История исследования эмоций
Человек – часть космоса. Еще в древней философии, человек рассматривался как часть космоса. Древнегреческий философ Демокрит (древнегреческий философ), применил к человеку понятие микрокосмоса, он считал, что человек содержит в себе все стихии космоса и состоит из тела и души. Он утверждал, что душа человека, состоит из особых атомов, и поэтому обладает разумом.
https://studbooks.net/
Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина.
Основная идея представлений Дарвина заключается в том, что большинство эмоциональных реакций человека являются либо полезными (способствующими адаптации), либо представляют собой остатки (рудименты) целесообразных реакций, выработанных в процессе эволюции в борьбе за выживание.
Три основных принципа направляли эволюционное развитие эмоций:
1) принцип ассоциации - сочетание эмоций с соответствующими, полезными для организма адаптационными реакциями привело в процессе эволюции к образованию определенных ассоциаций, благодаря чему эти реакции при переживании данных эмоций стали появляться автоматически, даже если в них нет никакой необходимости. Так, разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев был связан с борьбой или нападением, а это требовало энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе означает, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев и т.п.;
2) принцип антитезы - противоположные по знаку эмоции вызывают противоположные поведенческие реакции;
3) принцип прямого влияния нервного возбуждения на организм. Эта теория была первой, обратившей внимание на возможность характеристики эмоций по их соматическому выражению.
https://studopedia.ru/
Биологическая теория эмоций Анохина
Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, Петр Кузьмич Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуется самым древним и универсальным критерием всего живого - стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.
При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.
Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность, как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.
https://infopedia.su/1x3a7c.html
Познавательная теория эмоций Мэтью Арнольда- Ричарда Лазаруса.
Арнольд считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать и переживается как эмоция.
Два положения являются главными в данной концепции:
1) каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания, или оценки;
2) эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, включающий три основные группы симптомов — субъективные переживания, физиологические сдвиги , моторные реакции.
По мнению Лазаруса, можно выделить два основных типа оценки ситуации:
1) угрожающей;
2)благоприятствующей.
Центральным понятием концепции Лазаруса является понятие «угрозы», понимаемой как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т.е. процессы преодоления угрозы.
Кроме того, автор отмечает, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные (свойства личности): одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие — разную эмоциональную реакцию. Много внимания уделяется и приспособительным к угрозе реакциям.
https://studopedia.ru/15_73_poznavatelnaya-teoriya-emotsiy-marnolda-rlazarusa.html
Что такое эмоции?
Эмоции – это язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нашему Я о том, какое значение, какую ценность лично для нас имеют те предметы или те отношения с другими людьми, которые в настоящий момент оказались в центре нашего внимания. Человек может не задумываться о том или ином происходящем событии, но возникшее эмоциональное переживание – гнев, радость, отвращение – сообщит ему об истинном отношении. Или, скажем, мы еще только представляем себе некоторую пока не существующую в реальности ситуацию, а эмоции уже оценивают ее как желаемую или неприятную. Таким образом, эмоции выполняют функцию оценки.
Эмоции помогают человеку решить, в каком направлении ему дальше действовать, помогают сделать выбор в ситуации, предполагающей несколько возможностей. Иначе говоря, они регулируют поступки и действия человека. Доверяя своим чувствам (при условии, конечно, что мы эти чувства действительно осознаем и понимаем), мы порой принимаем самые верные решения.
Эмоции в нашей жизни выполняют также мобилизующую функцию. Они как бы подключают дополнительные источники энергии, увеличивают силы и возможности человека. Причем такой способностью обладают как положительные, так и некоторые отрицательные эмоциональные переживания. Дополнительные силы у уставшего человека могут появиться и дать ему возможность еще некоторое время плодотворно поработать как благодаря настоящей радости, так и благодаря сильной злости. Вспомните, было ли с вами такое, когда кто-то говорил вам: «Да брось ты это дело, все равно ведь у тебя не получится!» Разве хотя бы однажды вы не отвечали (может быть, только про себя) со злостью: «Ну уж нетушки!» – и не делали с удвоенной энергией то, что вас призывали бросить?
Еще одно важное свойство эмоций: во многом благодаря им мы воспринимаем то, что с нами сейчас происходит, не как сумму отдельных фрагментов (подошел – увидел – заговорил – подарил цветы – послушал), коротких эпизодов, а как нечто целое, всеохватывающее (например, свидание). То есть как часть жизни.
