Профилактика детской агрессивности
Составил: учитель начальных классов ГБОУ ООШ №132 СПБ Розанова Т.Д
Актуальность
Ухудшение социальных условий жизни части детей;
Кризис воспитания в ряде семей;
Невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей;
Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка;
Социокультурные факты (средства массовой информации, пропагандирующие культ насилия).
Категории детей в зависимости от проявления агрессии
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии ( деятельные, бесцеремонные, стремятся к общественному признанию, стремятся испытывать острые ощущения, не извлекают уроков из своего негативного опыта)
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии (постоянная тревожность, характерен постоянный внутриличностный конфликт, даже слабые раздражители легко вызывают вспышки гнева, не умеют или не считают нужным скрывать свои чувства)
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (Чрезмерная импульсивность, недостаточная социализация влечений, низкая осознанность своих действий, привлекают внимание путём экстравагантного поведения, не переносят критики в свой адрес, критикующие их люди вызывают у них чувства раздражения)
4.Дети, склонные к проявлению негативизма(ранимые, впечатлительные, самодовольные, эгоистичные, всё, что их задевает, вызывает чувство протеста
Классификация в зависимости от мотивации агрессии
Импульсивно-демонстративный (стараются обратить на себя внимание, выражают агрессивные реакции (крик),но враждебность сменяется дружелюбием)
Нормативно-инструментальный(используют агрессию как норму поведения в общении со сверстниками, средство достижения конкретной цели)
Целенаправленно-враждебный тип (нанесение вреда другому как самоцель, испытывают удовольствие от действий, приносящих боль и унижение сверстникам, чувство вины или раскаяния отсутствует, нормы, правила игнорируются
Самое важное – создать для ребёнка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения
Практические рекомендации
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (если она не опасна и объяснима, она служит для привлечения к себе внимания)
2.Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.(После того, как успокоится).
ПРИЁМЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ:
Констатация факта («Ты ведёшь себя агрессивно»);
Констатирующий вопрос («Ты злишься?);
Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится , когда со мной говорят в таком тоне»);
Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
3.Контроль над собственными негативными эмоциями (когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребёнка).
4. Снижение напряжения ситуации. Ошибки:
5.Обсуждение проступка ( в момент проявления агрессии не нужно, но как можно скорее после успокоения наедине, сохраняя спокойствие)
6. Сохранение положительной репутации ребёнка (самое страшное- публичное осуждение). Для сохранения репутации целесообразно: - публично минимизировать вину, но с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения; - предложить ребёнку компромисс с взаимными уступками
7.Демонстрация модели неагрессивного поведения. (Поведение взрослого, направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает приёмы: - нерефлексивное слушание (внимательное слушание без анализа, поддерживание течение речи собеседника, чтобы он полностью выговорился);- пауза, дающая ребёнку возможность успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребёнка).
Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей
Важное направление работы- снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналагов, развитие невербальных компонентов общения
«Марсиане» - игровой комплекс
«Недру-жеский шарж»
«Мешочек
(баночка) криков»
«Подушка для пинаний»
«Рубка дров»
«Словарик добрых дел»
«Слепой поводырь» (доверие к окружающим»
«Портрет агрессивного человека»
«Попросись на ночлег»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.