Презентация "«Русская скульптура XVIII – XX века»

  • ppt
  • 14.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Бобкова О.А..ppt

Межрегиональный сетевой проект «Поколение созидателей. Вклад в развитие культуры».

«Русская скульптура XVIII – XX века»

Работу выполнила:
Бобкова Ольга Александровна
ученица 7 «а» класса, 13 лет,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза В. К. Ерошкина с.Новозахаркино
Духовницкого района Саратовской области», РОССИЯ
Руководитель: учитель биологии
Никулина Валентина Александровна
2022

Зарождение русской скульптуры XVIII век – эпоха барокко

Русская скульптура зародилась
в эпоху Петра I (1689-1725). 
Это время культурного расцвета
в России.
Петровское барокко — архитектурный и художественный стиль, одобренный Петром I и широко используемый для проектирования зданий в новой столице России — Санкт-Петербурге.


Меньшиковский дворец

Построен для приближенного императора Петра I, первого губернатора Санкт-Петербурга
 Александра Даниловича Меншикова...









Классицизм в русской скульптуре первой половины XIX века

Представители классицизма стремились приблизиться к естественной простоте античных образцов, заимствуя художественные приемы и сюжеты в искусстве Древней Греции и Рима.
Черты классических скульптур – уверенная непринужденная постановка фигур, ясность и цельность силуэта, красота пропорций, выразительность и завершенность форм.
Эти идеи нашли отражение в творчестве
 русских скульпторов-классицистов.

Родился в Куростровской волости
Архангелогородской губернии
в семье крестьянина-помора Ивана Шубина.
Окончил в1766г. Императорскую Академию художеств.
Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать»
камень. 
Создал 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771-1775);
42 скульптуры для Мраморного дворца (1775-1785);
являлся мастером – косторезом холмогорской резной кости.
Надгробие Шубина входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге.
Его работы:
 

Федот Шубин (1740 – 1805)

Статуя  «Екатерина-законодательница»

Выполнена по заказу
Г.А. Потёмкина для Таврического
дворца в честь победы
над Турцией. Статуя
вышла монументальной
и величественной. Шубин
изображает императрицу
в образе богини Минервы
с большой книгой законов
возле руки, что подчеркивает
просветительский и
реформаторский дух
великой императрицы.

Бюст вице-канцлера  А.М. Голицына (1773)

Был выполнен из гипса,
после чего воссоздан
в мраморном варианте.
Уникальное портретное
сходство произведения искусства
с его прототипом настолько поразил
саму Екатерину II, что императрица
лично жалует ему золотую табакерку
и повелевает остаться
«собственно при ее величестве».


Шедевром портретного искусства
стал знаменитый бюст Павла I,
созданный им в 
бронзе и в мраморе.

Скульптуры Федота Ивановича Шубина необходимо в буквальном смысле слова - читать - и долго, внимательно - рассматривать. Его работы заняли почетные места в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Оружейной палате, в Мраморном Дворце, в Петродворце и других музеях России.

Бюст Павла I.

В реалистических скульптурных произведениях заметен отход от идеализации форм и пропорций человеческого тела, отчетливее проявляется национальный характер образа, внимание к внутреннему состоянию человека, интерес к народной жизни и быту людей.
Скульптор - Петр Клодт
Памятник «Иван Крылов»





Памятник
«Николай I»

Реализм в русской скульптуре второй половины XIX века

Клодт фон Юргенсбург (1805-1867)

Родился в Петербурге в аристократической семье.
  Академик и заслуженный профессор
Императорской Академии художеств.
Самое известное творение Петра Клодта это
скульптуры укротителей коней
на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге

Импрессионизм и экспрессионизм в 1890 – 1900-х годах

В конце 1890-х годов начинается новых этап в развитии скульптуры, связанный с поиском современных образных решений. 
Сергей Коненков
«Паганини» Паоло Трубецкой
«Памятник Александру III»





Анна Семёновна Голубкина (1864-1927)

Родилась в городе Зарайске
Рязанской губернии
(ныне Московская область)
в мещанской староверческой семье.
Известная женщина-скульптор,
талантливая и противоречивая
окончила Московское училище живописи;
Императорскую Академию художеств;
Академию Коларосси.

В её жизни было многое: и головокружительная любовь,
и вызов общественным стереотипам, диктующим, что женщина не может быть скульптором, и революция, и настоящий успех, и тяготы лишений...

«Пленники»






«Л.Толстой»



«Старость»

«Берёзка»

Русская классическая скульптура в XX веке

Одним из первых скульпторов, отошедших от импрессионизма, был Матвеев, который обращался к поискам предельно ясной и простой скульптурной формы. Скульптор считал, что замысел художника может быть передан через раскрытие и постижение обнаженного человеческого тела.
Александр Терентьевич Матвеев
(1878-1960) родился в Саратове. 
Один из самых авторитетных мастеров
русской скульптуры 20 в.
Выходец из семьи торгового служащего.
Учился в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества .

 Монументальная композиция «Октябрь»

Высокая пластика и мастерство доносят идею торжества победившего народа. Пафос победы выражен в уверенном спокойствии группы — оно подчеркивает непреходящее значение Великого Октября. 

Е. В. Вучетич(1908-1974)

Евгений Викторович
родился в Екатеринославе (Украина).
Советский скульптор-монументалист,
педагог. Академик АХ СССР.
Герой Социалистического Труда.
Народный художник СССР.
Лауреат Ленинской премии
и пяти Сталинских премий.
Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Памятники, посвященные Великой Отечественной войне.  


«Воин-освободитель»  «Родина-мать»






«Соединение фронтов»











«Ансамбль
Героям Сталинграда»

«Перекуём мечи на орало»

ПОМНИТЬ! НЕ ДОПУСТИТЬ!

Скульптор С.И.Селиханов Скульптор С.А.Голованцев
(1917 – 1976) 1951г
«Непокорённый человек»  «Кукла и чайник»

Камерная скульптура

Внимание к человеку, его неповторимой индивидуальности и богатому духовному миру нашло свое выражение в тонком психологизме образов в работах В.М. Клыкова.

Вячеслав Михайлович(1939-1906)
родился в селе Мырмыжах Курской области.
Окончил факультет скульптуры
в ГАХИМ имени В.И. Сурикова.
Президент Международного
фонда славянской письменности и культуры.
Лауреат Государственной премии СССР.


Председатель возрождённого Союза русского народа.
Народный художник Российской Федерации.

Памятник «А.С. Пушкин»










Памятник
«В.М. Шукшин»

«Крест на могиле Игоря Талькова»

«Богородица с младенцем»

Прослеживая творческие биографии мастеров скульптуры можно понять, как важно было для скульпторов всех эпох, значение художественного наследия.

Русская скульптура – это огромный пласт в отечественном искусстве, богатая сокровищница художественных и исторических ценностей.

Ресурсы:

https://mkinspires.ru/russkaya-skulptura/
https://www.gessostar.ru/zhizn-i-raboty-fedota-shubina/
https://www.culture.ru/materials/78227/5-pobed-i-5-porazhenii-anny-golubkinoi
https://culture-art.ru/скульптор-матвеев/
https://fb.ru/article/410683/vyacheslav-klyikov-skulptor-biografiya-data-i-mesto-rojdeniya-nagradyi-tvorchestvo-lichnaya-jizn-interesnyie-faktyi-data-i-prichina-smerti