Все, что с нами происходит в отдельный момент времени, что окружает нас, объединяется некоторым чувством, с которым мы проживаем этот момент. Мы часто и называем тот или иной прожитый нами отрезок времени, указывая на доминирующее эмоциональное состояние: интересная поездка, тяжелый месяц, веселая встреча и т. д. Таким образом, эмоции выполняют синтезирующую функцию.
Современные исследования эмоций.
Почему у нас возникают переживания или волнения из за каких-либо событий? Почему вследствие разных факторов мы испытываем какие-либо эмоции? Какова их природа? Такие вопросы рано или поздно начинают интересовать человека. Особенно когда какая-то ситуация или событие оставляет глубокий след в сознании, определенным образом воздействует на психологическое состояние. Сильные переживания заставляют задуматься, почему мы чувствуем то, что мы чувствуем. Исследованиями в этой области плотно занимаются с начала XX века. Но к единому мнению о происхождении разных эмоциональных проявлений исследователи так и не пришли.
По определению, эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций.
Или же эмоциями называют субъективное отражение человеком его отношения к значимым для него событиям и предметам окружающего мира.
Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации. Сопровождая практически любые проявления жизненной активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей. По критерию длительности эмоциональных явлений выделяют, во-первых, эмоциональный фон (или эмоциональное состояние), во-вторых, эмоциональное реагирование.
Указанные два класса эмоциональных явлений подчиняются разным закономерностям. Эмоциональное состояние в большей степени отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связано с его личностными характеристиками, эмоциональное реагирование – это кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер. Наиболее существенными характеристиками эмоций являются их знак и интенсивность. Положительные и отрицательные эмоции всегда характеризуются определенной интенсивностью.
https://www.psychologos.ru/images/VpMUHgCnBE_1383052761.pdf
Классификация эмоций
Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. Американский психолог К. Изард выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций:
интерес - возбуждение, радость, удивление, горе (страдание), гнев (ярость), отвращение (омерзение), презрение (пренебрежение), страх (ужас), стыд (застенчивость), вина (раскаяние, совесть).
Первые три он относит к положительным, остальные семь - к отрицательным или негативным.
Положительные эмоции – это позитивная ответная реакция на событие, которое вызывает состояние радости и полностью соответствует ожиданию и внутренним установкам.
Негативные эмоции - это эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях. Они возникают на основе негативного настроя и негативного мировосприятия и приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.
Виды эмоций
У человека имеются основные виды эмоций:
1. Настроение – относительно слабое, но долгое время, существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение достаточно длительного времени, обычно несколько часов или дней.
2. Простейшие биологические эмоции – это эмоциональные переживания, которые человек как живой организм испытывает в связи с удовлетворением своих потребностей. Обычно это состояние типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или неприятного. Простейшие биологические эмоции порождают сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такая эмоция может быть приятной или неприятной, но одновременно тем и другим быть не может. Они связаны с удовлетворением биологических потребностей, в пище, кислороде, сексуальная потребность и ряд других. Эмоции бывают как у человека, так и у животных. Часто имеют циклический характер.
3. Аффекты – сравнительно кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно протекающие и имеющие узкое выражение (экспрессию).
4. Чувства – это сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с людьми, предметами, событиями.
5. Страсти – сильные, стойкие, длительные чувства человека, явно преобладающие над его остальными чувствами, настолько сильными, что не человек управляет ими, а они управляют человеком. Страсти играют ту же роль, что и акцентируемые черты характера.
Настроение
Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Настроение – это относительно слабое, долгое время существующее эмоциональное переживание, определяющее устойчивое психологическое состояние человека, сохраняющееся в течение достаточно длительного времени, обычно от нескольких часов до нескольких дней.
Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т. д. (недаром подчиненные, идя на прием к начальнику, стараются узнать, в каком он находится настроении). Именно так С. И. Ожегов (1975) и определяет настроение: как внутреннее душевное состояние, как направление мыслей, чувств и как склонность что-либо делать.
Рассматривает настроение как настрой и Л. В. Куликов (1997). В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций.
По А. Изену, настроение — это течение или поток гедонически ориентированных идей, мыслей и образов, извлекаемых из памяти. Их объединяет общий положительный или отрицательный гедонический тон.
