Проект для детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Прикоснись к природе сердцем»
Введение Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский Мир, в котором нам приходится жить, имеет специфические особенности. Всё, что нас окружает, является объектами, собранными по принципу конструктора из мельчайших элементарных частичек. Человек, в этом плане, тоже не исключение. Для своего существования людям необходимо постоянно удовлетворять свои базовые потребности в еде, воде, дыхании, защите, размножении. Всё то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна. Проще говоря, мы все с вами живём, потому что этому способствуют природные условия. Но, как известно, окружающая среда может иметь различные состояния, которые могут не подходить для нормального существования живности, и человека в том числе. Парадоксально, но значение природы в жизни человека, самими же людьми, сильно недооценивается, что порождает принцип — «пилю сук, на котором сижу». На сегодняшний день, экологическое состояния окружающей среды оставляет желать лучшего. Люди повсеместно начинают активно ухудшать экологическую обстановку на нашей планете, что, в первую очередь, пагубно сказывается на самом же человеке. Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только, «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств ребенка. Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями, начиная с младшей группы. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Такое взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира, оказывает неизгладимое впечатление на ребенка. Роса на траве, аромат цветов, жужжание насекомых или стрекотание кузнечика – обыденность для взрослого, но не для ребенка. Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Но какова же будет эта картина, насколько трепетным будет отношение детей к растениям, животным и природе в целом? Какими вырастут наши дети, если на начальной стадии мы не научим их любить и оберегать нашу мать-природу? Вопрос непростой и может вызвать множество споров и дискуссий. Но ясно одно - именно на наши плечи ложится груз ответственности за экологическое воспитание дошкольников. Проблема: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Актуальность «Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства». И. Соколов-Микитов 1. Постановка проблемы: У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования. Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа поможет решить задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона. Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. В середине 20 века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в дошкольном образовательном учреждении. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Дети систематически наблюдают и ухаживают за выращенными растениями. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень и не может осуществляться без разработки инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников. Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. 2.Новизна экологического проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Кроме того, экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии можно обеспечить эту включенность, используя инновационные формы и методы: - электронные рассылки материалов, онлайн конференции, викторины, семинары - вебинары; -скайп - консультации; - виртуальные экскурсии и путешествия; - экологические акции; - мастер - классы; - тематические презентации. 3.Педагогические направления инновационной деятельности: - Реализация личностно - деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. - Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование. - Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. - Разработка механизмов и инструментов реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности. - Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса. Разработчики проекта: Ченченко Е.В., заведующий МКДОУ Детский сад «Берёзка»; Степанова А.С. воспитатель. Участники проекта: дети; родители воспитанников; воспитатели групп. Проект: долгосрочный; групповой; исследовательско - творческий. Цель проекта: Обеспечение сформированности у детей дошкольного возраста целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности, способности любить окружающий мир и бережно относиться к нему в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Задачи: 1.Повышение уровня развития у дошкольников исследовательского интереса, любознательности, стремления к преобразованию и как следствие повышения качества образования в области экологической культуры. 2.Формирование у детей дошкольного возраста умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами. 3.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе. 4. Повышение уровня обеспечения развивающей предметнопространственной среды в помещениях и на территории дошкольного образовательного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. 5.Содействие формированию информационно-коммуникативной компетенции педагогических работников и родительской общественности для обеспечения полноценного образования дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования по вопросам экологического воспитания. 4. Для реализации данных задач выделяются ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: Научности. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Доступности. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Проблемности. Принцип предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Системности. