Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский индустриальный колледж»
Дунаев Владимир ИвановичДолжность: преподавательОбразование: высшееПедагогический стаж: 10 летДействующая категория: отсутствуетЗаявленная категория: перваяПреподаваемые дисциплины: ОБЖ, БЖД
Ведущая педагогическая идея.
Использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение у обучающихся самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Ведущая идея опыта.
Ведущая идея опыта заключается в формировании положительной мотивации учащихся, направленной на рост познавательных интересов и потребности овладения ключевыми компетенциями.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие профессионального образования
Влияние внешних запросов
Развитие метапредметных результатов:
учебно-познавательных, информационных;
коммуникативных, общекультурных;
формирование навыков работы с мультимедийными программными средствами;
актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Требования ФГОС
Метапредметные результаты освоения должны отражать:
умение использовать ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности.
Противоречия
Между традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью
внедрения современных технологий, в том числе информационных;
между наличием познавательных интересов у обучающихся и отсутствием
его развития;
между беспечным отношением к вопросам безопасности учащихся, родителей,
учителей и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие профессионального образования
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
1. Информационно-коммуникативные технологии в образовании
Они более интересные, продуманные, наглядные. Использование ИКТ на занятиях ОБЖ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности.
Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися и развивает их познавательную деятельность.
Возможности ИКТ (можно создать):
- презентацию-лекцию; тесты (Excel, Word, My Test), карточки (Word);
- кроссворды (Excel); самостоятельные работы (Word);
- контрольные работы (Word); видеофрагменты фильмов;
- слайд-шоу; видеоклипы;
Результаты ИКТ (можно использовать):
- тест (Excel, Word, My Test); карточки (Word);
- контрольные работы (Word).
- видеофрагменты фильмов (mp.4)
- буклеты, памятки, открытки - информационный материал (Word, Publisher).
- презентация-контроль; презентация-тест;
2. Технология сотрудничества:
Коллективный способ обучения, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
Считаю что, технология сотрудничества может с успехом использоваться на занятиях по ОБЖ. Она основана на содружестве всех участников педагогического процесса в общем деле, нацеленном на общий результат.
Цель: социализация, формирование коммуникативных умений, нравственное воспитание личности, и в первую очередь воспитание таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь (коммуникативная компетентность).
Например, я использую коллективный метод на занятии ОБЖ (БЖД). Учащиеся объединяются в группы или команды. Каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь коллектив, потому что совместно ликвидируются пробелы. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее.
Результаты:
- написание исследовательских, творческих работ;
- создание презентаций по предмету;
- инструкции; проекты;
- буклеты; памятки; плакаты; кроссворды; квесты.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
4. Здоровье сберегающая технология:
технология, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, преподавателей и др.). Здоровье сберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
На занятиях ОБЖ и БЖД я применяю некоторые здоровье сберегающие технологии.
Примеры здоровье сберегающих технологий на занятиях ОБЖ:
оптимальная организация учебного процесса и физической активности учащихся;
распределение интенсивности умственной деятельности;
охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
использования каналов восприятия (аудиальное восприятие, визуальное восприятие, кинестетическое восприятие);
Игровая
Например, я чаще всего использую, физкультурные минутки, гимнастику для глаз, рук, ног и игры сидя или стоя на месте (в середине занятия, в течении 3-х минут).
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
5. Технология уровневой дифференциации: на занятиях ОБЖ разноуровневая дифференциация обучения применяется на разных этапах занятия: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на занятии, проверка пройденного материала. В процессе изучения курса ОБЖ, активно используются тестовые задания, которые могут быть разноуровневыми. Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Я считаю эту методику можно считать обеспечивающей специализацию учебного процесса для разных групп учащихся.
Цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учащимся в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Преимущества технологии уровневой дифференциации:
предоставление возможности обучения каждого учащегося на том уровне, который полностью соответствует его способностям;
правильно сформированные группы внутри коллектива помогают преподавателю продумывать ведение занятия так, чтобы спланировать форму помощи для каждого учащегося;
в отличие от стандартной методики, при которой упор делается на сильных учеников, слабые получают больше возможности проявить себя, становятся участниками занятия;
сильным учащимся предоставляются условия для полноценного раскрытия их творческих способностей, креативного мышления, что ещё больше способствует развитию имеющихся навыков;
благодаря дифференцированному методу, легче добиться максимальных результатов учащихся. При этом сам процесс освоения материала становится интересным;
происходит повышение мотивации более сильных учащихся, способных усваивать материал на более глубоком уровне, что способствует увеличению темпа работы.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
6. Технология «критического мышления»:
это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать учащегося (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания.
I этап ВЫЗОВ - работа индивидуально, в парах и группах. Учащиеся получают информацию, выслушивают, записывают, обсуждают ее.
1. Составление списка известной информации
2. «Мозговой штурм»
4. Верные и неверные утверждения.
5. Ситуационные задачи.
II этап ОСМЫСЛЕНИЕ - учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника).
1.Знакомство с новой информацией (текст, фильм) и дальнейшее обсуждение.
2.Ролевая игра.
3. Вопросы.
4. Рисунки.