К. Прибрам рассматривает настроение как некий мониторинг окружающих жизненных обстоятельств.
По Л. М. Веккеру (2000), настроение — это душевное самочувствие, которое человек испытывает наряду с физическим самочувствием.
Некоторые авторы вообще предпочитают не говорить о настроении, вместо этого используется термин «эмоциональный фон» (эмоциональное состояние), который отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации и себе самому (Хомская, 1987).
В отличие от эмоционального тона ощущений и эмоций настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:
1) слабой интенсивностью;
2) значительной длительностью; настроение может длиться часами, а то и днями;
3) подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие.
Виды настроений
Выделяемые виды настроений лишь подчеркивают их тождественность эмоциям. Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим).
В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т. е. повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью с приливами бодрости, оптимизма, счастья. Постоянное проявление гипертимии характеризуется как гипертимностъ. Это эмоциональный стереотип поведения, который при резкой выраженности может приводить к некритическому проявлению активности: человек претендует на большее, чем умеет и может сделать; он норовит за все взяться, всех поучать, старается привлечь к себе внимание любой ценой. Такого человека часто «заносит».
Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория. Она характеризуется беспечностью, беззаботностью, безмятежностью, благодушием и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам и явлениям жизни.
Эйфорическое состояние обладает наркотическими свойствами — оно активизирует психику, и к нему человек привыкает. Чтобы вызвать его, человеку становятся нужны алкоголь, наркотики, а артисту или спортсмену — зрители. В обыденной речи говорят: «быть в настроении», «он (она) не в настроении», а в одной научно-популярной книжке написано: «быть всегда в настроении не получается и тогда, когда все идет как надо» (Каппони, Новак, 1994, с. 113). В этом случае настроение понимается как положительное переживание, а «не в настроении» — как отрицательное.
Часто за настроение принимают свое самочувствие, жизненный тонус, поэтому говорят о бодром настроении. Понимаемое так настроение по существу вообще не связано с эмоциональной сферой человека, а характеризует энергетический потенциал человека. Говорят также об общественном настроении как общественном сознании, отражающем преобладающие чувства и настроения коллектива, социальной группы, общности, народа (упаднические настроения в среде российской интеллигенции 80-90-х годов XIX века, эмоциональный подъем (энтузиазм) народа в годы революции).
Чувства
Чувства – это сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с людьми, предметами, событиями. Чувства почти всегда можно анализировать, разделяя на ряд простейших переживаний, из которых они состоят. В чувства могут входить определенные ощущения, полученные в результате восприятия предметов. Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут быть одинаковыми по признаку. Например, положительными или отрицательными, приятными и неприятными, разными или противоречивыми. Чувства, в состав которых входят одинаковые по знаку эмоциональные переживания, называют гармоничными, а чувства, включающие разные эмоциональные переживания называют амбивалентными. Чувства, испытываемые одним человеком, могут быть возвышенными и низменными одновременно.
Низменными называют чувства, которые порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, культурном, цивилизованном обществе. Ним относятся ненависть, зависть, вражда.
Возвышенные чувства, напротив, исходят из стремления делать людям добро, и основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали: любовь, доброта, сопереживание, сочувствие.
Чувства делятся на группы в соответствии предметами, к которым они относятся. Так выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, правовые чувства.
Эстетические - связаны с восприятием и переживаниями прекрасного, например, произведений искусства, культуры.
Интеллектуальные - связаны с переживанием идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач.
Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали, чувство стыда, чувство справедливости.
Аффект
В начале XX века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффекты почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения.
По В. Витвицкому, аффект — это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил такие эмоциональные реакции, как страх, ужас, гнев и т. п.
К. Штумпф, считая чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Аффектами называют сравнительно кратковременные но достаточно сильные эмоциональные переживания, бурно протекающие и имеющие яркое внешнее выражение. Это, например, радость, печаль, страх, гнев и др. В отличие от настроения аффект возникает внезапно, нарастает очень быстро и сравнительно быстр проходит.
Аффект как разновидность эмоции характеризуется:
1)быстрым возникновением;
2) очень большой интенсивностью переживания;
3) кратковременностью;
4) бурным выражением (экспрессией);
5) безотчетностью, т. е. снижением сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он находится в беспамятстве.
6) диффузностью; сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев застилает глаза», «ярость ослепляет»).
