Цель проекта:
повышение качества художественного образования и эстетического воспитания учащихся, формирование эстетического вкуса на примере искусства Бурятии, умения понимать и ценить произведения искусства.
Содержание:
Знакомство с изобразительным искусством Бурятии.
2. Знакомство с биографией Сампилова Ц.С., его творчеством. Картины художника «Любовь в степи», «Любопытные быки», «Арканщик». Вклад художника.
Биография Д-Н.Д. Дугарова. Творческие работы Даши-Нимы Дугарова.
4. Жизнь и произведения художника Виктора Жидяева.
5. Биография художника-скульптора Даши Намдакова. Художественное литье мастера.
6. Знакомство с биографией художника Зорикто Доржиева. «Степные истории» - гротеск в творчестве художника.
7. Скульптор-монументалист Миронов А.М. Скульптурные композиции города Улан-Удэ.
8. Практическая часть проекта: мастер-класс от художника-керамиста Доржиевой М.Е., встреча с молодым фотографом Данчиновой Александрой, экскурсия в музей Сампилова.
Цыренжаб Сампилович Сампилов по праву считается основоположником изобразительного искусства Бурятии советского времени. Он родился в улусе Домно Еравнинского аймака в семье бедного охотника Очира, а вырос у соседа Сампила, который усыновил его и дал ему фамилию. В степи, круглый год стада и отары, табуны лошадей. Привязанность к ним, пристальное наблюдение за их повадками зародились у Сампилова именно в годы раннего детства. Уже тогда он делал первые попытки изображения животных. Природа родных мест оставила неизгладимый след в памяти будущего художника, запечатлелась в ней, как нечто прекрасное.
Первая его картина, получившая широкую известность и признание «Любовь в степи» (1927), экспонировалась на юбилейной выставке «Искусство народов СССР» в Москве. Художник глубоко и тонко раскрывает характеры, настроения, душевные переживания своих соотечественников – пастухов, табунщиков, крестьян. Одновременно почти одушевленным героем становится сама степь с ее особенными яркими и нежными красками, с табунами лошадей и отарами овец, пасущимися на ее просторах.
На протяжении многих лет, вплоть до 1953 года, он возглавлял Союз художников Бурятии. Творческое наследие Сампилова значительно: сотни картин, портретов, этюд, рисунков, иллюстрации к произведениям художественной литературы.
Автор работ: «Любовь в степи» (1925), «Революция. Свободная Бурятия» (1926), «Монгольские партизаны» (1926), «Пастух» (1927), «Портрет Х. Намсараева» (1930), «Арканщик» (1934),), «Мать защищает» (1943), «Серый день» (1946), «Ранней весной» (1951), иллюстрации к бурятскому эпосу «Гэсэр» (1940–1941), бурятские орнаменты (1940–1941), серия акварелей «Свадьба хоринских бурят» (1950–1951).
В 1935 году Ц.С.Сампилову было присвоено звание народного художника Бурят-Монгольской республики. Годом позже Советское правительство наградило его орденом Ленина. За выдающиеся заслуги в области развития бурятского искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Так высоко был оценен творческий путь художника, который может служить примером неустанной работы над совершенствованием своего мастерства. И сегодня его полотна имеют глубокую социальную значимость, потому что в них мировосприятие художника, его позитивное отношение к жизни, труду, природе, людям.
В далекие 40-е, в годы тяжелейшей для нашей Родины войны Постановлением СНК Бурят-Монгольской АССР и бюро Обкома ВКП (б) № 245 от 25.10.1943 г. основан Государственный художественный музей. Музей – крупнейший в регионе и единственное в мире хранилище бурятского изобразительного искусства и других художественных ценностей, который на сегодня является одной из главных визитных карточек г. Улан-Удэ и Республики.
В дань уважения, любви и благодарности к личности и творчеству Ц.С. Сампилова, за его неоценимый вклад в историю развития бурятского изобразительного искусства с 1966 года музею присвоено имя выдающегося художника. Ц.С. Сампилов по праву является одним из лучших сынов Бурятии.
Искусство народного художника России
Даши-Нимы Дугаровича Дугарова
принадлежит к числу значительных явлений в изобразительном искусстве.
Д-Н.Д.Дугаров родился 27 апреля 1933 года
в селе Амитхаша Агинского бурятского
национального округа Читинской области.
Его родители - Жигжитов Дугар,
потомственный кузнец, серебряных дел
мастер, и Рабзарова Гарма занимались
нелегким скотоводческим трудом, работали в
колхозе, растили детей, прививали любовь и
уважение к традициям своего народа.
Дугаров считает Ц.С.Сампилова своим учителем. Творчество большого художника открыло ему дальнейший путь, он понял, что свои мысли и чувства, восхищение красотой родного края, как Сампилов, он может отразить в картинах и рисунках и передать их людям.
