Презентация по теме: "Значение растворов в природе и жизни человека. Понятие о дисперсных системах."

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 19.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по химии
Иконка файла материала Презентация по теме значение растворов в природе и жизни человека.Понятие о дисперсных системах.pptx

Значение растворов в природе
и жизни человека.
Понятие о дисперсных системах.

Подготовила:Власова Л.Д.
учитель химии высшей категории,
учитель-методист
МОУ «Школа № 2
им. Героя Советского Союза
Ю.М. Двужильного г. Донецка»
 

г. Донецк – 2020 г.

Тема:

Цели:

1) Познакомить учащихся с растворами,
указать их значение в природе и жизни
человека;

2) Дать понятие дисперсным системам;

3) Развивать логическое мышление, память,
умение сравнивать, развивать умения и
навыки в познавательной деятельности
учащихся;

4) Тренировать внимание в процессе
демонстрации химических опытов;

5) Повышать интерес учащихся к предмету.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Элементы новых педагогических
технологий:

1. Использование коммуникативной
компетентности;
2. Включение учащихся в активную речевую
деятельность;
3. Стремление к грамотному общению.

Методы и формы обучения: рассказ
учителя, фронтальная беседа, демонстрация
опытов, рассказ с элементами беседы.

Оборудование и реактивы:

1. Периодическая система
химических элементов
Д. И. Менделеева;

2. Таблица «Растворимость
кислот, щелочей и солей»;

3. Набор химических реактивов:
вода, мел, песок, сахар , NaCl,
подсолнечное масло,
яичный белок.

Литература:
1 Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
 

Ход урока

l. Организационный момент.

Из курса природоведения и из повседневной жизни вам
известно, что в воде растворяются многие вещества. При этом
образуются растворы.

ll. Актуализация опорных знаний.

lll. Мотивация учебной деятельности.

А что же представляют собой растворы и каково их значение
в природе и жизни человека? Нам это предстоит узнать на
данном уроке.

lV. Сообщение темы, цели и задач урока.

V. Изучение нового материала.

Вам известно, что при сме-
шивании веществ с водой
образуются однородные
системы – растворы.

Примеры. Соль или сахар
растворяются в воде.
Образуется однородная
система – раствор.

Растворы – однородные системы,
состоящие из молекул растворителя
и частиц растворённого вещества,
между которыми происходят
физические и химические
взаимодействия.

Наибольшее значение имеют
дисперсные системы, в которых
средой является вода и др. жидкости.

l. Истинные растворы однородны, частицы
растворённого вещества меньше 1 нм
(1 нм = 10^-9 м), их нельзя обнаружить
даже при помощи ультрамикроскопа.

Задание. Привести примеры.

Демонстрация.

К истинным растворам
относятся растворы соли
и сахара в воде.

ll. Коллоидные растворы прозрачны, как истинные,
но размер частиц растворённого вещества боль-
ше – от 1 до 100 нм. Эти частицы состоят из мно-
жества молекул, способных рассеивать проходя-
щий через раствор свет. Отдельные частицы об-
наруживаются с помощью ультрамикроскопа.
Слипание коллоидных частиц называется коагу-
ляцией. При этом образуется гель – студнеобраз-
ная масса (желе, мармелад, студень).

Примеры. Растворы яичного
белка, силикатного клея.

Демонстрация.

lll. Грубодисперсные системы. При смешива-
нии некоторых веществ с водой образую-
тся не растворы, а мутные смеси, кото-
рые называют взвесями. Размеры частиц
растворённого вещества во взвесях пре-
шают 100 нм.

Взвеси делятся на суспензии, эмульсии и аэрозоли.

Суспензии – взвеси, в которых мелкие частицы твёрдого
вещества равномерно распределены между молекулами
воды.

Примеры: глина, песок с водой.

Демонстрация.

Эмульсии – взвеси, в которых мелкие капельки жидкости
равномерно распределены между молекулами другой жи-
дкости.

Примеры: растительное масло с водой, керосин с водой.

Демонстрация.

Аэрозоливзвеси, в которых частицы твёрдого вещества
равномерно распределены в газовой среде.

Примеры: пыль в воздухе, туман.

Растворы распространены в:

- быту (растворы соли, сахара, уксусной кис-
лоты в воде, газированная вода – раствор
СО2 в H2O и т.д.);

- медицине (растворы лекарственных препа-
ратов для инъекций, микстуры и т.д.);

- сельском хозяйстве;

- различных отраслях промышленности;

- парфюмерии (эмульсии, аэрозоли);

- строительстве (грубодисперсные системы –
растворы песка, мела, цемента и т.д.), а
также во многих других сферах.

lV. Закрепление.

Изучив данную тему, повторим некоторые важные моменты.
Вопросы учащимся:

1) Что такое растворы?

2) Основные компоненты растворов.

3) Почему основным компонентом растворов чаще явяляется
вода?

4) Какие вещества могут быть использованы в качестве
растворителей?

5) Какое значение имеют растворы в природе?

Vlll. Домашнее задание.

Творческое задание: значение растворов в природе и жизни
человека.

Vll. Подведение итогов работы и
выставление оценивающих баллов.