Актуальность
Ухудшение социальных условий жизни части детей;
Кризис воспитания в ряде семей;
Невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей;
Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка;
Социокультурные факты (средства массовой информации, пропагандирующие культ насилия).
Категории детей в зависимости от проявления агрессии
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии ( деятельные, бесцеремонные, стремятся к общественному признанию, стремятся испытывать острые ощущения, не извлекают уроков из своего негативного опыта)
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии (постоянная тревожность, характерен постоянный внутриличностный конфликт, даже слабые раздражители легко вызывают вспышки гнева, не умеют или не считают нужным скрывать свои чувства)
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (Чрезмерная импульсивность, недостаточная социализация влечений, низкая осознанность своих действий, привлекают внимание путём экстравагантного поведения, не переносят критики в свой адрес, критикующие их люди вызывают у них чувства раздражения)
4.Дети, склонные к проявлению негативизма(ранимые, впечатлительные, самодовольные, эгоистичные, всё, что их задевает, вызывает чувство протеста
Классификация в зависимости от мотивации агрессии
Импульсивно-демонстративный (стараются обратить на себя внимание, выражают агрессивные реакции (крик),но враждебность сменяется дружелюбием)
Нормативно-инструментальный(используют агрессию как норму поведения в общении со сверстниками, средство достижения конкретной цели)
Целенаправленно-враждебный тип (нанесение вреда другому как самоцель, испытывают удовольствие от действий, приносящих боль и унижение сверстникам, чувство вины или раскаяния отсутствует, нормы, правила игнорируются
Самое важное – создать для ребёнка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения
Практические рекомендации
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (если она не опасна и объяснима, она служит для привлечения к себе внимания)
Полное игнорирование реакций ребёнка;
Выражение понимания чувств ребёнка («Конечно, тебе обидно, но..»);
Переключение внимания, предложение какого-нибудь задания;
Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому ,что ты устал.
2.Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.(После того, как успокоится).
- Следует описать, как он себя вел во время проявления агрессии (слова, действия), не давая при никакой оценки (критические высказывания вызовут опять агрессию);
- Вместо неэффективного «чтения морали» показать негативные последствия его поведения (убедительно показать, что агрессия больше всего вредит ему самому);
- Установление с ребёнком ОБРАТНОЙ СВЯЗИ , при этом взрослый человек должен проявить заинтересованность, доброжелательность, твёрдость)
ПРИЁМЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ:
Констатация факта («Ты ведёшь себя агрессивно»);
Констатирующий вопрос («Ты злишься?);
Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится , когда со мной говорят в таком тоне»);
Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
3.Контроль над собственными негативными эмоциями (когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребёнка).
4. Снижение напряжения ситуации. Ошибки:
-повышение голоса; – демонстрация власти; – негодование; - агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти и т.д) – сарказм, высмеивание; - негативная оценка личности ребёнка, его близких; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте
5.Обсуждение проступка ( в момент проявления агрессии не нужно, но как можно скорее после успокоения наедине, сохраняя спокойствие)
6. Сохранение положительной репутации ребёнка (самое страшное- публичное осуждение). Для сохранения репутации целесообразно: - публично минимизировать вину, но с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения; - предложить ребёнку компромисс с взаимными уступками
7.Демонстрация модели неагрессивного поведения. (Поведение взрослого, направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает приёмы: - нерефлексивное слушание (внимательное слушание без анализа, поддерживание течение речи собеседника, чтобы он полностью выговорился);- пауза, дающая ребёнку возможность успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребёнка).
Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей
Важное направление работы- снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналагов, развитие невербальных компонентов общения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.