Презентация «Современный урок в школе с позиции формирования УУД»

  • pptx
  • 09.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на РМО учителей ОРК и Сэ
Иконка файла материала выступление на рмо.14.12.pptx

«Современный урок в школе с позиции формирования УУД»

составитель : Татарникова О.С.,
учитель ОРК и СЭ

Куртамыш 2021


МКОУ Куртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №2»

К.Д. Ушинский

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»

Цель:

включить учителей в деятельность по освоению, пониманию, принятию основных методологических позиций современного урока, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов с целью выработки алгоритма по формированию у учащихся прочных УУД.

Что такое урок?

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора , эрудиции»,-
говорил В А Сухомлинский.
Урок – часть предмета, предмет-часть науки, и если после урока нет углубления в форме лабораторных занятий, творческих студий, проектной деятельности, то подготовить ученика к сдаче ОГЭ и ЕГЭ можно, но удовлетворить познавательные потребности и развить задатки, не говоря уже о прочном формировании УУД, не удастся.
Дьюи сказал:«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

Что такое современный урок?

Урок, на котором учитель использует все возможности для формирования у ученика прочных УУД с целью глубокого и осмысленного усвоения знаний с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Зона ближайшего развития

это имеющиеся у ученика возможности, которые могут быть раскрыты только с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности , в результате которой произойдет переход из не могу------я могу, я хочу, я сделаю.

Что такое УУД?

совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Какими качествами должна обладать личность?

самостоятельностью в принятии решений ;
умением отвечать за свои решения;
способностью нести ответственность за себя и за близких;
готовностью к действиям в нестандартных ситуациях;
приемами учения и готовностью к постоянной переподготовке;
набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний

Что дает учащимся овладение УУД?

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

10

Памятка для учителя по формированию и развитию  универсальных учебных действий

Любые действия должны быть осмысленными.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

Три постулата современного урока

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства

Классификация УУД

личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.

Личностные УУД

направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей , позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные УУД

обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция
оценка.
Они обеспечивают возможность управления и познавательной, и учебной деятельностью

Познавательные УУД

общеучебные,
логические,
постановка проблемы
решение проблемы

Общеучебные УУД

смысловое чтение.
самостоятельное формулирование цели
информационный поиск материала и извлечение нужной информации.
моделирование и структурирование знания.

Логические УУД

анализ объектов с целью выделения их существенных признаков
синтез установление причинно-следственных связей
построение логики рассуждения и доказательства
выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Этапы подготовки к проведению современного урока

осознание и правильное, четкое определение его конечной цели - что учитель хочет добиться;
установление средства - что поможет учителю в достижении цели
определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Современный урок

познание,
открытие,
противоречие,
развитие,
ступенька к знанию,
самопознание,
самореализация,
интерес,
инициативность,
уверенность.

Примеры из программного материала

Моделировать объекты культурного наследия…
Группировать слова по смыслу…
Оценивать уместность употребления высказываний…
Трансформировать текст…
Обосновывать целесообразность выбора языковых средств
Характеризовать текст…
Конструировать монологическое высказывание…
Сравнивать художественный и научно – популярный тексты…

Примеры из программного материала


Моделировать ситуации, иллюстрирующие человеческие действие…
Прогнозировать результат поведения человека…
Объяснять (обосновывать ) Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Исследовать связи жизнедеятельности поколений
Группировать (классифицировать) объекты по отличительным признакам…
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Характеризовать поступки людей

Недостатки традиционной системы

увлечение планированием урока без достаточной связи с другими;
слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
слабое знание личности школьника и классных коллективов; уроки-близнецы в разных классах;
недооценка специального продумывания целей и задач урока;
шаблонная структура урока
перегруженность содержания учебного материала;
недостаточное внимание к применению знаний на практике, оторванность теоретических знаний от их использования;

Недостатки традиционной системы обучения.

бедность арсенала выбора методов обучения;
слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;
увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;
слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности);
пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда

Главный ресурс

отношение учителя к учебному процессу, творчество ;
профессионализм,
желание раскрыть способности каждого ребенка