Презентация "Познавательная деятельность"

  • pptx
  • 07.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Познавателбная деятельность.pptx

Познавательная деятельность

Обществознание 10 класс профиль

План урока

Бытие и познание
Проблема познаваемости мира
Познание как деятельность
Чувственное познание
Рациональное познание

Познание - это

Процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром;
Духовная деятельность, направленная на приобретение знаний.

Гносеология - философская наука, изучающая процесс познания.

Вся история человечества - это ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний -

от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования компьютерных массивов информации

1. Бытие и познание

«Знание - сила»

Френсис Бэкон (1561-1626)

Знания необходимы для жизни любому человеку. Однако, в настоящее время количество накопленных и прибавляющихся ежедневно знаний уже невозможно усвоить в полном объеме любому человеку.
Представления и идеи о том, как формируются общие принципы человеческого познания, его соотношения с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека – рассматриваются философами.

Подходы к решению этих вопросов могут быть разными.

Сущность процесса познания

Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта,
Субъект познания – человек.
Объект познания – окружающий мир.
Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека.

Гносеология – наука о познании

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — знание, logos — учение) —— теория познания.
Гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту).
Основные проблемы гносеологии:
структура познавательного процесса,
проблема истины и ее критериев,
проблема форм и методов познания

Основные проблемы познания

Основные проблемы гносеологии

Познаваем ли мир?

Какие существуют у человека способности познания?

Как человек познаёт мир?

Что есть истина и каковы её критерии?

Является ли человеческое познание истинным?

Каковы базовые принципы научного познания?

«To be or not to be» - that is a question, - восклицал известный нам герой

Одной из центральных категорий философии является категория бытия
Её исследованием занимается целая наука – онтология (это очень сложная для понимания категория, так как включает максимальную степень обощённости)

Структура познания как деятельности

Субъект – тот, кто познаёт (человек, общество)
Объект – то, что познают (предмет, окружающий мир – природа и общество, сам человек)
Мотив – познавательные интересы
Цель – получение знаний о предмете
Средства – через образование и через науку
Действия – осмысление жизненного опыта, наблюдение, эксперимент и т.д.
Результат – новая информация, знания

      Знания результат особого процесса — познавательной деятельности людей.

Правы ли писатели-фантасты братья Стругацкие, которым принадлежит афоризм: «Чтобы покорить мир, надо его иначе назвать»?

План урока:
Бытие и познание
Познание как деятельность
Чувственное познание: его возможности и границы
Сущность и формы рационального познания

Человека всегда волновал вопрос о том, сколько он может узнать о мире и о себе. Мудрейшие из философов, подобно Сократу, Конфуцию, Лао-цзы, убежденно говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем больше он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна неопознанного окружает его. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношения с реальным миром, границы между знанием и верой, увидеть пределы познавательных возможностей человека. А между тем над этим вопросом задумывались философы с давних времён.

1. Бытие и познание

Онтоло́гия (лат. ontologia от др.греч. ὤν род. п. ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие.
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

«Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, - вопрос о том, что такое сущее»


Аристотель


МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО О СУЩНОСТИ БЫТИЯ

ФАЛЕС
МИЛЕТ-
СКИЙ

АНАК-
СИМЕН

ГЕРАК-
ЛИТ

ДЕМО-
КРИТ

ПЛА-ТОН

АРИС-ТО-ТЕЛЬ

СРЕД-НЕВЕК. ФИЛОСОФЫ

И. КАНТ

Г. ГЕГЕЛЬ

МАРК-СИСТЫ

1. Бытие и познание

Вопрос соотношения бытия и сознания – один из основных вопросов философии.

Основа всего сущего (бытия) – ВОДА. Фалес Милетский

Основа всего сущего (бытия) – ОГОНЬ. Гераклит

Основа всего сущего (бытия) – НЕДЕЛИМЫЕ АТОМЫ. Демокрит

Мыслители прошлого о сущности бытия

Фалес Милетский
Анаксимен
Гераклит
Демокрит
Платон


Аристотель

Субстанцией (основой) мира является вода

ВОЗДУХ

ОГОНЬ

НЕДЕЛИМЫЕ АТОМЫ, а ПУСТОТА - УСЛОВИЕ ИХ ДВИЖЕНИЯ

К истинно сущему относил бестелесные, нематериальные идеи, которые постигаются лишь разумом