Он учился в Иркутском художественном училище. В 1955 году он стал студентом Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
Даши-Нима Дугарович Дугаров (1893-1953)
Картина «Проводы невесты» написана по впечатлениям детства. Маленьким мальчиком он наблюдал, как односельчане провожали невесту в другой улус к жениху. Невеста в праздничном бурятском костюме, украшенная комплектом из серебра и кораллов, выезжает из белой юрты на белом верблюде в сопровождении свадебного каравана. Плавно, размеренно двигается верблюд в такт серебряному звону украшений, вокруг невесты лихо джигитуют молодые всадники, показывая свою ловкость и сноровку. Динамичная диагональная композиция подчеркивается мчащимися силуэтами наездников на фоне закатного неба, но они не нарушают общий степенный ритм картины. В изображении неба, национальных костюмов молодой художник использует декоративный колорит, характерный в традиционной росписи дацанов, предметов быта.
В 80-е годы прочное место в творчестве Д-Н.Дугарова занимает Байкал. Раньше он не писал “славного моря”, так как ощущал и воспринимал мир через степное пространство, которое обладало материальностью и плотностью. Вода же- другая стихия, прозрачная, переменчивая, воздушная, с неуловимой игрой цветовых тонов и оттенков. Поселившись на Байкале, он часами наблюдал изменчивые состояния озера, меняющиеся мгновенно от солнечного освещения. Художник старался уловить тончайшие нюансы цветовой палитры байкальской среды.
Д-Н.Д.Дугаров“Байкал. Максимиха”
Творчество Д-Н.Д.Дугарова - яркая страница в истории бурятского изобразительного искусства. Многие его произведения считаются классическими и служат образцом живописного мастерства, композиционной цельности, единства замысла и талантливого воплощения. Огромный архив художника, накопленный за многие годы (рисунки, шаржи, наброски, эскизы) дают материал для новых творческих поисков.
В 1991 году была учреждена Всебурятская ассоциация развития культуры (ВАРК), президентом которой был избран Д-Н.Д.Дугаров. Обладая незаурядным организаторским талантом, Д-Н.Д.Дугаров с удвоенной энергией приступил к воплощению проекта возрождения всех видов традиционного искусства.
Меняется ритм жизни, пространственное мышление, а в человеке, в художнике всегда остается стремление обратиться к своим истокам, почувствовать живое дыхание культурного наследия своего народа, примером тому может служить творчество народного художника России Даши-Нимы Дугаровича Дугарова.
Виктор Иванович Жидяев родился в 1938 г. в г. Улан-Удэ.
В 1960 г. закончил Иркутское художественное училище. После окончания работал преподавателем на художественно-графическом отделении Педагогического училища Улан-Удэ. В 1963–1964 годы были связаны с телевидением, где Виктор Иванович работал художником. В этот период создал несколько мультипликационных фильмов. С 1963 по 1994 годы художник являлся организатором и постоянным руководителем городских студий «Экоршэ» и «Палитра».
Работы Жидяева вобрали в себя силу священного Байкала и земли, на которой он родился. В его творчестве органично сочетаются западное мировоззрение и восточные традиции. Плоская, двухмерная перспектива живописи и часто стилизованные образы создают необычные произведения, насыщенные фантазией и красотой. Творчество Виктора Жидяева основывается на нетрадиционном слиянии реализма, ориентального искусства и символизма, так что представляет собой своеобразный стиль, авторский почерк.
Работы Жидяева вобрали в себя силу священного Байкала и земли, на которой он родился. В его творчестве органично сочетаются западное мировоззрение и восточные традиции. Плоская, двухмерная перспектива живописи и часто стилизованные образы создают необычные произведения, насыщенные фантазией и красотой.
Картины Жидяева полны мелких, крошечных, едва заметных деталей, тоненьких линий, переплетений цветов, сюжетов и, кажется, реальностей. Они дышат воображением автора. Мириады микроскопических точечек – разноцветных – вот что видишь, рассматривая картину вблизи. Отходишь, и тебе открывается фотографическая точность человеческого тела, лица, открывается сюжет, мир, в который он буквально вписал зачастую реальных людей, с натуры – мир графический, или цветной, красочный.
Даши Намдаков или Дашиним Бальжанович Намдаков, родился в бурятском селе Укурик, что в Читинской области, в 1967 году. Является шестым ребёнком в многодетной семье. Мастерство к Даши пришло с генами, так как весь род этого художника и скульптора занимался кузнечным и ювелирным делом. Учился в Красноярском Государственном художественном институте, после окончания которого перебрался в Улан-Удэ.
В 1990 году Даши Намдаков открывает собственную ювелирную мастерскую, а в 2000 году состоялась его первая выставка. Результаты этой выставки поразили самого мастера. Он переехал в Москву. Сейчас выставки его картин и скульптур проходят практически по всему миру. Он является членом союза художников России.
Его произведения - это ковка, литьё и различные смешанные техники. Для работы он использует бронзу, серебро, медь, золото, драгоценные камни, бивень мамонта, волос и дерево. Всех зрителей поражает уникальный авторский стиль и почерк, который присущ только Даши. Яркие элементы национальной культуры и традиции заставляют испытывать к этому художнику уважение.
