Развитие математической речи младших школьников
Подготовила :
Учитель начальных классов
Гросс Лариса Дмитриевна
2022г
«Основные цели начального курса математики-
…дать начальное математическое развитие, включающее в себя…развитую математическую речь и память»
(Из Программы начальных классов 1-4, «Просвещение», )
Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие направления по работе над математической речью на уроках математики:
Работа над звуковой стороной речи.
Словарная работа с математическими терминами.
Формирование культуры математической речи.
Развитие связной математической речи.
Прочитайте по-разному.
2+3
два плюс три
к двум прибавить три
два прибавить к трём
сложить два и три
сумма двух и трёх
два увеличить на три
на три больше, чем два
слагаемые два и три
Подбери слова из обиходной речи со скрытым действием
Вычитание (уменьшение)
Сорвали Отложили
Вышли Завязали
Увезли Развязали
Продали Уехали
Отдали Ушли
На сколько меньше Убавили
Соотнесите словесную запись и знаковую
6+6
14-5
7+4
9+2
13-6
5+8
12-3
4+9
Из четырнадцати вычесть пять
Девять прибавить к четырём
К четырём прибавить восемь
Двенадцать минус шесть
Три вычесть из восьми
Три вычесть из двенадцати
Семь плюс четыре
Тринадцать уменьшить на шесть
Запись словесных формулировок с помощью цифр и арифметических знаков
К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.
К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.
Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.
Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.
Верно ли, что…
Двенадцать больше трёх на девять?
С восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов?
Сумма семи и восьми равна шестнадцати?
Шестнадцать меньше семи на девять?
Самое маленькое число – один?
«Сюрпризный конверт»
11-9
8+7
12-8
5+6
16-7
9+4
Из одиннадцати вычесть девять
Сумма чисел восьми и семи
Первое слагаемое –двенадцать, второе слагаемое - восемь
Число пять увеличить на шесть
Число шестнадцать уменьшить на семь
Четыре увеличить на девять
Работа с условием задачи
Формы работы с условием задачи:
Составление вопроса или вопросов к условию задачи.
Составление текста задачи по рисунку.
Восстановление задачи из «деформированного» текста.
Задача: Коля набрал в шахматном турнире 5 очков, а Серёжа на три очка больше Коли. Сколько…?
- Сколько очков набрал Серёжа?
- Сколько очков набрали оба мальчика?
Составить вопрос, обозначенный словом сколько.
Составить вопросы по данному условию задачи.
Задача: папа нашёл в лесу шесть маслят, а подосиновиков восемь.
Вопросы:
Сколько всего грибов нашёл папа?
На сколько меньше нашёл папа маслят, чем подосиновиков?
На сколько больше подосиновиков нашёл папа, чем маслят?
Восстановление задачи из «деформированного» текста
На вешалке висят шляпы и шапочки.
Шляп – 9, а шапочек – на 5 меньше, чем шляп.
Сколько шапочек на вешалке?
Сколько всего головных уборов на вешалке?
-На вешалке висят
-Шляп – 9 штук
Сколько шапочек на вешалке?
А шапочек – на 5 меньше, чем шляп.
Шляпы и шапочки.
Сколько всего головных уборов на вешалке?
Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.