Актуальность
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Практика работы с детьми показывает, что связная речь дошкольников развита недостаточно. Рассказы детей даже на близкую им тему нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью, бедностью словарного запаса
Поэтому в нашем детском саду возникла идея создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Это направление деятельности является одной из годовых задач, решаемых в МБДУ «Светлячок»
Задачи
Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств.
Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.
Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
Занятия, с использованием театрализованной деятельности включают в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Игры- драматизации;
Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения;
Отдельные упражнения по этике;
Упражнения для социально- эмоционального развития детей.
Классификация театрализованных игр
Драматизация
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Режиссёрские
настольный, плоскостной и объемный театр
кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток).
артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет ими
Творческие методы и приемы для решения речевых задач:
знаковая система обучения (схемы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
ситуация «проживания»; ассоциаций;
коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
• организация творческого поиска;
просмотр видеофильмов;
слушание аудиозаписи;
словесное рисование;
разговор по телефону
коллаж из сказок
Фото с мнемотаблицами
Содержание деятельности
• Артикуляционная гимнастика
• Чистоговорки и скороговорки
• Пластические этюды
• Мимические этюды
• Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
• Упражнения на воображение
• Упражнения на напряжение и расслабление мышц
• Упражнения на имитацию движений
• Упражнения на активизацию словарного запаса
• Упражнения на интонационную выразительность
Значение театрализованной деятельности
стимулирует живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
активизирует и совершенствует словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи
совершенствует артикуляционный аппарат
помогает лучше усваивать содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность
способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.