Деятельность -
это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат.
Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
Задача системы образования
Состоит не в передаче объёма знаний,
а в том, чтобы научить учиться.
При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.
Деятельностный
подход –
это организация учебного
процесса, в котором главное
место отводится активной
и разносторонней, в
максимальной степени
самостоятельной познавательной
деятельности школьника.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения
Процесс обучения
есть всегда
обучение
деятельности
Сам процесс учения
должен быть
творческим
Обучение деятельности
предполагает
совместную
учебно-познавательную
деятельность группы
учащихся под
руководством учителя
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода
Принцип
целостного
представления о мире
формирование
единой
картины
мира
Принцип
непрерывности
преемственность между
всеми ступенями
обучения на уровне
методологии,
содержания и
методики
Принцип
минимакса
ученику предлагается
содержание образования по
максимальному уровню,
а ученик усваивает это
содержание по
минимальному
уровню
Принцип
психологической
комфортности
снятие стрессообразующих
факторов учебного
процесса, создание
доброжелательной
атмосферы
Принцип
вариативности
развитие способности
к систематическому
перебору
гипотез и выбору
оптимального
варианта
Принцип
творчества
максимальная
ориентация
на творческое начало
в учебной
деятельности
Принцип
деятельности
самостоятельное
«открытие»
детьми
нового знания
Этапы инновационного урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -
1-2 минуты
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -
4-5 минут
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) -
7-8 минут
VI. Сам. Работа
с самопроверкой
по образцу (эталону) -
4-5 минут.
V. Первичное закрепление 4-5минут
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -
7-8 минут.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
1 этап. Актуализация знаний
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения |
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
2 этап. Этап целеполагания
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет “конфликтный” материал, создает готовность к предстоящей деятельности. | Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. |
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
3 этап. Этап планирования
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. | Работа в группах. |
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
4 этап. “Открытие” нового знания
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое “открытие”. |
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
5 этап. Учебные действия по реализации плана
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает задания на “новое” знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия “ведущему” (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. | Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий. |
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
6 этап. Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: |
Системно - деятельностный подход
позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся
Основные виды УУД
Личностные УУД
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
общеучебные унив.д.
знаково-символические д.
логические унив.д.
постановка и решение проблемы
самоопределение
вопросы общения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.