Цель: научиться изображать натюрморт с цветами при боковом освещении.
Задачи:
обучающие: научиться изображать букет сирени, вазу при боковом освещении;
воспитательные: воспитание чувства прекрасного, любви к природе;
развивающие: расширение кругозора, развитие глазомера, чувства цвета и композиции.
Многих художников вдохновляет красота цветов: они пишут натюрморты, пейзажи с цветами, а уж про стилизацию цветочных форм в декоративно-прикладном искусстве и говорить не приходится. Ювелиры изготавливают украшения в виде цветов, модельеры шьют одежду из ткани с цветочными узорами.
Очень трогательно и романтично смотрятся натюрморты с полевыми цветами, но особое место занимают натюрморты с сиренью.
«Сирень на окне»,Петр Кончаловский
Петр Кончаловский за всю жизнь создал множество букетов сирени. Народный художник пишет сирень всех сортов и оттенков, наслаждаясь созерцанием бесконечного разнообразия и волнующей красоты махровых гроздьев. С удивительным мастерством он передает форму и фактуру цветка, его конструкцию, вес, массу. У Кончаловского трепетно-восторженное чувство осязания элегантных соцветий. Кажется, в его клубящуюся сирень можно зарыться с головой, ощущая на лице ее щекочущую рыхлость, вдыхая ее необыкновенный запах. …Пышный букет махровой сирени на подоконнике и уголок зеленого сада, виднеющегося через распахнутое окно, слагаются в поэтический образ. Изящен изгиб веток, склонившихся под тяжестью фиолетовых и белых гроздьев, по которым переливаются сияющие, чистые цвета.Проходят годы, а букет махровой сирени, как и все цветы П.П. Кончаловского, сохраняют свою былую прелесть. И кажется иной раз, что серебрится еще роса на жестковато-пушистых гроздьях, и не просохли еще свежие, подобные россыпи самоцветов, краски, источающие неповторимый сиреневый аромат…
Последовательность работы.
1. Первое с чего мы начинаем - это намечаем размер и местоположение оконной рамы, букета и вазы. Отмечаем, что букет по горизонтали шире чем по вертикали.
2. Ваза имеет несложную форму, напоминающую овал. Чтобы она получилась ровной, рисуем ось симметрии, которая должна быть идеально вертикальной, чтобы ваза не заваливалась в сторону.
3. У горлышка и донышка тоже слегка намечаем вспомогательные горизонтальные линии, а затем рисуем вокруг них овал, причем нижний будет шире верхнего.
4. Переходим к окну, которое у нас приоткрыто. Намечаем угол наклона рамы и самой створки окна. Вертикальные створки рисуем, фиксируя запястье, двигая рукой от локтя,- так линия получается длинной и ровной. Дорисовываем снизу оконную раму и угол стены.
5. Настала очередь букета. Грозди сирени похожи на треугольники, но имеют мягкие очертания. Размещаем их на разных уровнях, стараясь не выстраивать в ряд. Придаём небольшое разнообразие гроздям: какие-то рисуем шире, а какие-то уже и тоньше. Добавляем одну упавшую на подоконник гроздь. Обратите внимание, что букет больше наклонен вправо за счет длинных веток.
6. После завершения рисунка необходимо удалить вспомогательные линии с помощью ластика.
Настала очередь работать цветом. Начнем с фона за окном. Так как сирень цвет в мае, в это время появляется много молодых листьев на деревьях,- их мы и рисуем на заднем плане размытыми мазками. Нам понадобятся: охра, изумрудный, синий, травяной зеленый и , конечно, белила, которые мы используем для высветления красок. В одном оттенке должны присутствовать 2-3 краски, не больше, - иначе цвет станет грязным и не выразительным. Задний план не должен быть очень ярким и теплым. Работаем вертикальными мазками плоской кистью №8.
Последовательность работы
2. Теперь можно подобрать цвет для окна и стены. Видно, что они белые, но присутствуют много теней, выполненных в холодных тонах. Кроме белил, мы используем кирпичный, охру, коричневый, синий и фиолетовый. Свет делаем более теплыми оттенками, добавляя в белила небольшое количеств охры, кирпичного или коричневого. Тени на окне, стене и вазе очень похожи, но нужно постараться найти отличия, - для вазы нужно брать больше теплых оттенков, таких как охра, красный и коричневый.
3. Очень хороший оттенок получается при смешении коричневого и фиолетового. Коричневый с синим дают сложный сероватый цвет. Стена расписана вертикальными мазками, подоконник слегка диагональными параллельными оконной раме.
Последовательность работы
На третьем этапе будем работать над вазой и листьями. Для вазы берем много белого и по чуть-чуть синего, фиолетового, коричневого, холодного красного. Стараемся передать объем вазы, изображая свет, полутень, тень и рефлекс (светлая полоска со стороны тени, отражение лучей света от стены). Не забываем нарисовать тень падающую от вазы и букета, которая темнее чем тень на вазе. Для нее берем синий, коричневый, фиолетовый и немного белил.
Листья внутри букета со стороны тени более темные, чем те, на которые падает свет. Для теневых оттенков берем синий, зеленый травяной, немного коричневого. В светлом участке берем белила, желтый, охру, зеленый травяной и можно немного изумрудного.
Последовательность работы
1. Завершаем работу над натюрмортом прорисовкой гроздей сирени. Она у нас трёх оттенков: белая, бордовая и светло-сиреневая. Для белой используем большое количество белил, добавляя охру, синий и зеленый в теневые участки. Сначала работаем над тенью и внутренними соцветиями. Которые темнее, а затем прорабатываем светлые участки белилами небольшим количеством охры.
2. Для бордовых соцветий берем холодный красный и фиолетовый. Опять же, прорабатываем сначала тени. Можно работать вертикальными или подкрученными мазками, нанося краску достаточно густо.
3. Так как некоторые соцветия не слишком плотные, кое-где через них будет проглядывать задний фон.
4. Для сиреневых соцветий используем синий, фиолетовый, холодный красный, хорошо их разбеливая.
5. Теперь можно посмотреть, каким листьям добавить выразительности, сделать ярче.
6. В конце прорисовываем веточки, используя коричневый, синий и белила.
РАБОТА ЗАВЕРШЕНА!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.