Задание 1 предполагает выбор из пяти вариантов двух ответов, в которых сокращение текстовой информации проведено с полным сохранением ее объёма.
Для анализа предлагаются тексты научного стиля, содержащие всего три предложения.
Нужно запомнить, что среди вариантов следует искать такие, в которых информация текста объединена.
Алгоритм выполнения задания
Прочитать внимательно текст. Варианты ответов читать пока не следует, иначе можно запутаться.
2. Определить тему текста.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
3. Попробовать сформулировать (предположить) основную мысль текста.
Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор по теме. Это то, для чего написан текст. В задании 1 ЕГЭ основная мысль часто (но не всегда!) содержится во втором и третьем предложениях текста (из трёх имеющихся). Если трудно сразу сформулировать основную мысль, то переходим к пункту 4 Алгоритма. Его следует выполнять в любом случае.
4. Подчеркнуть в каждом предложении текста ключевые слова.
Это главные, опорные слова, без которых смысл предложения теряется.
С помощью ключевых слов кратко пересказать текст (сжать его). Пересказ лучше начинать с конца! Это поможет понять основную мысль и отбросить лишнюю информацию. Иными словами, в кратком пересказе как раз и будет содержаться основная мысль текста.
Алгоритм выполнения задания
5. Глядя на ключевые слова и на сам текст, попробовать установить причинно-следственную связь между частями текста (это может быть связь между предложениями либо частями предложений). Важно понять, что от чего зависит и чем обусловливается.
Необходимо обратить особое внимание на союзы, союзные слова, вводные слова. Они нередко помогают установить причинно-следственную связь. Например, союз «потому что» указывает на то, что после него обозначена причина. Вводные слова «таким образом» обозначают, что в предложении, в котором они употреблены, содержится вывод.
6. Проверить по очереди каждый из пяти вариантов ответов, размещённых в задании (далее – высказывания).
Необходимо выяснить, являются ли они истинными либо содержат неверную информацию.
Также следует обязательно установить, содержится ли в них именно главная информация, а не второстепенная, не имеющая значения для раскрытия основной мысли текста.
Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), желательно сослаться на конкретное предложение текста. А чтобы установить, какая информация – главная или второстепенная – приведена в высказывании, необходимо вспомнить основную мысль и краткий пересказ текста. Также следует учитывать причинно-следственную связь.
Алгоритм выполнения задания
Возможны следующие ситуации:
а) в высказывании вся информация неверная, она противоречит содержанию текста (иными словами, в тексте вообще отсутствовали такие сведения либо содержалась противоположная информация);
б) в высказывании часть информации верна, а часть неверна (в тексте не было таких сведений либо содержалась противоположная информация);
в) в высказывании приведена верная информация, но она второстепенная (детали, подробности), нет главной; другими словами, информация верная, но неполная;
г) в высказывании приведена не вся главная информация (то есть информация верная, но неполная).
Во всех указанных случаях высказывание не будет правильным и не будет считаться ответом к заданию 1 ЕГЭ.
Помните! Правильное высказывание должно содержать информацию, которая одновременно является верной и главной!
Таких высказываний в задании 1 ЕГЭ может быть два и более. Смысл у них один и тот же, а речевое оформление различается. Иными словами, содержание одинаковое, а формы разные.
7. Записать в бланк ответов ЕГЭ номера (два и более) верных высказываний.
Разбор задания
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; <…> фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
1) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.
2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
Разбор задания
Выполним задание в соответствии с Алгоритмом выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку.
1. Прочитаем внимательно текст.
1) Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; <…> фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
Разбор задания
2. Определим тему текста.
Тема текста – фразеологизмы.
3. Попробуем сформулировать (предположить) основную мысль текста.
«Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».
Разбор задания
4. Подчеркнём в каждом предложении текста ключевые слова. Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; <…> фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
Разбор задания
С помощью ключевых слов попробуем кратко пересказать текст (сжать его). Пересказ начнём с конца.
«Важно знать значения фразеологизмов, так как они способны воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».
Видим, что краткий пересказ совпал с ранее сформулированной основной мыслью (пункт 3 Алгоритма). Значит, мы правильно определили основную мысль.
Обратим внимание на то, что в ходе пересказа «отпали» ключевые слова первого предложения текста (функцией фразеологизмов», «выражение отношения к тому, о чём говорится»). Видимо, они не являются важными для раскрытия основной мысли.
Разбор задания
С помощью ключевых слов попробуем кратко пересказать текст (сжать его). Пересказ начнём с конца.
«Важно знать значения фразеологизмов, так как они способны воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».
Видим, что краткий пересказ совпал с ранее сформулированной основной мыслью (пункт 3 Алгоритма). Значит, мы правильно определили основную мысль.
Обратим внимание на то, что в ходе пересказа «отпали» ключевые слова первого предложения текста (функцией фразеологизмов», «выражение отношения к тому, о чём говорится»). Видимо, они не являются важными для раскрытия основной мысли.
Разбор задания
5. Глядя на ключевые слова и на сам текст, попробуем установить причинно-следственную связь между частями текста.
Обратим внимание на наречие «поэтому» в третьем предложении текста.
Рассуждаем следующим образом.
Фразеологизмы выражают отношение к предмету речи.
Они оказывают воздействие во время публичных выступлений, поэтому важно знать значение фразеологизмов.
Очевидна причинно-следственная связь между вторым и третьим предложениями текста.
6. Проверим по очереди каждый из пяти вариантов ответов, размещённых в задании (далее – высказывания).
Необходимо выяснить, являются ли они истинными либо содержат неверную информацию.
