В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математики они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Организуя решение задач, следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и осваивается преимущественно в процессе решения задач.
Текстовые задачи являются наиболее ярким в школьном курсе алгебры практическим примером применения аппарата уравнений. Значение этих задач в том, что это – простейшая, но достаточно четкая модель применения математики к изучению действительности.
Текстовые задачи активно используются и как цель, и как средство обучения, математического развития учащихся.
Их использование обеспечивает лучшее усвоение включенных в программу теоретических вопросов, формирование умений применять теоретические знания на практике.
При решении задач развивается логическое и математическое мышление учащихся, пробуждается их интерес к предмету, воспитывается терпение, настойчивость, самостоятельность.
Немаловажное значение имеют текстовые задачи для развития смекалки и сообразительности, гибкости мысли, интуиции. И, наконец, через задачи учащиеся видят в окружающей действительности факты и закономерности, которые могут быть описаны математически; они учатся реальную жизненную ситуацию переводить в символическую математическую форму.
Решение текстовых задач способствует развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки.
Цели и задачи:
Способствовать развитию математического мышления и сообразительности у учащихся.
Развитие и повышение интереса учащихся к изучению математики.
Подготовка к олимпиадам.
Развитие математического кругозора, любознательности, интуиции, наблюдательности, настойчивости у учащихся.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие творческих и математических способностей учащихся.
Привитие навыков самостоятельной работы.
Развитие интуиции, логического мышления учащихся при решении задач.
Повышение уровня математической подготовки учащихся.
Расширение и углубление знаний учащихся, получаемых на уроках.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов
Формы учебных занятий: объяснение, практические работы, творческие задания. Разнообразный дидактический материал позволяет отобрать задачи для учащихся с разной степенью подготовки. Все это позволяет прививать интерес к предмету, расширить учебный материал, научить решать задачи различного уровня сложности.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения групповых занятий «Решение текстовых задач» у учащихся развивается логическое мышление, формируется культура математической речи, улучшаются вычислительные навыки, они также получают навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Решение нестандартных задач, задач с «изюминкой» позволяет повысить интерес учащихся к её изучению, формирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.
Групповые занятия дают возможность в доступной форме раскрыть различные приемы решения задач, расширить математический кругозор учащихся.
Предлагаемые групповые занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усиливают прикладную направленность преподавания математики, способствуют выявлению одарённых и талантливых учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.