Пещерная живопись
Вплоть до конца XIX в. учёные не знали, что у древних людей существовало искусство. Однако сделанные чуть более ста лет назад открытия показали, что наши первобытные предки умели рисовать, причём не только для собственного удовольствия, но и для практических целей.
Пещерная живопись — изображения людей и животных, оставленные первобытными людьми на стенах пещер, где они проживали.
Учёные относят возраст самых древних произведений изобразительного искусства к сороковому тысячелетию до нашей эры. Памятники искусства древних людей представляют собой, прежде всего, пещерную живопись.
Впервые произведения пещерной живописи обнаружил в 1879 г. испанский археолог Саутуола, когда проводил раскопки в пещере Альтамира в Северной Испании. Археолог-любитель взял на поиски орудий труда, созданных первобытными людьми, свою девятилетнюю дочь. Увлечённый копанием земли археолог даже не заметил, что девочка зашла далеко вглубь пещеры, однако через некоторое время она закричала, что обнаружила что-то интересное. Подоспевшему к дочери археологу открылись впечатляющие изображения. На потолке пещеры неизвестный древний мастер изобразил бизонов в разных позах. Рисунки были настолько изящны, что современники долго не могли поверить в подлинность открытия, многие считали, что Саутуола сам подговорил кого-то расписать пещеру, чтобы привлечь к себе внимание. Однако в начале XX в. подобные изображения были обнаружены во многих пещерах по всему миру. Сомнения, что рисунки бизонов Альтамиры принадлежат людям, жившим много тысяч лет назад, были окончательно развеяны. Например, в одной из пещер во Франции исследователи обнаружили изображения нескольких десятков диких лошадей, мамонтов и оленей. Первобытные мастера в своей творческой работе сумели отразить облик и характер этих животных — олени выглядят напуганно, а мамонты — величественно.
Рисунки древних людей выполнены древесным углём или природными красками, например глиной жёлтого или красного цвета. Рецепт некоторых из этих красок учёные не могут раскрыть до сих пор. В это же время (40–35 тыс. лет назад) появилась скульптура. Древние мастера вырезали скульптурные статуэтки людей и животных из дерева или кости. Рисунки и скульптурные фигурки, созданные древними людьми, часто обнаруживали в необитаемых пещерах, что указывает на то, что эти места служили святилищами. Это означает, что у первобытных людей в те времена уже существовали религиозные представления в виде веры в сверхъестественных существ.
Религиозные представления древних людей
Первобытные люди были бессильны перед непостижимыми и загадочными природными явлениями. Их волновало множество вопросов, на которые не было ответов. Например, откуда появляется молния? Куда скрывается солнце на закате? Почему гремит гром или происходит извержение вулкана? Кроме того, древний человек опасался болезней и не знал, как их нужно лечить. Каждый день ему приходилось сталкиваться со множеством трудностей и неудач в быту или на охоте. Наши предки не могли логически объяснить происходящие с ними явления, поэтому считали, что все изменения в природном мире и жизни людей приносят некие сверхъестественные силы. Эти силы первобытный человек называл духами или богами и изображал в виде фигурок животных. Таким фигуркам древние люди поклонялись, обращались к ним с просьбами об успешной охоте или удачном урожае, поскольку верили в их необыкновенные свойства и способности влиять на действия и поступки людей. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом, а религия, основанная на поклонении многим богам, — многобожием, или язычеством. Древний человек думал, что между животным и его изображением существует прямая связь. Считалось, что нарисованная сцена удачной охоты или изображённое раненое животное могут принести успех в реальной жизни. Отсюда и возникает мотив «охотничьей магии», состоящий в традиции перед охотой пронзать изображение животного копьями и стрелами. Первобытный человек полагал, что таким образом он убивает дух животного, и теперь будет гораздо проще загнать его в ловушку.
Одним из примеров существования религиозных представлений у первобытных людей может служить обычай погребения мёртвых. На каком-то этапе у наших далёких предков появилось представление, что у каждого существа есть душа. Даже такие явления, как сон и смерть, древний человек объяснял движениями души, которая во время сна или смерти покидает тело человека. Душе умершего человека поклонялись, у неё просили покровительства и защиты, так как считалось, что после смерти душа не исчезает бесследно, а переселяется в новое место — загробный мир. В этом месте она встречается с такими же душами и продолжает заниматься тем же, что и при жизни, — охотой, рыболовством, собирательством даров природы. По этой причине, помимо пищи и одежды, в могилу клали предметы, которые отражали род занятий покойного, — копья, гарпуны, мотыги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.