Межрегиональный сетевой проект «Поколение созидателей. Вклад в развитие культуры».
«Русская скульптура XVIII – XX века»
Работу выполнила:
Бобкова Ольга Александровна
ученица 7 «а» класса, 13 лет,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза В. К. Ерошкина с.Новозахаркино
Духовницкого района Саратовской области», РОССИЯ
Руководитель: учитель биологии
Никулина Валентина Александровна
2022
Зарождение русской скульптуры XVIII век – эпоха барокко
Русская скульптура зародилась
в эпоху Петра I (1689-1725).
Это время культурного расцвета
в России.
Петровское барокко — архитектурный и художественный стиль, одобренный Петром I и широко используемый для проектирования зданий в новой столице России — Санкт-Петербурге.
Классицизм в русской скульптуре первой половины XIX века
Представители классицизма стремились приблизиться к естественной простоте античных образцов, заимствуя художественные приемы и сюжеты в искусстве Древней Греции и Рима.
Черты классических скульптур – уверенная непринужденная постановка фигур, ясность и цельность силуэта, красота пропорций, выразительность и завершенность форм.
Эти идеи нашли отражение в творчестве
русских скульпторов-классицистов.
Родился в Куростровской волости
Архангелогородской губернии
в семье крестьянина-помора Ивана Шубина.
Окончил в1766г. Императорскую Академию художеств.
Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать»
камень.
Создал 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771-1775);
42 скульптуры для Мраморного дворца (1775-1785);
являлся мастером – косторезом холмогорской резной кости.
Надгробие Шубина входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге.
Его работы:
Федот Шубин (1740 – 1805)
Статуя «Екатерина-законодательница»
Выполнена по заказу
Г.А. Потёмкина для Таврического
дворца в честь победы
над Турцией. Статуя
вышла монументальной
и величественной. Шубин
изображает императрицу
в образе богини Минервы
с большой книгой законов
возле руки, что подчеркивает
просветительский и
реформаторский дух
великой императрицы.
Бюст вице-канцлера А.М. Голицына (1773)
Был выполнен из гипса,
после чего воссоздан
в мраморном варианте.
Уникальное портретное
сходство произведения искусства
с его прототипом настолько поразил
саму Екатерину II, что императрица
лично жалует ему золотую табакерку
и повелевает остаться
«собственно при ее величестве».
Шедевром портретного искусства
стал знаменитый бюст Павла I,
созданный им в
бронзе и в мраморе.
Скульптуры Федота Ивановича Шубина необходимо в буквальном смысле слова - читать - и долго, внимательно - рассматривать. Его работы заняли почетные места в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Оружейной палате, в Мраморном Дворце, в Петродворце и других музеях России.
Бюст Павла I.
В реалистических скульптурных произведениях заметен отход от идеализации форм и пропорций человеческого тела, отчетливее проявляется национальный характер образа, внимание к внутреннему состоянию человека, интерес к народной жизни и быту людей.
Скульптор - Петр Клодт
Памятник «Иван Крылов»
Памятник
«Николай I»
Реализм в русской скульптуре второй половины XIX века
Анна Семёновна Голубкина (1864-1927)
Родилась в городе Зарайске
Рязанской губернии
(ныне Московская область)
в мещанской староверческой семье.
Известная женщина-скульптор,
талантливая и противоречивая
окончила Московское училище живописи;
Императорскую Академию художеств;
Академию Коларосси.
В её жизни было многое: и головокружительная любовь,
и вызов общественным стереотипам, диктующим, что женщина не может быть скульптором, и революция, и настоящий успех, и тяготы лишений...
Русская классическая скульптура в XX веке
Одним из первых скульпторов, отошедших от импрессионизма, был Матвеев, который обращался к поискам предельно ясной и простой скульптурной формы. Скульптор считал, что замысел художника может быть передан через раскрытие и постижение обнаженного человеческого тела.
Александр Терентьевич Матвеев
(1878-1960) родился в Саратове.
Один из самых авторитетных мастеров
русской скульптуры 20 в.
Выходец из семьи торгового служащего.
Учился в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества .
Е. В. Вучетич(1908-1974)
Евгений Викторович
родился в Екатеринославе (Украина).
Советский скульптор-монументалист,
педагог. Академик АХ СССР.
Герой Социалистического Труда.
Народный художник СССР.
Лауреат Ленинской премии
и пяти Сталинских премий.
Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Камерная скульптура
Внимание к человеку, его неповторимой индивидуальности и богатому духовному миру нашло свое выражение в тонком психологизме образов в работах В.М. Клыкова.
Вячеслав Михайлович(1939-1906)
родился в селе Мырмыжах Курской области.
Окончил факультет скульптуры
в ГАХИМ имени В.И. Сурикова.
Президент Международного
фонда славянской письменности и культуры.
Лауреат Государственной премии СССР.
Председатель возрождённого Союза русского народа.
Народный художник Российской Федерации.
Прослеживая творческие биографии мастеров скульптуры можно понять, как важно было для скульпторов всех эпох, значение художественного наследия.
Русская скульптура – это огромный пласт в отечественном искусстве, богатая сокровищница художественных и исторических ценностей.
Ресурсы:
https://mkinspires.ru/russkaya-skulptura/
https://www.gessostar.ru/zhizn-i-raboty-fedota-shubina/
https://www.culture.ru/materials/78227/5-pobed-i-5-porazhenii-anny-golubkinoi
https://culture-art.ru/скульптор-матвеев/
https://fb.ru/article/410683/vyacheslav-klyikov-skulptor-biografiya-data-i-mesto-rojdeniya-nagradyi-tvorchestvo-lichnaya-jizn-interesnyie-faktyi-data-i-prichina-smerti
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.