Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования
Задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
- создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
- помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме, совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Механизмы (методы и приемы) повышения мотивации на уроках
- Выявление пробелов знаний, умений, навыков обучающихся на каждом уровне образования;
- Выявление группы учащихся с «низкой мотивацией»
- Своевременное извещение родителей о неуспеваемости детей
- Создание условий для формирования умений и навыков учебной деятельности (УУД) учащимися с низкими учебными возможностями в урочное и внеурочное время (применение индивидуального и дифференцированного подходов)
- Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими пробелы в знаниях и испытывающими трудности в обучении в соответствии с графиком проведения индивидуальных занятий
- Дополнительные учебные занятия со слабоуспевающими учащимися
- Дифференцирование домашних заданий с учетом возможности и способностей ребенка
- Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для отдельных категорий учащихся.
- анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками
- деление заданий на дозы
рациональная система упражнений
- использование карточек-консультантов, алгоритмов, схем, таблиц
- Нестандартные уроки (проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий),
- Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных методов, форм и приёмов
- использование игровых ситуаций и других элементов занимательности (загадки, и ребусы, красочная наглядность, литературные персонажи).
- создание ситуаций успеха.
-понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.
-личностно-ориентированный и практико-ориентированный подход в обучении учащихся.
-использование проблемной мотивации, проблемных заданий.
- использование в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.)
- метод проектов.
- форма организации работы учащихся на уроке:
а) коллективные формы.
б)индивидуальные задания
в)работа в парах, группах
- Практическая значимость предмета.
Особое внимание необходимо обращать на разъяснение школьникам практического значения знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения.
- организация учебной деятельности школьников с различными современными источниками информации.
- Профессиональная направленность изучаемых предметов
- Интегрированные уроки и межпредметные связи.
- Уроки с применением информационных технологий.
Педагогические методы и приёмы мотивации учения, применяемые на уроках химии
словесные
наглядные и практические методы
репродуктивные и поисковые методы
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Десять элементов
Олово, фосфор, водород, рутений, ртуть, селен, кислород, кальций, мышьяк, хлор, серебро
Внимательно прочитайте следующие утверждения и после каждого вычеркивайте из списка один элемент. Какой останется?
Этот элемент назван в честь Луны
Это самый распространенный на Земле элемент
Символ этого элемента начинается с буквы «S»
Образует простое вещество – ядовитый газ желто-зеленого цвета
В названии есть буква «а»
Его химический знак Ag
Это элемент 2 группы побочной подгруппы
Элемент 4 периода
Его название в переводе означает «светоносный»
Он назван в честь России
Если вы сделали все верно, то в ответе будет самый распространенный в космосе элемент, образующий самый легкий газ - водород
Сколько будет групп?
Дан список
названий химических элементов: водород, менделевий, плутоний, уран, селен, кислород, тантал, эйнштейний, рутений, фосфор, скандий, кюрий.
Символов химических элементов: N, Al, H, Fe, K, Ca, O, Si, Mg, Cu, Na, S, Ag, C, P, Cl, Zn
Составьте из названий элементов или химических символов, похожих друг на друга по одному или нескольким признакам, группы и дайте им названия.
Сколько групп получилось?
Найдите другие способы классификации
17 | 77 | 25 | 39 | . | - | 21 | 81 | 44 | 89 | 41 | 85 | . | 92 | 66 | 63 | 16 | |
х | и | м | и | я | - | с | т | р | а | н | а | ч | у | д | е | с |
Шифровка
Используя только первые буквы русских названий химических элементов, имеющих следующие порядковые номера, расшифруйте фразу
Прием«Черный ящик»
Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Образовано атомами самого распространённого элемента Вселенной и атомами самого распространённого элемента на Земле. (ВОДА)
Камни, почву раздробил специальный бур
Из земли фонтан забил, маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин.(НЕФТЬ)
Прием«Черный ящик»
тема «Этилен» задачу на вывод формулы:
«Определить формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 85,7 %. Относительная плотность по водороду равна 14»
тема: «Алюминий», факты из истории:
«Он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота, а уже в 1855 году, Парижская выставка – демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке Наполеон III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки»
Кроссворд “Разминка” по повторению свойств углерода и его соединений
Кроссворд для проверки и закрепления пройденного материала
Тема: Растворы
Ответы:
1.Растворимость 2. Растворы 3. Щёлочи 4. Растворители 5. Насыщенный 6. Вода 7. Амфотерность
8.Основания
Приём «Мозговой штурм»
тема «Кислоты»
Что объединяет эти фрукты?
Какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова«кислота»?
Прием «Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым материалом. Или загадка (удивительный факт) дается в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Прием «Логические операции»
Задание «Классификация» Распределите вещества:
КОН, H2S, ВаО,Н2SO4,Na3PO4, Cu(OH)2, HNO3,SO2, CaCO3, AlCl3, MgO, HCl, NaOH, AgCl по уровням: 1 уровень - 4 группы, 2 уровень - 8 групп, 3 уровень - 12 групп
Прием «Поиск лишнего»
Задание: Докажите, что выбранный вами «лишний» оксид отличается от четырех других: Na2O, BaO, CuO, CO2, P2O5
Прием «Моделирование»
Рассмотрите символьные модели и дайте определение понятиям: «реакция обмена», «реакция соединения», «реакция замещения», «реакция разложения»,поставьте коэфициенты.
AB + CD = AD + BC S + O2 = SO3
AB = A + B H2O = H2 + O2
A + BC = AC + B Zn + HCl = ZnCl2+ H2
А + B = AB CaO+HBr=CaBr2+H2O
Основные способы создания проблемных ситуаций
Показ двойственности свойств соединений
Создание условий, когда ученики должны моделировать процессы, которые невозможно осуществить экспериментально
Выявление противоположных свойств у веществ или процессов, принадлежащих к одной группе или типу
Предложение решить экспериментальную задачу
Напоминание учащимся о таких явлениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний
Примеры проблемных вопросов
Для лечения малокровия издавна применяли препараты железа. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия -«железное» яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?
При изучении темы «Кислород» школьникам можно предложить объяснить смысл общеизвестной народной поговорки: «Биться как рыба об лед».
Тема «Генетическая связь между классами неорганических соединений» У учащихся имеются реактивы: цинк, вода, соляная кислота, гидроксид натрия, хлорид натрия и др. Учащиеся должны получить гидроксид цинка.
Внеурочная деятельность
Мои учащиеся принимают участие в
-Викторинах и конкурсах
- предметных олимпиадах
- Предметных неделях
- Выпуске газет, листовок
- Написании рефератов и докладов
- Выполнении творческих заданий.
- Проектной деятельности
- Научно-исследовательской деятельности и защите исследовательских работ
- Проведении тематических вечеров и внеклассных мероприятиях по предмету
В целом можно сделать следующие основные выводы:
1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся
2. Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
3. Развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.