Актуальность
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Значение развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры с предметами
Активные игры со стихотворным сопро-вождением
Игры манипуляции
Пальчико-вые кинезиоло-гические игры
Пальчиковые игры с элементами самомассажа
они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. (например: карандашей, прищепок, палочек…)
Виды пальчиковых игр
Пальчиковые игры с предметами
Виды пальчиковых игр
Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так в образовательной деятельности.
Активные игры со стихотворным сопровождением.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять .
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
Виды пальчиковых игр
Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.
Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Игры манипуляции.
Виды пальчиковых игр
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Пальчиковые игры на основе сказок
Виды пальчиковых игр
Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Пальчиковые кинезиологические игры
Виды пальчиковых игр
Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.
Пальчиковые игры с элементами самомассажа
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов
Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.
Около 90 процентов информации об окружающем нас мире в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь.
К сожалению, при современном образе жизни количество людей, у которых каждый год возникают проблемы со зрением, увеличивается.
Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;— использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;— чередование занятий детей с отдыхом;— проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;— контроль за правильной позой детей во время занятий;— организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;— активное гармоничное физическое развитие детей;— организация рационального питания и витаминизации;— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.
Цель зрительной гимнастики:
Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, улучшает аккомодацию (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях), снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 мин в средней группе, 4-5 минут в старших группах;
выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Варианты зрительных гимнастик:
с использованием художественного слова;
с опорой на схему;
с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмотренажерами;
с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
электронные зрительные гимнастики.
С сигнальными метками
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).
Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые.
«Метка на стекле» по Э.С.Аветисову
С индивидуальными офтальмотренажерами
На индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» помещаются предметные картинки по лексическим темам, дети сами держат их на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.
С настенными и потолочными офтальмотренажерами
Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.
Электронная гимнастика для
глаз
Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша.
Оградить ребенка от
простудных заболеваний –
задача не из легких.
Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет.
ОРВИ
Обучив ребёнка простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику
Почему дыхательная гимнастика нужна?
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.
Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Почему дыхательная гимнастика нужна?
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Требования к проведению дыхательной гимнастики:
не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С
одежда не должна стеснять движений;
не заниматься сразу после приема пищи;
не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным;
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Упражнения для дыхательной гимнастики
Бегемотик.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через носУпражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:Сели бегемотики,
потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнения для дыхательной гимнастики
Часики.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».
Подуй на одуванчик.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как
будто хочет сдуть
с одуванчика пух.
Упражнения для дыхательной гимнастики
Упражнения для дыхательной гимнастики
Жук.
ИП: ребёнок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у,
посижу и пожужжу».
Упражнения для дыхательной гимнастики
Петушок.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох),
произносить:
«ку-ка-ре-ку».
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:
В закаливающих мероприятиях;
На занятиях по логоритмике;
В любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей);
В домашних условиях.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:
На занятиях оздоровительного характера;
Как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;
В утренней гимнастике;
После оздоровительного бега;
После дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;
Артикуляционная гимнастика
Для вас, педагоги!
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения. Ранее она была доступна только специалистам логопедам. На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог.
Артикуляционная гимнастика – важный подготовительный этап в работе над постановкой звуков, поэтому развитию артикуляционной моторики следует уделить должное внимание. Комплекс упражнений, представленный в этой презентации, поможет Вашему ребёнку привести в порядок мышцы артикуляционного аппарата. В презентации к каждому упражнению дано подробное описание и необходимые фото. Важные нюансы правильного выполнения артикуляционных упражнений выделены в примечаниях, не пренебрегайте ими! Комплекс упражнений выполняется перед зеркалом 3-4 раза в день по 10-15 раз каждое упражнение. Обращаю Ваше внимание на то, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно на протяжении всего курса занятий с логопедом, и чем чаще, тем лучше. Занятия должны проходить в игровой форме. Не расстраивайтесь, если вдруг какое-то упражнение не получается, ведь для этого нужно время, терпение и желание, ежедневная тренировка, но главное – позитивное настроение!
1. УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА».Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком. («лошадка скачет»). Упражнение выполняется сначала: а) медленно («лошадка идёт шагом»); б) быстро («лошадка скачет быстрее»);в) пощёлкать самым кончиком языка («жеребёнок скачет»).Примечание. Нижняя челюсть остается неподвижной, губы в улыбке.
2. УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК».Описание.Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» к нёбу широкий язык и опустить нижнюю челюсть как можно ниже, натягивая при этом подъязычную складку. Язык не просто поднимается к нёбу, а работает, как присоска.Та же «Лошадка», только без щелчка. Примечание. При выполнении упражнения подъязычная складка обязательно должна натягиваться.
4. УПРАЖНЕНИЕ «ЧАШЕЧКА».Описание.Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится «чашечка». Подержать язык в таком положении секунд 10.Примечание. «Чашечка» должна удерживаться навесу, без поддержки губ и зубов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.