III этап РЕФЛЕКСИЯ - учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.
1. Организация различных видов дискуссий.
2. Написание эссе.
3. Творческие задания: загадки, кроссворды, слоганы, синквейн.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
7. Технология интегрирования учебных дисциплин:
Целью данной технологии:
является интеграция содержания образования внутрипредметная и межпредметная интеграция. В ходе занятия решаются следующие задачи: развивается научный стиль мышления учащихся, формируется комплексный подход к учебным предметам, повышается качество знаний учащихся, развиваются их творческие возможности.
Я применяю межпредметную интеграцию, например, на следующих занятиях:
1.Урок ОБЖ и обществознания по теме «Уголовная ответственность за террористическую деятельность».
2. Урок ОБЖ и биологии по темам «Правильное питание», «Основы ЗОЖ»
3. Урок ОБЖ и физической культуры по теме «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека».
Результат использования технологии:
увеличение процента качества знаний учащихся, выигрыш во временных затратах на - усвоение материала, повышение мотивации в изучении курса ОБЖ и других дисциплин, развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Диапазон:
Опыт применения современных педагогических технологий имеет отношение ко всему курсу изучения ОБЖ в учебном заведении и охватывает как учебный процесс, так и внеурочную деятельность в зависимости от изучаемого содержания в соответствии с календарно – тематическим планированием.
Новизна:
Предлагаемый подход к изучению ОБЖ обеспечивает создание уникальной образовательной среды, побуждающей учащихся на появление вопросов и желание найти ответы, что в полной мере соответствует идеологии системно – деятельностного подхода и в наибольшей степени способствует развитию универсальных учебных действий в процессе обучения ОБЖ.
Повышает познавательную способность обучающихся:
способствует развитию творческих коммуникативных компетенций;
дает обучающимся возможность личностного роста ;
помогает получить прочные знания для успешного освоения учебных программ, участия в олимпиадах и конкурсах;
формирует социально адаптированную, самостоятельно мыслящую личность, способную ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
1. Наличие учебного кабинета, комнаты для хранения оружия и материальной базы по ОБЖ.
2. Наличие интернет – ресурсов по профессиональной деятельности:
ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж» - https://niknn.ru/
3. Обобщение и распространение педагогического опыта:
ООО «ЦПК «Луч знаний» - https://luchznaniy.ru/;
4. Участие в конкурсах профессионального мастерства:
ООО «Мультиурок» - https://multiurok.ru/
5. Реализация новых педагогических технологий:
Публикации на личном сайте - https://multiurok.ru/
Публикации видео на личном канале в You tube.
2. Научно — методическая деятельность
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
2. Научно — методическая деятельность
.
1. Наличие учебного кабинета, комнаты для хранения оружия
и материальной базы по ОБЖ.
2. Наличие интернет – ресурсов по профессиональной деятельности:
ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж» - https://niknn.ru/
3. Обобщение и распространение педагогического опыта:
ООО «ЦПК «Луч знаний» - https://luchznaniy.ru/;
4. Участие в конкурсах профессионального мастерства:
ООО «Мультиурок» - https://multiurok.ru/
5. Реализация новых педагогических технологий:
Публикации на личном сайте - https://multiurok.ru/
Публикации видео на личном канале в You tube.
Личностные результаты
знание личностных, в том числе духовно-нравственных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
реализация воспитанного и ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
сформированность антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
умение работать с разными источниками информации:, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные результаты
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, установки на ЗОЖ, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;
антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
знание и умение применять правила поведения в опасных условиях и ЧС;
умение оказывать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Урок ОБЖ с использованием ИКТ на 1 курсе
по теме "Первая медицинская помощь при остановке сердца"
Литература
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение ,2009
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.
Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в школе: система работы. М., Учитель, 2008.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. - М. 2011.
Нормативное и техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности: учебное пособие в 2-х частях, Ветошкин А. Г., Инфра-Инженерия, 2021
Охрана труда, лабораторный практикум: учебное пособие Луцкович Н. Г., Шаргаева Н. А., РИПО, 2022
Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/
Безопасность жизнедеятельности : учебник для бакалавров. / под ред. проф. Арустамова Э. А. – Изд. 20-е, перераб. и доп. – М. : Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2018. - 448 с.
Информационные технологии в образовании http://bit.edu.nstu.ru/
Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. Сайт «Информика» http://ed.gov.ru/
Интернет – ресурсы:
www. biblioclub.ru (ЭБС Университетская библиотека онлайн).
Национальная электронная библиотека (НЭБ)// Режим доступа: http://нэб.рф
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU // Режим доступа:http://elibrary.ru
www.bezopasnost.edu66.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/Основы безопасности жизнедеятельности
http://skrab.ucos.ru/index/0-2
www.niro.nnov/?id=868
Спасибо Вам уважаемые коллеги - наставники за науку как стать хорошим учителем...
Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет,
а если и протянет, то, к сожалению, ноги.
Рыжиков А.Н. - лауреат
«Учитель года-2009»
Спасибо Вам уважаемые коллеги - наставники за науку как стать хорошим учителем...
Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет,
а если и протянет, то, к сожалению, ноги.
Рыжиков А.Н. лауреат
«Учитель года-2009»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.