Презентация "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение"
Оценка 4.8

Презентация "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение"

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русский язык
5 кл—11 кл +1
28.01.2024
Презентация "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение"
Материал знакомит со сложными союзными предложениями: ССП и СПП.
ССП и СПП.pptx

Словарный диктант. Ш.кола., сн

Словарный диктант. Ш.кола., сн

Словарный диктант.
Ш.кола., сн.говик, 
ж.ри, .ед .ороз, ш.фер, к.ньки.

Самопроверка Шоколад, снеговик, жюри,

Самопроверка Шоколад, снеговик, жюри,

Самопроверка
Шоколад, снеговик, 
жюри, Дед Мороз, шофер, коньки.

О чём мы говорили на прошлом уроке?

О чём мы говорили на прошлом уроке?

О чём мы говорили на прошлом уроке?
Какие виды предложений вы знаете?

Какой раздел науки о языке мы изучаем? -

Какой раздел науки о языке мы изучаем? -

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что такое синтаксис?
- Что такое словосочетание?
- Что такое предложение?
- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
- Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете?
- Что такое грамматическая основа?
- Если в предложении одна грамматическая основа, то предложение___________?
- Что такое однородные члены предложения?
- Если в предложении две и более грамматических основ, то предложение___________?
- Итак, какое предложение называется простым, а какое – сложным?
- Предложение, части которого соединены при помощи союзов, называется__________?
- Предложение, части которого соединены только при помощи интонации, называется ____________?

Виды предложений Бессоюзное Простое

Виды предложений Бессоюзное Простое

 Виды предложений

Бессоюзное

Простое

Сложное

Союзное

Анализ предложений Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком черные вороны

Анализ предложений Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком черные вороны


Анализ предложений

Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком черные вороны.


Олень опустил девочку на землю, поцеловал ее, и на глазах у него заблестели крупные прозрачные слезы.


Потом он повернулся и стрелой пустился назад

Потом он повернулся и стрелой пустился назад


Потом он повернулся и стрелой пустился назад.

Вдруг мальчик увидел, что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур.

Анализ предложений

Виды предложений Бессоюзное Простое

Виды предложений Бессоюзное Простое

 Виды предложений

Бессоюзное

Простое

Сложное

Союзное

?

?

Сложное предложение Союзное Бессоюзное ? ?

Сложное предложение Союзное Бессоюзное ? ?

Сложное предложение

Союзное

Бессоюзное

?

?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ

Задачи урока: 1.Понять разницу между … и

Задачи урока: 1.Понять разницу между … и

Задачи урока:
1.Понять разницу между … и ... предложениями.
2.Научиться распознавать ... и ... предложения в тексте.
3.Выяснить, средства связи в ... и ... предложениях.

Она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок

Она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок

Она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.

Она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок

Она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок

Она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.

Мест.

глагол

глагол

Она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок

Она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок

Она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.

Мест.

глагол

глагол

[- = и = ]. ПП

Лебедь положил свою голову ей на колени и она гладила его перышки

Лебедь положил свою голову ей на колени и она гладила его перышки

Лебедь положил свою голову ей на колени и она гладила его перышки.

Лебедь положил свою голову ей на колени и она гладила его перышки

Лебедь положил свою голову ей на колени и она гладила его перышки

Лебедь положил свою голову ей на колени и она гладила его перышки.

Лебедь положил свою голову ей на колени, и она гладила его перышки

Лебедь положил свою голову ей на колени, и она гладила его перышки

Лебедь положил свою голову ей на колени, и она гладила его перышки.

[ = - ] , и [ - = ]. ССП

То [ - = ] , то [ - = ]. Схемы сложносочиненных предложений:

То [ - = ] , то [ - = ]. Схемы сложносочиненных предложений:



1)[ = - ] , а [ - = ].
2)[ - = ] , но [ - = ].
3)То [ - = ] , то [ - = ].

Схемы сложносочиненных предложений:

Сочинительные союзы: Соединительные: и, да, да и, но, тоже, также, а (в значении и)

Сочинительные союзы: Соединительные: и, да, да и, но, тоже, также, а (в значении и)

Сочинительные союзы:
Соединительные: и, да, да и, но, тоже, также, а (в значении и).

Противительные: а, однако, зато, но, а, да (в значении но).

Разделительные: или, то-то, то ли - то ли, либо, или (иль) и др.

