Подготовка к написанию изложения
1. Первое прослушивание текста
Слушай текст.
Отмечай микротемы.
Во время 1 прослушивания можно делать записи, желательно
внимательно прослушать весь, отметив микротемы.
Обратить внимание на длительные паузы – это абзацы.
В тексте 3 микротемы, 3 абзаца.
2. Работа с текстом
После 1 прослушивания
Определить тему текста
Сформулировать основную мысль
Определить тип речи текста (повествование, описание, рассуждение)
Подготовка к написанию изложения
3. Составление плана текста
Составь план текста, выделяя микротемы каждой части, озаглавь их. Пиши названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов и фраз.
4. Второе прослушивание
Записывай ключевые слова и фразы. Восстанавливая текст, отметь в нем главное и исключи подробности в каждой части. Примени способы сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение)
Подготовка к написанию изложения
5. Написание изложения
Напиши сжатое изложение каждой части, связав их между собой, чтобы получился текст. Учти смысловые связи между эпизодами (логические, временные, пространственные и т.д.). Отредактируй изложение, проверь ошибки. Перепиши текст изложения.
Пиши изложение в черновик
Проверь содержание
Проверь орфографию и пунктуацию
Перепиши текст изложения в тетрадь
Систематизация знаний (сжатие текста)
Бельчонок спустился по стволу сосны у самых моих ног, сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапах. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба. Он съел шляпку, но корешок ему не понравился, и он перешёл на другое место.
Бельчонок был совсем маленький, величиной с ладонь. Он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенёк. Шляпка гриба была велика для бельчонка, вроде целого блина, и он объел её, но не всю, потом спрыгнул с пенька, откинул недоеденный блин, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие, пахнувшие смолой семена.
Погуляв в одиночестве у моих ног, позавтракав, бельчонок ушёл на высоту и покачался на ветке, по которым отправился, может быть, к своему дому.
Написание изложения по тексту
Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.
Садовник широкодушно высвободил место берёзам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить, а потом и задушить. Садовник часто поливал берёзы, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.
Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже… (В. П. Астафьев)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.