Зорикто Доржиев родился в 1976 году в Улан-Удэ, Бурятия. Родители Зорикто оба были художниками и сын пошел по их стопам. Он получил хорошую академическую и профессиональную подготовку, в 1996 году окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусств, а в 2002 году окончив с отличием Красноярский государственный художественный институт, кафедру живописи (мастерская А.М. Знака).
В период 2003-2005 стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств отделения Урал, Сибирь, Дальний Восток (рук. А.П. Левитин) в Красноярскe. Участник многих региональных, российских и международных выставок. Работы Зорикто Доржиева хранятся в частных собраниях в России, США, Германии, Австралии.
Пройдя академическое обучение, Зорикто выработал свой собственный стиль, отойдя от реалистичности и «документализма», он утверждает, что настоящая живопись должна быть «живописной». Глядя на его работы, невозможно не согласиться.
Он утверждает, что искусство – это постоянный поиск нового. Новых форм и красок, новых тем и ощущений. Он говорит: «Мне совсем не интересно писать реальность. Ее достаточно вокруг нас. Я не историк и не фотограф. Это другие профессии. Я придумываю собственные миры».
Степная история Доржиева – это восточные сказки в картинках и национальные легенды. Красавицы с лицами степных кочевниц, задумчивыми взглядами и замысловатыми одеяниями. Кочевники постоянно появляются на полотнах художника, в их образе он находит выражение потребности в созерцании, новых ощущениях и вечном поиске.
Любимые сюжеты Доржиева: воины, кочевники, пастухи, лучники, восточные женщины и богатыри. И это закономерно, ведь истоки его семьи уходят в мир народа Бурятии с его древними народными сказаниями, легендами и мифами. Взгляд художника 21 века на древний уклад жизни и обычаи своего народа слегка ироничен, сюжеты своих картин он скорее придумывает, соотнося их с существующими былинами, что позволяет рассказать азиатский миф доступным европейским языком.
Гротеск - один из основных художественных приемов, который часто использует в собственных произведениях Зорикто Доржиев. Через причудливое сочетание вымышленного и реального, комичного и грустного художник создает особый мир жизни бурят на земле. И убеждаешься, что нет ничего более демократичного и понятного как через добрый юмор показать целостную картину мира.
Помимо живописи и графики художник занимается скульптурой, керамикой, дизайном костюмов, делает видеофильмы, работает с кинематографом, иллюстрирует книги.
Скульптор Миронов Александр Михайлович
Миронов Александр Михайлович родился в 1954 году.В 1978 — окончил Улан-Удэнское педагогическое училище художественно-графическое отделение.В 1988 — окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной.С 2004 — член Творческого Союза художников России.С 1988 — участник республиканских, зональных, российских, зарубежных выставок, в т.ч. персональной в Республиканском художественном музее им. Ц.С.Сампилова (1996, Улан-Удэ). Александр Миронов – автор многих скульптурных композиций в Улан-Удэ. В числе его монументальных работ – памятники А.С. Пушкину в Улан-Удэ и Г.К. Жукову в Иркутске. Произведения последних лет выполнены, в основном, в бронзе. Они передают дух бурятского народа, героическое начало в человеке и восточную мудрость. К скульптурным портретам Александра Миронова также относятся такие композиции, как «Гостеприимная Бурятия», «Юность Бурятии», фигура всадника на коне «Гэсэр» и многие другие.
В 2011 году известному бурятскому скульптору-монументалисту Александру Миронову присвоили звание действительного члена Российской академии художеств. Российская академия художеств принадлежит к особо ценным объектам национального достояния народов России. Она является преемницей традиций Академии «трех знатнейших художеств» (скульптуры, живописи и архитектуры), с учреждением которой в 1757 году были заложены основы для дальнейшего развития отечественной культуры и науки. Академия объединяет мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и искусствознания, внесших значительный вклад в развитие теории и практики отечественного и мирового искусства. Миронов удостоен звания заслуженный художник Республики Бурятия, народный художник Калмыкии.
Скульптура «Мать Бурятия» или, как ее еще называют, «Гостеприимная Бурятия» была установлена в 2002 году в центре Улан-Удэ на крутом краю возвышенности, господствующей над улицей Ленина, судом и консульством Монголии, и являлась продолжением архитектурного комплекса театра оперы и балета.
В 2008 году скульптуру перенесли к Селенгинскому мосту. Теперь этот самый высокий памятник города встречает гостей города, двигающихся в центр Улан-Удэ со стороны аэропорта. Это сделало ее бурятским вариантом Статуи Свободы. Фигуру женщины с традиционным бурятским хадаком в руках установили на высокий вертикальный 8-метровый постамент. Высота самой скульптуры также составляет порядка 8 метров. Монументальная скульптура «Гостеприимная Бурятия» полностью выполнена из бронзы, размах ее раскинутых рук, удерживающих хадак, около 6 метров.
Не смотря, что этой скульптуре всего четыре года, но она уже имеет такое большое значение для жителей своего города. Статуя «Мать Бурятия» выполнена полностью из бронзы, кроме самой верхней части, которая состоит из сусального золота.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.