Литературное чтение -
один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием.
Основные задачи курса «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климанова и др.
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать произведения;
развитие интереса к чтению, книге и формирование читательского кругозора;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 1 классе из учебного плана на период обучения грамоте выделяется 92ч, на изучение литературного чтения отводится 36 ч (3 ч в неделю, 12 учебных недель). В школе с родным языком обучения, в первом классе на русский язык выделяется 6 ч. Поэтому, с согласия родителей, 2 ч внеурочной деятельности выделила на литературное чтение. Из них 5 ч на русский язык, остальные 3 ч на литературное чтение. Изучение предмета начала с последней недели февраля.
Сказки, загадки, небылицы Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
1) личностных результатов:– учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;– принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;– имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;– имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;– имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.
2) метапредметных результатов:– считают книгу источником информации;– читают текст целыми словами;– отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;– определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;– имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;– выделяют в тексте абзац;– контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;– находят страницу книги по номеру;– пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;– умеют соотносить текст и иллюстрацию;– участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);
3) предметных результатов:– имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;– различают прозаический и стихотворный тексты;– связывают заглавие произведения с его содержанием;– имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);– имеют представление о разнообразии интонации в произведении;– определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;– способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;– способны кратко описать образа персонажа;– имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.
В конце 1 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 1 – 2 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• имена 3-4 авторов и названия их произведений.
Обучающиеся должны уметь:
• понимать содержание прочитанного;
• составлять образ слова по его элементам (по отдельным буквам и частям букв);
• пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.
• находить заглавие текста, называть автора произведения.
• различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение.
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 30 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.