Официально-деловой стиль
Сфера применения (где?) | Документы, деловые бумаги |
Функция (Зачем?) | Проинформировать, проинструктировать, выразить волю закона |
Ведущая стилевая черта | Официальность, точность, стандартность |
Языковые средства | Клише (готовые обороты, языковые формулы), особая терминология |
Жанры | Указы, постановления, инструкции, отчеты, заявления, деловые письма |
НАЗАД
примеры
Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс на трех ступенях:
1-я ступень — начальное образование (срок освоения 3—4 года);
2-я ступень — основное общее образование (срок освоения 5 лет);
3-я ступень — среднее полное общее образование (срок освоения 2—3 года).
Учебный год в общеобразовательном учреждении начинается с первого сентября. Продолжительность учебного года в первых классах — 30 недель, во 2—11 классах — не менее 34 недель. Продолжительность каникул — не менее тридцати календарных дней в течение учебного года, летом — не менее восьми недель. Для обучающихся в первых классах в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Календарный учебный график разрабатывается общеобразовательным учреждением самостоятельно.
(Из Положения об общеобразовательном учреждении)
Официально-деловой стиль
НАЗАД
Сфера применения (где?) | Научные труды, учебники |
Функция (Зачем?) | Объяснить |
Ведущая стилевая черта | Отвлеченность, обобщенность, точность, логичность, доказательность |
Языковые средства | Обилие терминов, абстрактной лексики, слова с прямым значением, СПП с придаточными причины, следствия, вводные слова |
Жанры | Статья, отзыв, рецензия, лекция, аннотация, диссертация |
Научный стиль
НАЗАД
примеры
Метафора не нуждается в доказательстве ее семантической производности. Как бы ни были разнообразны взгляды ученых на сущность этого явления, данное свойство никем не отрицается. Однако, неоднозначно решается вопрос о статусе самой семантической производной единицы и способах ее описания. Эти два момента оказываются тесно связанными между собой, поскольку признание в качестве носителя метафоры той или иной единицы влияет на характер объяснительной модели. В какой-то мере выбор угла зрения на метафору определяется самой неоднородностью материала, которая обусловлена различной степенью образности. Так, в зависимости от яркости образа выделяются языковые (генетические), общепоэтические и индивидуально-авторские метафоры.
(Т. Симашко)
Научный стиль
НАЗАД
Публицистический стиль
Сфера применения (где?) | Общественно-политическая жизнь, газеты, журналы, телевидение, радио, митинги |
Функция (Зачем?) | Убедить! Воздействие на сознание с целью воспитания гражданской позиции (информировать о жизни страны, сформировать отношение к событиям и фактам, иногда побудить к каким-либо действиям, привлечь внимание к важным вопросам) |
Ведущая стилевая черта | Эмоциональность, фактографичность + образность, призывность, злободневность тематики |
Языковые средства | Книжная + разговорная лексика, несложные синтаксические конструкции, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, восклицания, обращения, повторы слов и синтаксических конструкций, междометия, модальные частицы, инверсия (→изменение интонации) |
Жанры | Статья, выступление, очерк, портретный очерк – о людях высоких моральных качеств (характер, увлечения, работа, факты биографии); литературно-критическая статья, эссе (разновидность очерка) – раздумья, рассуждения о жизни, событиях в искусстве, литературе |
НАЗАД
примеры
Публицистический стиль
Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений. И у каждого из них есть свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера? то бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.
(По И. Васильеву)
НАЗАД
Художественная речь
Сфера применения (где?) | Художественная литература |
Функция (Зачем?) | Изобразить! Воздействие на воображение, чувства, мысли (эстетическая функция) |
Ведущая стилевая черта | Образность |
Языковые средства | Слова в переносном значении, изобразительно-выразительные средства, конкретная лексика, встречаются характерные особенности иных стилей для создания художественного образа |
Жанры | Новелла, повесть, рассказ, поэма, стихотворение и др. |
НАЗАД
примеры
Художественная речь
В уставшем от зимней тяготы лесу, когда еще не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки еще не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви не шевелят, а лишь потихоньку трогают друг друга, — неожиданно донесся запах подснежника! Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и поэтому он трепетно-радостный, хотя почти и не ощутим. Смотрю вокруг — оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья... И для каждого, — и счастливого и несчастливого, — он сейчас — украшение жизни. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе все лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие.
(по Г. Троепольскому)
НАЗАД
НАЗАД
1) Знаете, я вот как-то раз в степи побывал…2) Степями принято называть равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата.3) Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…4) Неужели есть люди, которые не замечают красоты родной природы?..5) Вышеупомянутый вопрос находится в стадии рассмотрения.
Определите стиль каждого предложения.
Можно ли это назвать текстом?
Золотая моя Журавушка! Знаешь ли ты, моя милая, что счастливей твоего Петьки нет человека на свете? Да мне теперь сам сатана не страшен. Милая, родная, родненькая, спасибо тебе за Сережку, за то, что ты есть у меня, за твои глаза, за твои руки золотые, за твое сердце — за все, за все спасибо. Одна у меня к тебе — самая великая-превеликая просьба: береги себя и Сережку. Сейчас я сменился с дежурства у пулемета. Всю ночь дежурил. Небо было ясное, звездное. Я облюбовал одну звезду, самую яркую, и назвал ее Журавушкой. Глядя на нее, я разговариваю с тобой, моя родная. Ну вот, кажись, и все. Обнимаю тебя крепко-крепко. А Сережку целую в пузо. До свидания. 30. 12. 41.
(По М. Алексееву)
Разговорная речь
НАЗАД
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.