Вдруг мальчик увидел, что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур

Вдруг мальчик увидел, что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур

Вдруг мальчик увидел, что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур.

Вдруг мальчик увидел], (что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур)

Вдруг мальчик увидел], (что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур)

[Вдруг мальчик увидел], (что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур).

сущ

глагол

глагол

глагол

сущ

Вдруг мальчик увидел], (что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур)

Вдруг мальчик увидел], (что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур)

[Вдруг мальчик увидел], (что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур).

[- = ] , ( что - = ). СПП

сущ

глагол

глагол

глагол

сущ

Схемы сложноподчиненных предложений: 1) [ = ] , ( которые = )

Схемы сложноподчиненных предложений: 1) [ = ] , ( которые = )

Схемы сложноподчиненных предложений:

1) [ = ] , ( которые = ).

2) [- = и ,( когда = - ),=].

3) ( Если - = ) , [ = ].

Союзы и союзные слова: Подчинительные союзы:

Союзы и союзные слова: Подчинительные союзы:

Союзы и союзные слова:

Подчинительные союзы:
Простые: что, ибо, как, пока и др.
Составные: так как, с тех пор как, так что, как будто и др.
Союзные слова: какой, кто, где, когда где, куда и др.

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе…

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе…


1 Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. 2 Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. 3 И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. 4 Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. 5 И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. 6 И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки – гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. 7 На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. 8 И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках» 9 Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». 10 Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе…

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе…


1 Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. 2 Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. 3 И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. 4 Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. 5 И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. 6 И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки – гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. 7 На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. 8 И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. 9 Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». 10 Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.

Работа в группах: Задание: Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы

Работа в группах: Задание: Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы

Работа в группах:
Задание: Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

1)Над берегом стояла скала а волны бились об неё.
2)Мир разговаривает на разных языках но все находят общий язык.
3)То птица вылетит, то зверек пробежит.

1)Не оставляй на завтра то, что можешь сделать сегодня.

2) Когда отряд подходил к реке появился пароход.

3)Если бы солнце не светило, было бы темно.

Анализ предложений в группах Самопроверка:

Анализ предложений в группах Самопроверка:

Анализ предложений в группах
Самопроверка:

I группа
1)Над берегом стояла скала, а волны бились об неё. [- = ], а [- = ].


2)Мир разговаривает на разных языках, но все находят общий язык.

[- = ], но [- = ].

3)То птица вылетит, то зверек пробежит. ТО [- = ], ТО[- = ].

сущ

глаг

сущ

глаг

сущ

мест

глаг

глаг

сущ

сущ

глаг

глаг

Анализ предложений в группах Самопроверка: 1)Не оставляй на завтра то , что можешь сделать сегодня

Анализ предложений в группах Самопроверка: 1)Не оставляй на завтра то , что можешь сделать сегодня

Анализ предложений в группах
Самопроверка:

1)Не оставляй на завтра то, что можешь сделать сегодня.

[ = то ] , ( что = ).

2) Когда отряд подходил к реке, появился пароход.

(Когда - = ), [ = - ].

3)Если бы солнце не светило, было бы темно.

(Если - = ), [ = - ].



сущ

сущ

сущ

глаг

глаг

глаг

глаг

глаг

глаг

II группа

Алгоритм определения типа СП 1

Алгоритм определения типа СП 1

Алгоритм определения типа СП

1. Определить грамматические основы предложения
2. Найти средства связи частей СП
3. Задать вопрос от одного простого предложения к другому
4. Определить тип СП

Работа в парах: Выпишите сначала №ССП, потом№

Работа в парах: Выпишите сначала №ССП, потом№

Работа в парах:
Выпишите сначала №ССП, потом№ CПП, составьте схемы.
1.Кухарка рассердилась и направилась к учителю но Алеша не допустил ее.
2.Я попросил его, чтобы он принес мне книгу.
3.Учитель задал выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории а он не знал еще ни одного слова!
4.Внутренний голос ему говорил что он не заслуживает похвалы.

Выпишите сначала №ССП, потом№ CПП, составьте схемы

Выпишите сначала №ССП, потом№ CПП, составьте схемы

Выпишите сначала №ССП, потом№ CПП, составьте схемы
Взаимопроверка:
.
1. [- = и = ], но [- = ].
3. [- = ], а [- = ]!
СПП
2. [- = ] , ( чтобы - = ).

