Актуальность:
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Развитие у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомление их с основами грамоты - одна из актуальных проблем современности. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что обеспечивает эффективное обучение в школе.
Практическая значимость:
Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в развитии фонематического слуха , тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Проблема
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с буквами русского алфавита;
- закрепить понятия «звук», «буква», «слово»;
- учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;
- Формировать умение выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слов);
- начать работу по формированию первоначальных навыков письма по подготовке руки к письму;
- расширять словарный запас детей;
Развивающие:
- развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний; фонематический слух; понимание речи, работать над расширением, активизацией словаря;
- развивать коммуникативную функцию речи; мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
культуру речи; нравственные качества: терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Характеристика проекта:по предметно-содержательной области: интегрированныйпо характеру доминирующей детской деятельности: проблемно- деятельностныйпо количеству участников : групповойпо длительности реализации : средней продолжительности октябрь – февральпо характеру координирования проекта: непосредственный
I. Мотивационный этап
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Обсуждение проблемных вопросов и путей их решения.
Создание необходимых условий для реализации проекта
(подготовка материала и оборудования).
Анкетирование родителей по проблеме;
Мониторинг уровня знаний детей;
Перспективное планирование дидактических игр по подготовке обучению грамоте;
Перспективное планирование проекта.
Результат освоения знаний (начало проекта)
1- различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называет в последовательности слов в предложении, звуки и слоги в словах;
2- владеет средствами звукового анализа слов, определяет качественные характеристики звуков в слове;
3- различает на слух и правильно воспроизводит все звуковые единицы родного языка;
4- составляет предложения, делит предложения на слова;
5- вступает в речевое общение различными способами;
Предполагаемые результаты:
Повышение результатов подготовленности детей обучению грамоте;
Привлечение родителей к совместному решению вопросов по обучению детей грамоте;
Умение выражать чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет правилами ведения диалога;
Умение составлять предложения, делит предложения на слова
Использование обобщающих слов, антонимов, синонимов;
Различение на слух и правильное воспроизведение всех звуковых единиц родного языка;
Овладение средствами звукового анализа слов, определение качественных характеристик звуков в слове (гласный — согласный, твёрдый — мягкий, ударный — безударный гласный, место звука в слове);
Умение различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
3 этап –творческий:
Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Обучение грамоте».
Диагностика: анализ, обобщение и подведение итогов творческой деятельности.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Результат освоения знаний (конец проекта)
1- различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называет последовательность слов в предложении, звуки и слоги в словах;
2- владеет средствами звукового анализа слов, определяет качественные характеристики звуков в слове;
3- различает на слух и правильно воспроизводит все звуковые единицы родного языка;
4- составляет предложения, делит предложения на слова;
5- вступает в речевое общение различными способами;
Результативность
В результате проведенной проектной деятельности у детей:
Сформированы представления о предложении, о слове как речевой единице;
Сформирована звуковая аналитико – синтетическая активность как
предпосылка к обучению грамоте;
Развита звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух;
По результатам диагностики у детей повысился уровень освоения знаний :
различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называет последовательность слов в предложении, звуки и слоги в словах;
владеют средствами звукового анализа слов, определяет качественные характеристики звуков в слове;
различают на слух и правильно воспроизводит все звуковые единицы родного языка;
составляют предложения, делит предложения на слова;
вступают в речевое общение различными способами;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.