Аффективные проявления положительных эмоций — это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, смеха, а аффективные проявления отрицательных эмоций — это ярость, гнев, ужас, отчаяние, сопровождающиеся нередко ступором (застыванием в неподвижной позе). После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, т. е. так называемый аффективный шок.
Чувства страсти.
В страсти ярко выражен волевой элемент стремления, она представляет собой единство эмоциональных и волевых мотивов. Характерно сочетание элементов активности и пассивности. Для Христианской концепции всякая страсть – фатальная, темная сила, ослепляющая человека. В ней сказывается роковая страсть низшей телесной природы человека над высшими духовными проявлениями. В противоположность Христианской концепции, для Рене Декарта разум и страсть перестают быть взаимоисключающими категориями. Его идеал – страстный человек. Страсть и любовь у Декарта не могут быть слишком большой, в великом человеке все велико. Как и всякие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительные – побуждающие человека к достижению высоких целей, приносящим пользу ему и людям.
Страсть — это сильное импульсивное чувство, которое сопровождается непреодолимым влечением к чему-то или кому-то. В межличностных отношениях она совпадает со стадией влюбленности, однако противопоставляется любви, серьезным длительным чувствам в целом.
Это скорее эгоистическое переживание, так как в центре всего — желания самой личности без учета чужого мнения. Даже ранее альтруистический человек из-за страсти меняется до неузнаваемости, сам не замечая при этом перемен в себе. Именно поэтому такое чувство относится скорее к иррациональным явлениям. Оно словно «оголяет» животные инстинкты, вынося их на передний план. Когда оно утихает, личность, как правило, возвращается к обычной модели поведения.
Вопреки стереотипу, страстным можно назвать даже того человека, который внешне ведет себя сдержанно, а не становится ходячим олицетворением разврата. То есть это вовсе не обязательно взлохмаченный, неуравновешенный тип с красными глазами и дрожащими пальцами. Страсть может переживаться глубоко внутри, не находя выхода наружу. Правда, в таких случаях, всё может закончиться приобретенным неврозом на почве подавление своих эмоций.
Страсть изнутри — это целый коктейль из гормонов наподобие адреналина, серотонина, дофамина и т. п. Вместе они образуют своеобразный «наркотик», который вызывает эйфорию, накал эмоций. При этом подобная реакция прослеживается не только рядом с объектом переживаний, но также вдали от него. Расстояние усиливает «симптомы», заставляя человека чувствовать острую нехватку партнера.
Когда люди рядом физически, прикасаются друг к другу, то начинают чувствовать в основном положительные эмоции, счастье. Однако даже в таком случае остается чувство «голода» — от партнера хочется все большего и большего, ожидания, желания постоянно повышаются. Поэтому полностью восполнить требования этого «голода» не получится. Если же пара по любой причине не вместе, появляются негативные переживания — тоска, скука, боль, подозрительность, ревность. Последняя проявляется ярче всего именно в страстных отношениях.
Вывод
Эмоции облегчают процесс социализации и адаптации. Их внешнее проявление имеет большое значение для общения с другими людьми. Они влияют на настроение, поведение, мотивацию, восприятие мира. Психологически важно, чтобы эмоции находили выход. Внутренние переживания должны быть выражены внешне. Их нужно выплескивать. Так достигается психологическое равновесие. Особенно если они негативные. Но даже положительные эмоции должны быть выражены. Если не выплеснуть радость, она может трансформироваться в неудовлетворенность.
Что касаемо отрицательных, если долго их копить в себе, может наступить момент переполнения. Простое недовольство перерастет в гнев, и в любом случае найдет выход. Только намного позже и в другой обстановке. Причем объектом выражения может стать абсолютно невиновный человек. Далее возникнет стыд за свои действия.
Человек, который долгое время не делится ни с кем своими переживаниями, впадает в депрессию, замыкается в себе и становится раздражительным. Если нет возможности выразить внутренне состояние перед другими людьми, это можно сделать на бумаге, перед зеркалом и так далее. Неважно каким способом, главное – дать им выход.
Эмоции – химический процесс, который регулирует психологический аспект жизни. Они обуславливают реакции на раздражители, выступают как измеритель удовлетворенности и внутренние ориентиры. Способны вдохновлять на великие свершения и вводить в депрессию. Они и есть жизнь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.