Выделял бытие как сущее и сущность отдельной вещи. Бытие, первая из сущностей, постигается философски, а сущность вещей изучают частные науки

Мыслители прошлого о сущности бытия:

Аристотель – выделял бытие как таковое (сущее) и сущность отдельной вещи. Бытие, первая из сущностей, постигается философски, а сущность вещей изучают частные науки
Средневековые философы – абсолютное бытие отождествлялось с Богом. Некоторые мыслители рассматривали Бога как дарителя (источник) бытия, возвышающегося над миром сущностей

Мыслители прошлого о сущности бытия:

Иммануил Кант – различал внешний мир и изначально данные человеку до всякого опыта (априорные) формы чувственного познания (к ним он относил пространство и время), а также категории рассудка (причина и следствие, единичное, особенное, общее и другое). Соединяет их познающий человек, обладающий познавательным аппаратом. При этом человеческое знание охватывает лишь мир опыта, а за его пределами лежат непознаваемые «вещи в себе»

Мыслители прошлого о сущности бытия:

Георг Гегель – считал субстанцией мира «абсолютный дух», или «мировой разум» , который, проходя в своём развитии стадию природы, сам себя познаёт в процессе восхождения от абстрактного к конкретному, то есть от наиболее общих определений к более конкретным, богатым содержанием
Марксисты – отстаивали идею реальности, объективности окружающего мира, его независимости от познающего субъекта

ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?

МЫ ВООБЩЕ НЕ В СОСТОЯНИИ СКАЗАТЬ, КАКОВ ПРЕДМЕТ НА САМОМ ДЕЛЕ, НО МЫ МОЖЕМ ЗНАТЬ, КАКИМ ОН НАМ КАЖЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСТРОЙСТВА НАШИХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ. МЫ ВИДИМ МИР НЕ ТАКИМ, КАКОЙ ОН САМ ПО СЕБЕ, А ТАКИМ, КАКИМ ЕГО ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ В СИЛУ СВОЕЙ ЧУВСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ВСЯКОЕ ЗНАНИЕ ПРИХОДИТ ИЗ ОПЫТА, А ЗА ПРЕДЕЛЫ ЛЮБОГО ОПЫТА ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕВОЗМОЖНО ВЫЙТИ

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, МЫ ДОЛЖНЫ ПРИЗНАТЬ, ЧТО ОТСУТСТВУЕТ ЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ ОБЪЕКТИВНЫМ МИРОМ И СИСТЕМОЙ ЗНАНИЯ

СЕКТ ЭМПИРИК

ДЭВИД ЮМ

И. КАНТ

НЕТ,
ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН ПОЗНАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР

АГНОСТИЦИЗМ (ОТРИЦАНИЕ ПОЗНАВАЕМОСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА)

Агностик: итак, уважаемые господа, я представляю точку зрения философской концепции агностицизма, которая отрицает познаваемость окружающего мира. Мы сомневаемся в том, что человек может истинно познавать мир

Агностицизм – (от греческого «непознаваемый») – философское учение, отрицающее возможность познания

Конвенционализм – (от латинского «договор»)- существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашением между учёными

Гносеология (образовано от греческих слов: γνώσις — познание; λόγος — слово, рассуждение, учение).

Гносеология, или учение о познании — это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

Знания не возникают сами по себе, они результат познавательной деятельности человека

Познавательная деятельность:
Результат особого процесса – познавательной деятельности людей
Познание может происходить непроизвольно, при разных жизненных ситуациях
Специально организованный процесс (исследования)
Приобретаются в результате опыта

Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой является только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к полученной информации

Виды познания:
Обыденное
Научное
Философское (религиозное)
Художественное
Социальное

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (ИНТУИЦИЯ, МИСТИЧЕСКИЕ «ОЗАРЕНИЯ» И ДР.)

