителя
и частиц растворённого вещества,
между которыми происходят
физические и химические
взаимодействия.
l. Истинные растворы однородны, частицы
растворённого вещества меньше 1 нм
(1 нм = 10^-9 м), их нельзя обнаружить
даже при помощи ультрамикроскопа.
Задание. Привести примеры.
Демонстрация.
К истинным растворам
относятся растворы соли
и сахара в воде.
ll. Коллоидные растворы прозрачны, как истинные,
но размер частиц растворённого вещества боль-
ше – от 1 до 100 нм. Эти частицы состоят из мно-
жества молекул, способных рассеивать проходя-
щий через раствор свет. Отдельные частицы об-
наруживаются с помощью ультрамикроскопа.
Слипание коллоидных частиц называется коагу-
ляцией. При этом образуется гель – студнеобраз-
ная масса (желе, мармелад, студень).
Примеры. Растворы яичного
белка, силикатного клея.
Демонстрация.
lll. Грубодисперсные системы. При смешива-
нии некоторых веществ с водой образую-
тся не растворы, а мутные смеси, кото-
рые называют взвесями. Размеры частиц
растворённого вещества во взвесях пре-
шают 100 нм.
Взвеси делятся на суспензии, эмульсии и аэрозоли.
Суспензии – взвеси, в которых мелкие частицы твёрдого
вещества равномерно распределены между молекулами
воды.
Примеры: глина, песок с водой.
Демонстрация.
Эмульсии – взвеси, в которых мелкие капельки жидкости
равномерно распределены между молекулами другой жи-
дкости.
Примеры: растительное масло с водой, керосин с водой.
Демонстрация.
Аэрозоли – взвеси, в которых частицы твёрдого вещества
равномерно распределены в газовой среде.
Примеры: пыль в воздухе, туман.
Растворы распространены в:
- быту (растворы соли, сахара, уксусной кис-
лоты в воде, газированная вода – раствор
СО2 в H2O и т.д.);
- медицине (растворы лекарственных препа-
ратов для инъекций, микстуры и т.д.);
- сельском хозяйстве;
- различных отраслях промышленности;
- парфюмерии (эмульсии, аэрозоли);
- строительстве (грубодисперсные системы –
растворы песка, мела, цемента и т.д.), а
также во многих других сферах.
lV. Закрепление.
Изучив данную тему, повторим некоторые важные моменты.
Вопросы учащимся:
1) Что такое растворы?
2) Основные компоненты растворов.
3) Почему основным компонентом растворов чаще явяляется
вода?
4) Какие вещества могут быть использованы в качестве
растворителей?
5) Какое значение имеют растворы в природе?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.