Давайте вспомним:
1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).
2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)
3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).
4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).
5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).
6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).
7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.
8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)
9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).
Решите задачу:
«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор».
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).
Появление бедных и богатых
Земледельцы с изобретением плуга стали зажиточнее, они делали запасы. Но ведь каждый по-прежнему должен был делиться со всеми многочисленными сородичами. Так стоит ли особенно стараться, если полученный урожай все равно поделят поровну?
Различия:
Родовая община
Родичи
Сообща жили
Сообща трудились
Общее имущество
Земля в общей собственности
Равенство
Соседская община (община, состоявшая из больших семей, не связанных родственными связями)
Соседи
Жили семьями
Трудились семьями
Имущество принадлежало отдельной семье
Семья владеет своим наделом земли
Неравенство
Если каждая семья самостоятельно ведет хозяйство и распоряжается своим имуществом, то некоторые из них со временем становятся богаче, а другие беднее. Появляется неравенство.Легко возникал соблазн увеличить свое богатство не изнурительным трудом, а грабежом. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь.
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют.
Вождь племени, его друзья и соратники приобретали известность – их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалось по наследству – дети вождей и старейшин пользовались почетом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племен. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне пленников вождь и знатные люди делали своими рабами.
Крупные поселения понемногу превращались в города, окруженные крепостными стенами.
Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
В городах этих жила, знать, которую обслуживали ремесленники и рабы. Здесь находились места, где стояли идолы. Вождь приобретал власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.
Закрепление изученного материала:
1. Первый металл, который освоил человек (медь).
2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)
3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)
4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).
5. Род занятия человека (ремесло).
6. Богатые, влиятельные люди (знать).
7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.