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. Последовательности. Принцип связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному. Наглядности. Принцип позволяет учитывать наглядно-образное и нагляднодейственное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п. Гуманистичности. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Прогностичности. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). По сравнению со школой, в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения. Деятельностности. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких, среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Интеграции. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка. Целостности. Принцип отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Конструктивизма. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения. Регионализма. Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историкогеографических, этнографических особенностей. Формирование экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Представляется нецелесообразным и знакомство дошкольников с такими темами, как экологическая обстановка всего региона («Экология воды, воздуха… области»). Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности. Преемственности. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — вуз — повышение квалификации специалистов — население. Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов. Безопасности. Принцип предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность дошкольников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы. Принцип безопасности подразумевает также, что воспитатель не забывает о призыве «Не навреди природе!». То есть в процессе организуемых им наблюдений, опытов не должны пострадать объекты природы. 5. Для решения поставленных задач работа обозначена в трех направлениях. Работа с педагогами Анкетирование педагогов; Семинары-практикумы; Консультации; Педагогические советы; Контроль. Работа с детьми Специально организованная образовательная деятельность; Совместная деятельность педагога и ребенка; Самостоятельная деятельность ребенка. Работа с родителями Мероприятия с детьми и родителями; Общие родительские встречи, клубы; Групповые родительские встречи, клубы; Консультации и наглядная информация; Участие в конкурсах и выставках; Анкетирование родителей. 6. Этапы деятельности участников проекта Подготовительный этап: - подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме; - определение цели, исходя из интересов и потребностей детей; - планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта; - обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта; - изготовление (приобретение) дидактических игр; - использование дидактических и подвижных игр в свободной деятельности детей; - рассматривание рисунков, фото по данному проекту; - просмотр видеоматериала; - создание картотек. Основной этап: - проведение цикла занятий, экскурсий; - взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. Заключительный этап: - открытые занятия педагогов; - оформление уголка природы, огорода на окне; - оформление выставки рисунков «Природа родного края»; - вовлечение родителей в участии конкурса поделок из природного материала; - открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы. 7. Содержание экологического воспитания: Экологическое воспитание - это огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование разнообразных нетрадиционных технологий: мнемотехника, организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем, говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста. Ведущей формой деятельности является, использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует, осознанное отношение к природе. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов группы. Педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Для реализации данного проекта педагогами были разработаны комплексы занятий, направленные на совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников. Проект направлен на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира. Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к родному краю. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в дошкольном возрасте основным является зрение. Для данного проекта была разработана целенаправленная система занятий, куда были включены разнообразные игры, приемы, опыты, наблюдения. Большое место уделяется сезонным экскурсиям. Основной путь экологического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью. Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения. 8. Ожидаемые результаты и их оценка: Педагоги: - приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства; - повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников; - пополнится развивающая среда в группе; - повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей. Дети: - у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; - дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым; - у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы; - дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. Родители: - у родителей повысится уровень экологических знаний; - повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. 9. Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов. Непостоянство состава детей в течение непосредственнообразовательной деятельности. Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели. Перспективы развития проекта: - Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы; - Участие проекта в «Конкурсе проектов по экологическому воспитанию»; - Презентация проекта в детском саду. 10. Календарный план реализации проекта: Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами сентябрь 1.Диагностика (цель: выявление уровня экологических знаний). 2.Мини – проект «Дары осени» 3. Составление гербария «Осенние листья» 4.Знакомство с цветами на клумбе. Заучивание названий. 5. Сбор семян летних цветов. 6. Занятие по рисованию на тему «Цветы на нашей клумбе». 7. Уборка оставшихся овощей с огорода. 8. Составление альбома «Осень в лесу». 9.Опытно – экспериментальная деятельность «Воздух - невидимка» 10. Занятие на тему «Забота о растениях» 1. Консультация: «Экологическое воспитание детей в семье». 2. Составление семейных фотоальбомов «Цветы на нашей клумбе 3.Конкурс поделок «Овощные фантазии». 4. Составление фотоальбома об летнем отдыхе детей. 1. Анкетирование (цель: выявление уровня экологических знаний). 2. Консультации: «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольника». 3. «Проектноисследовательская деятельность по экологическому воспитанию». 4.Изготовление лэпбука на тему «Золотая осень». 5. Обновление и дополнение «Уголка Природы» в группах. октябрь 1.Прогулка по участку. Беседа на тему «Изменения в природе осенью». 2. Беседа на тему «Приметы матушки осени»: 3. Праздник «Золотая осень». 4. НОД на экологические темы: Младший возраст: «Ворота отворяй, едет с поля урожай». Средний возраст: « В гостях у Осени». Старший возраст: «Осенние хлопоты» 5. Рисование на тему «Природа осенью». 6. Изготовление подделок из природных материалов «Осенний букет». 7. Занятие на тему: «Юный садовод» 1. Анкетирование (цель: выявление уровня экологических знаний). 2. Консультация: «Играя, познаем природу». 3. Конкурс подделок из природного материала на тему «Осенний вернисаж». 4. Выставка картин «Природа России», пластилинография. 5. Акция: « Книга о природе». 1. Контроль (цель: оценка состояния воспитательнообразовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников). 2. Консультация: - «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду». 3. Составление перспективных планов по экологическому воспитанию в каждой возрастной группе. 4. Составление картотеки «Стихи об осени» ноябрь 1. Беседа на тему: «Деревья – краса земли». 2. Фестиваль кормушек. 3. Беседа: «Птицы нашего края». Беседа: «Домашние птицы». 4. Развешивание кормушек на участке. Раскладывание корма в кормушки. 5.Коллективная работа «Птицы нашего края» (из соленого теста) 6.Занятие по экологии на тему «Природа, ты и я - друзья». 7.Дидактические игры на экологическую тему. 8.Изготовление макета «Север». 9. Сюжетно – ролевая игра «Зоолого лечебница». 10. Занятие на тему «Волшебница вода». 1. Консультация: - «Войди в природу другом». 2. Создание плаката экологической направленности «Покормите птиц зимой». 3.Оформление ЭКО – КНИГИ – Книга Доброты 4. Родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги!». 5.Фотовыставка «Дары земли сибирской» 1. Консультации: - «Путешествие по экологической тропинке для детей младшего возраста». - «Формирование экологической культуры у детей среднего возраста». 2. Семинар-практикум: «Использование ИКТ в экологическом воспитании». 3.Мастер – класс изготовление «Портрета Зимы». декабрь 1.Беседа на тему «Кто дружит с елью?». 2. Аппликация на тему «Новогодняя елочка». 3.Чтение стихотворений о зиме. 4. Составление календаря «Старик – годовик». 5.Изготовление макета «Животные в зимнем лесу». 6.НОД на тему: «Зима снежная пришла». 7. Беседа с детьми тему «Жалобная книга природы». 8. Проведение опыта «На свету и в темноте». 9. Беседа на тему «Лесные доктора». 10.НОД на тему: «Вот труба над нею дым». 11.Беседа на тему «Жизнь птиц зимой». 1. Выставка – конкурс семейного творчества «Елочка - красавица». 2. Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о ели. 3. Экологический квест «Мы – друзья природы». 4. Выставка «Птичий вернисаж». 1. Создание картотеки художественного слова для проведения сезонных прогулок во всех возрастных группах. 2.Составление альбома «Красота зимней природы». 3.Составление проекта «Зимушка хрустальная» 4. Обновление и дополнение «Уголка Природы» в группах. 5. Педсовет на тему «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектноисследовательскую деятельность» январь 1. Занятие на тему «Защитники природы». 2.Художественное творчество «Птичка клюёт зёрнышки». 3.Рассматривание альбомов с иллюстрациями «Природа нашего края». 4.Чтение стихотворения «Покормим птиц зимой». 5.Заучивание стихотворения «Снегирь». 6. Аппликация на тему «Зимний лес». 8. Словесные игры на экологическую тему. 9. Мини – проект «Мусор на земле». 10.НОД на тему « Кладовая Земли»- Воспитывать бережное отношение к Земле и ее обитателям. 1. Консультация: «Взаимодействие детей и животных». 2.Выставка плакатов «Зимний пейзаж». 3. Оформление минимузея «В стране брошенных вещей». 1.Создание картотеки «Стихи о зиме». 2. Изготовление лэпбука на тему «Зима». 3 Оформление «Красная Книга – главная книга Природы». февраль 1. НОД на тему «Земля в опасности». 2. Итоговое занятие на тему «Зимушка - зима». 3. Оформление макета «Зима в деревне». 4. Рассматривание иллюстраций с изображением животных леса. 5. Просмотр презентаций: «Домашние животные», «Лесные жители»; 6. Загадки о домашних и диких животных. 7 .Д. И. «Кто, где живёт». 8. Составление фотоальбома «Наши любимые питомцы». 9. Чтение художественной литературы на экологическую тему. 10. Работа над плакатом «Берегите природу». 