Также следует обязательно установить, содержится ли в них именно главная информация, а не второстепенная, не имеющая значения для раскрытия основной мысли текста.
Будем перечитывать основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма) и вспоминать причинно-следственную связь (пункт 5 Алгоритма).
Разбор задания
Проверим первое высказывание.
1) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.
Как мы видим, высказывание не противоречит тексту, поскольку содержит верную информацию.
Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), сошлёмся на конкретные предложения текста. Информация верна, так как соответствует содержанию предложений (2) и (3) текста о фразеологизмах.
Также вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».
Высказывание передаёт основную мысль текста, то есть в нём приведена вся главная информация, ничего не упущено.
Вариант 1) верный и полный. Он будет являться одним из ответов к заданию 1 ЕГЭ. Выпишем цифру 1.
Разбор задания
Проверим второе высказывание.
2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится. Такое высказывание не противоречит тексту.
Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), сошлёмся на конкретное предложение текста. Информация верна, так как соответствует содержанию предложений (1) и (2) текста о фразеологизмах.
Осталось проверить, приведена ли в нём вся главная информация.
Вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».
В высказывании приведена не вся главная информация. Не сказано, что важно знать значения фразеологизмов.
Информация, содержащаяся в варианте 2) верная, но неполная. Цифру 2 выписывать не будем.
Разбор задания
Проверим третье высказывание.
3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
Очевидно, что в этом высказывании фактически приведено только второе предложение текста (даже лишь часть второго предложения), чего недостаточно для раскрытия содержания всего текста. Основная мысль передана лишь частично.
Информация верная, но неполная.
Следовательно, вариант 3) не подойдёт. Цифру 3 выписывать не будем.
Проверим четвёртое высказывание.
Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
В этом высказывании фактически приведено только первое предложение текста, чего недостаточно для раскрытия содержания всего текста. Основная мысль отражена частично.
Информация верная, но неполная.
Таким образом, вариант 4) не подойдёт. Цифру 4 выписывать не будем.
Разбор задания
Проверим пятое высказывание.
Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
Высказывание не противоречит тексту.
Вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».
Высказывание не противоречит тексту. Оно соответствует основному содержанию предложений (2) и (3) текста о фразеологизмах.
В нём отражена главная информация, соответствующая основной мысли текста.
Таким образом, высказывание 5) является верным и полным. Оно будет являться вторым ответом к заданию 1 ЕГЭ. Выпишем цифру 5.
7. Запишем в бланк ответов ЕГЭ номера верных высказываний.
Это высказывания 1 и 5.
Тренируемся!
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1)Почти все используемые нами материалы производятся в основном из других, например, пластик получают из нефти, бумагу — из дерева.(2)Материалы, которые без переработки поступают на фабрики для производства других материалов, называются первичной материей. (3)<...>,первичной материей являются все материалы, имеющие природное происхождение: дерево, используемое для изготовления мебели, хлопок, собираемый с растений и применяемый для производства тканей, и многие другие материалы.
1) Материалы, используемые человеком, производятся в основном из других материалов.
2) Нефть, дерево, хлопок и многие другие материалы имеют природное происхождение и могут использоваться без переработки.
3) Первичная материя — это непереработанные материалы природного происхождения, используемые для производства других материалов.
4) Пластик получают из нефти, бумагу — из дерева, ткани — из хлопка, собираемого с растений.
5) Для производства и получения различных материалов требуются непереработанные материалы природного происхождения, иными словами, первичная материя.
Тренируемся!
Ответ: 35
Проверяем высказывания:
Материалы, используемые человеком, производятся в основном из других материалов.
Предложение 1) содержит неполную информацию: в тексте речь идёт не только о вторичных материалах, но и о первичных.
2) Нефть, дерево, хлопок и многие другие материалы имеют природное происхождение и могут использоваться без переработки.
Предложение 2) содержит неполную информацию: в тексте речь идёт не только о материалах природного происхождения, но и о вторичных.
3) Первичная материя — это непереработанные материалы природного происхождения, используемые для производства других материалов.
4) Пластик получают из нефти, бумагу — из дерева, ткани — из хлопка, собираемого с растений.
Предложение 4) содержит неполную информацию: в тексте говорится не только о том, из чего получают пластик, бумагу и ткань, но и даётся информация о возможности производства из первичной и вторичной материи.
5) Для производства и получения различных материалов требуются непереработанные материалы природного происхождения, иными словами, первичная материя.
Тренируемся!
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1)В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. (2)Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. (3)<...> крайне важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.
1) Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.
2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.
3) Сохранение ландшафтов — природного наследия человечества — одна из самых главных задач современного общества.
4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определённым достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.
5) Одной из самых главных задач современного общества является сохранение ландшафтов — природного наследия человечества.
Тренируемся!
Ответ: 35
Проверяем высказывания:
Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.
Предложение 1) противоречит содержанию текста: в тексте не говорится, что человек забывает: «вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием».
2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.
Предложение 2) содержит неполную информацию: в наши дни заговорили не только о «ненарушенных ландшафтах ... как о наследстве», но и о том, что это наследство нуждается в охране.
3) Сохранение ландшафтов — природного наследия человечества — одна из самых главных задач современного общества.
4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определённым достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.
Предложение 4) содержит противоречащую тексту информацию: о приумножении «достояния» в тексте не сказано, кроме того, из данного предложения трудно понять, о каком достоянии вообще ведётся речь, не указано, что это природное окружение.
5) Одной из самых главных задач современного общества является сохранение ландшафтов — природного наследия человечества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.