Актуальность
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Значение развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры с предметами
Активные игры со стихотворным сопро-вождением
Игры манипуляции
Пальчико-вые кинезиоло-гические игры
Пальчиковые игры с элементами самомассажа
Виды пальчиковых игр
Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так в образовательной деятельности.
Активные игры со стихотворным сопровождением.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять .
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
Виды пальчиковых игр
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Пальчиковые игры на основе сказок
Виды пальчиковых игр
Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Пальчиковые кинезиологические игры
Виды пальчиковых игр
Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.
Пальчиковые игры с элементами самомассажа
Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.
Около 90 процентов информации об окружающем нас мире в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь.
К сожалению, при современном образе жизни количество людей, у которых каждый год возникают проблемы со зрением, увеличивается.
Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;— использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;— чередование занятий детей с отдыхом;— проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;— контроль за правильной позой детей во время занятий;— организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;— активное гармоничное физическое развитие детей;— организация рационального питания и витаминизации;— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.
Цель зрительной гимнастики:
включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;
формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.
Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, улучшает аккомодацию (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях), снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 мин в средней группе, 4-5 минут в старших группах;
выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Варианты зрительных гимнастик:
с использованием художественного слова;
с опорой на схему;
с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмотренажерами;
с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
электронные зрительные гимнастики.
С сигнальными метками
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).
Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые.
«Метка на стекле» по Э.С.Аветисову
Такая метка позволяет тренировать глазные мышцы,
стимулировать сокращение мышц хрусталика, способствует
профилактике близорукости.
Крупную цветную метку диаметром 3 - 5 миллиметров
прикрепить к оконному стеклу на уровне глаз ребенка. Ребенку
предлагается смотреть на метку 1 - 2 секунды, затем перевести
взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что
он там видит.
С индивидуальными офтальмотренажерами
На индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» помещаются предметные картинки по лексическим темам, дети сами держат их на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.
С настенными и потолочными офтальмотренажерами
Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.
Электронная гимнастика для
глаз
Система упражнений, представленная в виде
мультимедийных презентаций, способствует
развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения
электронной физминутки для глаз проста в использовании.
Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в
презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают
музыку и следят за движением объектов,
Почему дыхательная гимнастика нужна?
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.
Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Почему дыхательная гимнастика нужна?
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Требования к проведению дыхательной гимнастики:
не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С
одежда не должна стеснять движений;
не заниматься сразу после приема пищи;
не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным;
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Упражнения для дыхательной гимнастики
Бегемотик.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через носУпражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:Сели бегемотики,
потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:
В закаливающих мероприятиях;
На занятиях по логоритмике;
В любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей);
В домашних условиях.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:
На занятиях оздоровительного характера;
Как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;
В утренней гимнастике;
После оздоровительного бега;
После дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;
Артикуляционная гимнастика
- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков
Для вас, педагоги!
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения. Ранее она была доступна только специалистам логопедам. На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог.
Артикуляционная гимнастика – важный подготовительный этап в работе над постановкой звуков, поэтому развитию артикуляционной моторики следует уделить должное внимание. Комплекс упражнений, представленный в этой презентации, поможет Вашему ребёнку привести в порядок мышцы артикуляционного аппарата. В презентации к каждому упражнению дано подробное описание и необходимые фото. Важные нюансы правильного выполнения артикуляционных упражнений выделены в примечаниях, не пренебрегайте ими! Комплекс упражнений выполняется перед зеркалом 3-4 раза в день по 10-15 раз каждое упражнение. Обращаю Ваше внимание на то, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно на протяжении всего курса занятий с логопедом, и чем чаще, тем лучше. Занятия должны проходить в игровой форме. Не расстраивайтесь, если вдруг какое-то упражнение не получается, ведь для этого нужно время, терпение и желание, ежедневная тренировка, но главное – позитивное настроение!
1. УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА».Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком. («лошадка скачет»). Упражнение выполняется сначала: а) медленно («лошадка идёт шагом»); б) быстро («лошадка скачет быстрее»);в) пощёлкать самым кончиком языка («жеребёнок скачет»).Примечание. Нижняя челюсть остается неподвижной, губы в улыбке.
2. УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК».Описание.Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» к нёбу широкий язык и опустить нижнюю челюсть как можно ниже, натягивая при этом подъязычную складку. Язык не просто поднимается к нёбу, а работает, как присоска.Та же «Лошадка», только без щелчка. Примечание. При выполнении упражнения подъязычная складка обязательно должна натягиваться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.