11. Опыт «Лимонное семечко» 1. Консультация: «Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру». 2. Акция «Берегите природу». 3.Помощь в изготовление макета «Животные нашего леса» 1.Создание листовок. 2.Сопровождение детей на акции. 3.Изготовление макета «Животные нашего леса». 4.Оформление стенда «Живи Земля!». 5. Составление картотеки «Экологические сказки». март 1.Беседа о пользе деревьев, которую они приносят земле. 2. Чтение художественной литературы. 3. Оформление макета «Лес». 4. Рисование: «Моё любимое дерево», «Еловые веточки», «Букет цветов». 5. Экскурсия в парк наблюдение деревьями. 6. Беседа на тему «Весне дорогу». 7. Работа в уголке природы, посадка семян для «Огорода на окне». 8.Занятие на тему «Забота о растениях». 9.Работа над плакатом «Весенний пейзаж». 10. Опыт: «Из семени в растение». 1. КВН «Знатоки природы». 2. Выставка поделок «Цветы Сибири». 3. Консультация на тему: «Научите ребенка видеть красоту природы» 1.Изготовление лэпбука на тему «Идет матушка Весна». 2.Обновление и дополнение «Уголка Природы» в группах. 3. Составление картотеки «Прогулки во все времена года». 4.Мастер – класс изготовление Портрета Весна – Матушка. апрель 1. Беседа «Насекомые мира природы родного края». 2. Д. И. «Узнай насекомое»; «Летает, ползает». 3. Изготовление макета «Байкал – жемчужина России». 4. Аппликация: «Бабочка» (обрывная аппликация) 5. Лепка: Насекомые (из пластилина, природного и бросового материала). 6. Конкурс поделок « Насекомые» 7.Целевая прогулка на участок. Наблюдение за изменениями в природе весной. 8. Аппликация на тему «Подснежники». 9.Чтение стихотворений о весне. 1.Папка – передвижка «Весна шагает по земле». 2. Составление альбома «Лекарственные растения». 3.Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили». 4. Консультация: «Как читать детям книги о природе» 1. Изготовление буклетов «Мы в ответе за тех, кого приручили». 2. Информационные листовки «Берегите природу». 3.Викторина «Экология в детском саду». май 1.Беседа на тему «Наш ковер – цветочная поляна». 2. Рисование на тему «Клумба моей мечты ». 3. Высадка луковиц и семян цветов на клумбы. 4.Занятие на тему «Волшебница вода». 5. Игра – путешествие «Во саду иль в огороде». 6. Игры — эксперименты: «Очистим воду» «Соревнование мыльных пузырей», «Наливаемвыливаем», «Игра цвета» 1.Разбивка цветников. 2. «Советы родителям: «Как научить своих детей любить и беречь природу?» 3. Акция «Экологические знаки». 1.Высаживание цветников. 2.Викторина «Вот оно, какое наше лето». 3.Изготовление лепбука на тему «Солнечное лето». 4. Обновление и дополнение «Уголка Природы» в группах. Практическая значимость проекта 1.Работа в экспериментальном режиме проекта «Природа в сердце моём» повышает качество образовательного процесса в области экологического воспитания и помогает ребёнку осознать свое место в окружающем мире, выработать навыки экологически грамотного поведения и природопользования, осознать необходимость актуальности проблемы зависимости здоровья от охраны окружающей среды. 2.По всем направлениям проекта ведется комплексная работа всеми специалистами дошкольного учреждения с детьми и родителями в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Материально-техническое обеспечение проекта: - компьютер; - мультимедийная система; - программное обеспечение; - фотоаппарат; - принтер; - музыкальный центр; - фонотека; - мини-лаборатории в группах; - мольберты; - канцелярские принадлежности. Нормативно – организационное обеспечение проекта: -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155 -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30.08.2013г. -Указ ПрезидентаРоссийскойФедерации от 01.07.2012г. № 761«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г.г.» -Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 01.01.2001г. № 7-ФЗ. -«Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2013года» от 30.04.2012г. -Устав ДОУ. -Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -Положение о творческой инициативной группе. -Положение о самообследовании образовательной организацией. Результаты проекта: Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, значимой и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей. В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым; Появился интерес к явлениям и объектам природы. Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы; Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии. Заключение. Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоциональноположительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы. В процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом. Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Москва. Мозаика-Синтез, 2014. 2.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. «Сервисшкола» Москва-Ставрополь, 2002. 3.Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / И.Г.Дорошина 4.Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008. 5.Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009. 6.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.: Новая школа, 1995. 7.Рыжова Н.А. «Наш дом – природа» Изд. Карапуз, 2005. 8.Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. М., 2004. 9.Чердымова Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников [Электронный ресурс] / Е. И.Чердымова // Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-formirovaniiekologicheskogo-soznaniya-u-doshkol
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.