МКОУ Тамтачетская СОШ
Системно-деятельностный подход —
основа стандартов второго поколения
Презентацию подготовил учитель физической культуры Демидович Павел Викторович
Тамтачет, 2019 г
Деятельность -
это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат.
Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
Задача системы образования
Состоит не в передаче объёма знаний,
а в том, чтобы научить учиться.
При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.
Если хочешь научить меня чему-то,Позволь мне идти медленно…Дай мне приглядеться…Потрогать и подержать в руках…Послушать… Понюхать…И, может быть, попробовать на вкус…О, сколько всего я смогуНайти САМОСТОЯТЕЛЬНО!
Деятельностный
подход –
это организация учебного
процесса, в котором главное
место отводится активной
и разносторонней, в
максимальной степени
самостоятельной познавательной
деятельности школьника.
Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов
Системно – деятельностный подход
Базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям
Системно – деятельностный подход
Обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности
Основные положения технологии деятельностного метода обучения
Процесс обучения
есть всегда
обучение
деятельности
Сам процесс учения
должен быть
творческим
Обучение деятельности
предполагает
совместную
учебно-познавательную
деятельность группы
учащихся под
руководством учителя
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода
Принцип
целостного
представления о мире
Принцип
непрерывности
Принцип
минимакса
Принцип
психологической
комфортности
Принцип
вариативности
Принцип
творчества
Принцип
деятельности
Основные этапы деятельностного метода
1. Постановка учебной задачи
2. «Открытие» детьми нового знания
3. Первичное закрепление
4. Самостоятельная работа с проверкой
5. Решение тренировочных упражнений
6. Контроль (принцип минимакса)
7. Решение задач на повторение
Типы уроков
1. Уроки открытия нового знания (ОНЗ)
2. Уроки рефлексии (Р)
3. Уроки общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля
Этапы инновационного урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -
1-2 минуты
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -
4-5 минут
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) -
7-8 минут
VI. Сам. Работа
с самопроверкой
по образцу (эталону) -
4-5 минут.
V. Первичное закрепление 4-5минут
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -
7-8 минут.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
1 этап. Актуализация знаний
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения |
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
2 этап. Этап целеполагания
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет “конфликтный” материал, создает готовность к предстоящей деятельности. | Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. |
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
3 этап. Этап планирования
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. | Работа в группах. |
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
4 этап. “Открытие” нового знания
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое “открытие”. |
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
5 этап. Учебные действия по реализации плана
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает задания на “новое” знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия “ведущему” (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. | Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий. |
Модель урока
на основе системно-деятельностного подхода:
6 этап. Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: |
Системно - деятельностный подход
позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся
Основные виды УУД
Личностные УУД
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
общеучебные унив.д.
знаково-символические д.
логические унив.д.
постановка и решение проблемы
самоопределение
вопросы общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.