4. [- = ] , ( что - = ).

Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво

Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво

1. Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво.
2. Когда солнце близилось к закату Элиза увидела диких лебедей.
3. Все отправились в лес где распевал соловей.
4. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились на черное облако.
5.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают годы.

Самостоятельная работа
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

Самопроверка 1.Понял теперь солдат , что за чудесное было у него огниво

Самопроверка 1.Понял теперь солдат , что за чудесное было у него огниво

Самопроверка
1.Понял теперь солдат, что за чудесное было у него огниво.
[= -] , ( что = -).
2. Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей.
(Когда - = ), [ = - ].
3. Все отправились в лес, где распевал соловей. [- = ] , ( где - = ).
4. В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились на черное облако. [- = ], и [- = ].
5.Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают годы.

сущ

сущ

глаг

глаг

сущ

сущ

глаг

глаг

сущ

мест

глаг

глаг

глаг

глаг

мест

сущ

глаг

сущ

глаг

сущ

[- = ], да [- = ].

Итак, если в предложении две и более грамматических основ, то предложение …? -Какое предложение называется простым, а какое – сложным? -Предложение, части которого соединены при…

Итак, если в предложении две и более грамматических основ, то предложение …? -Какое предложение называется простым, а какое – сложным? -Предложение, части которого соединены при…

-Итак, если в предложении две и более грамматических основ, то предложение …?
-Какое предложение называется простым, а какое – сложным?
-Предложение, части которого соединены при помощи союзов, называется…?
-Если части сложного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними_____________________связь.
-Предложение, части которого соединены сочинительной связью, называется….
-Если в сложном предложении одна часть главная , а другие зависят от нее (к ней можно поставить от главной части вопрос) , то между ними ___________________________________связь.
-Предложение, части которого соединены сочинительой связью, называется…
Предложение, части которого соединены подчинительной связью, называется...
 
-В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений? Сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в том, что и те и другие предложения__________, имеют две и больше ____________. Различие их в том, что в сложносочиненном предложении части____________и _____________, а в сложноподчиненном предложении части __________ и _____________.

Виды предложений Бессоюзное Простое

Виды предложений Бессоюзное Простое

 Виды предложений

Бессоюзное

Простое

Сложное

Союзное



ССП
Равноправны;
не зависят друг от друга
[- =], a [- =].
и
но













СПП
[- =], - главная часть;
( ) - придаточная часть.
[- =], (что - =).
когда
где













В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?

В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?

- В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?
Сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в том, что и те и другие предложения ______________(сложные), имеют две и больше ___________(грамматических основ).
Различие их в том, что в сложносочиненном предложении (ССП) части _________(равноправны) и ________________(не зависят друг от друга), а в сложноподчиненном предложении части _____________(зависят друг от друга; одно предложение главное, другое предложение придаточное)

Задачи урока: 1.Понять разницу между … и

Задачи урока: 1.Понять разницу между … и

Задачи урока:
1.Понять разницу между … и ... предложениями.
2.Научиться распознавать ... и ... предложения в тексте.
3.Выяснить, средства связи в ... и ... предложениях.

Домашнее задание: П 157, с.213,

Домашнее задание: П 157, с.213,

Домашнее задание:

П 157, с.213, Упражнение № 926

Анализ примеров 1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит

Анализ примеров 1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит

Анализ примеров

1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
-Докажите, что это СП,   составьте схему
-Можно ли от одного предложения к другому задать вопрос?
-Следовательно, они равноправны и связаны сочинительной связью.
-Какой союз их связывает?(и) в д/з какие еще союзы связывали равноправные простые предл. в составе СП(а, но, или, да)
- Сформулируйте определение ССП(-это СП, части которого связаны сочинительной связью, с помощью союзов И,А,НО, ДА, ИЛИ)

2. Он знал, что задача будет решена.
-Докажите, что это СП,  
-Можно ли от одного предложения к другому задать вопрос?
-Следовательно, они неравноправны и связаны подчинительной связью.
-Какой союз их связывает?(что) составьте схему в д/з какие еще союзы связывали неравноправные простые предл. в составе СП(Сформулируйте определение СПП(-это СП, части которого связаны подчинительной связью, с помощью союзов  как, если, потому что,чтобы,как, хотя;
 союзных слов: какой, который, чей, где, когда)

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2024