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
(ПОЗНАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЧУВСТВ)

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
(ПОЗНАНИЕ С ПОМОЩЬЮ РАЗУМА)

АБСТРАКТНОЕ
(ЛОГИЧЕСКОЕ) МЫШЛЕНИЕ:
ПОНЯТИЕ;
СУЖДЕНИЕ;
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

РАСКРЫВАЕТ ВНУТРЕННЮЮ ПРИРОДУ ВЕЩЕЙ, ИХ СУЩНОСТЬ, ЗАКОНЫ ИХ РАЗВИТИЯ

ЖИВОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ СОЗЕРЦАНИЕ:
ОЩУЩЕНИЕ;
ВОСПРИЯТИЕ;
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ДАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ, ВНЕШНИХ СТОРОНАХ ВЕЩЕЙ

ЕДИНСТВО
СВЯЗЬ

ЖИВОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ СОЗЕРЦАНИЕ:

ОЩУЩЕНИЕ –
ОТРАЖЕНИЕ СВОЙСТВ СТОРОН ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА, ВОЗНИКАЮЩЕЕ ПРИ ИХ ЕПОСРЕДСТВЕННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ВОСПРИЯТИЕ –
ЦЕЛОСТНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ –
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ В СОЗНАНИИ ОБРАЗА ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ БЕЗ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ (НА ОСНОВЕ ПРИПОМИНАНИЯ ИЛИ ВООБРАЖЕНИЯ)

АБСТРАКТНОЕ (ЛОГИЧЕСКОЕ) МЫШЛЕНИЕ:

ПОНЯТИЕ –
МЫСЛЬ, ОТРАЖАЮЩАЯ СУЩЕСТВЕННЫЕ, ОБЩИЕ СВОЙСТВА, ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ

СУЖДЕНИЕ –
МЫСЛЬ, УТВЕРДАЮЩАЯ ИЛИ ОТРИЦАЮЩАЯ ЧТО-ЛИБО ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОНЯТИЙ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ –
ЭТО ВЫВОД (СЛЕДСТВИЕ) ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ СУЖДЕНИЙ

Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление)

Чувственное познание –процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств

«Окна в мир» это наши органы чувств.
Благодаря им мы получаем необходимую информацию о внешнем мире, а также о состоянии собственного организма.

5 основных чувств

Осязание

Обаяние

Вкус

Зрение

Слух

4. Чувственное познание

Человек наделен органами чувств с помощью которых и начинается его познание мира.

ВСЕГДА ЛИ ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ДАННЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТОЧНЫМИ (ОБЪЕКТИВНЫМИ) ?

Привожу его доводы: например, простое яблоко. Опишем наши представления: яблоко жёлтое, гладкое, приятно пахнущее, сладкое, хрустящее. И так, мы характеризовали яблоко с помощью пяти свойств

А почему именно пять свойств, а не трёх или семи? Потому что мы так устроены, у нас пять органов чувств, следовательно, воспринимаемому предмету мы приписываем пять свойств

Специфические характеристики:

Чувственное познание является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром. Именно чувственное познание способно дать нам информацию о том мире, в котором мы существуем и осуществляем свою деятельность

Специфические характеристики:

2. Чувственное познание часто характеризуют как «пассивное». При этом пассивность следует понимать как неспособность человека изменить данные органы чувств на уровне ощущений. И хотя человеку удалось создать многочисленные приборы и устройства, способные изменить диапазон его восприятия, но всё же каждый из нас воспринимает горячее как горячее. При этом человек осознаёт, что органы чувств могут его обманывать. Тем не менее, он доверяет своим органам чувств

Специфические характеристики:

3. На уровне чувственного познания человек способен зафиксировать лишь данное в органах чувств, но не способен постичь сущность предметов и их свойств, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Вместе с тем задача познания состоит не только в чувственном отражении действительности, но и в осознании сущности происходящего, в прогнозировании. Поэтому одного чувственного познания недостаточно для формирования целостной картины мира

Чувственному познанию присущи следующие формы:

Ощущения – это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов
Восприятие – это целостной образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений. При этом восприятие не является простой «механической» суммой. На этапе восприятия человек не просто суммирует отдельные ощущения, но воспринимает предмет как некую целостность, выделяет данный предмет из окружающей действительности
Представление – это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним

Рациональное познание – процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур

Формы рационального познания:
Понятие – мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки
Суждение – мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения
Умозаключение- представляет собой систему взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области

Методы рационального познания:

Анализ
Синтез
Индукция
Дедукция, обобщение
Абстрагирование
Определение

Особенности рационального познания:

Рациональное познание имеет обобщённый характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида
Рациональное познание носит абстрактный характер, то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты

Особенности рационального познания:

3. Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношений между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств
Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой

Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления
Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств
Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакцию своего организма на внешние воздействия
Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания

ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логические рассуждения.

Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция. А. Эйнштейн

Виды интуиции:

интеллектуальная связанная с умственной деятельностью;

мистическая
связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека

Роль интуиции в процессе познания

При интуитивном познании, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Интуиция
(от лат. intueri пристально, внимательно смотреть) - отыскание, часто практически моментальное, решения проблемы.
Интуиция – это вспышка проницательности, источник появления которой невозможно точно объяснить.

Интуиция

На протяжении тысячелетий интуиция объяснялась вмешательством богов, муз, "гениев", демонов, "голосов" и т.п. Например, Декарт, когда ему пришла в голову идея аналитической геометрии, поверил, что на него снизошло божественное откровение, пал на колени и стал молиться.

Рене Декарт (1596-1650)

Феномен интуиции

Интуитивное озарение совершается быстро и «легко».
Интуитивный творческий акт предполагает сжатие во времени, свертывание и переход в подсознание некоторых алгоритмов.
На бессознательно-психическом уровне перерабатывается за единицу времени примерно в десятки миллионов раз бóльший объем информации, чем на сознательном уровне.

Вопросы для контроля

1) В чем заключается философский смысл категории «бытие»? 2) Что такое онтология? 3) Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания (сознания)? 4) Что изучает гносеология? 5) В чем смысл философского вопроса о познаваемости мира? 6) Какова структура познания как вида деятельности? 7) Как менялись представления о роли субъекта в познавательной деятельности? 8) Каковы основные формы чувственного познания? Дайте им краткую характеристику. 9) Раскройте роль и покажите границы чувственного познания в постижении мира. 10) Назовите основные формы рационального мышления. Кратко охарактеризуйте их. 11) В чем проявляется неразрывная связь чувственного и рационального познания?

МЫСЛИТЕЛЬ

ВЗГЛЯДЫ

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ

СУБСТАНЦИЕЙ (ОСНОВОЙ) МИРА ЯВЛЯЕТСЯ ВОДА

АНАКСИМЕН

СУБСТАНЦИЕЙ МИРА ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗДУХ

ГЕРАКЛИТ

СУБСТАНЦИЕЙ МИРА ЯВЛЯЕТСЯ ОГОНЬ

ДЕМОКРИТ

ОСНОВА МИРА В РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ НЕДЕЛИМЫХ АТОМАХ, ПУСТОТА – УСЛОВИЕ ИХ ДВИЖЕНИЯ

ПЛАТОН

ИСТИННО СУЩЕЕ – БЕСТЕЛЕСНЫЕ, НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ИДЕИ, КОТОРЫЕ ПОСТИГАЮТСЯ ЛИШЬ РАЗУМОМ. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ИЗМЕНЧИВ И НЕ ОБЛАДАЕТ ИСТИННЫМ БЫТИЕМ

АРИСТОТЕЛЬ

БЫТИЕ ПОСТИГАЕТСЯ ФИЛОСОФСКИ, А СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ ИЗУЧАЮТ ЧАСТНЫЕ НАУКИ

СРЕДНЕВЕК. ФИЛОСОФЫ

АБСОЛЮТНОЕ БЫТИЕ ОТОЖДЕСТВЛЯЛИ С БОГОМ. БОГ – ДАРИТЕЛЬ БЫТИЯ

ИММАНУИЛ КАНТ

ЕСТЬ ВНЕШНИЙ МИР, ДАННЫЙ ЧЕЛОВЕКУ ДО ВСЯКОГО ОПЫТА, И ЕСТЬ РАССУДОК. ПОЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК ОБЪЕДИНЯЕТ ИХ, ПОЗНАВАЯ ЛИШЬ МИР ОПЫТА, А ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ ЛЕЖИТ НЕПОЗНАВАЕМОЕ

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ

ОСНОВА МИРА – «МИРОВОЙ РАЗУМ», КОТ. САМ СЕБЯ ПОЗНАЕТ, ВОСХОДЯ ОТ ОБЩИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ К БОЛЕЕ КОНКРЕТНЫМ

МАРКСИСТЫ

ОТСТАИВАЛИ ИДЕЮ РЕАЛЬНОСТИ, ОБЪЕКТИВНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ЕГО НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА