Приготовила: А.В. Курпешова
Методы и приемы развития коммуникативных навыков аутистического ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тема:
Помните ощущения детства, когда лежишь и заснуть не можешь от манящей к себе луны, что светит, искрится за окном. Смотришь на неё и мечтаешь… Мечтаешь о новой игрушке, о большой сладкой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались или шляпа на глаза не сползала, когда на коньках катаешься. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, чтобы слышали, о чём думаешь, говорили с тобой на понятном тебе языке…
Для этого существуют простые шаги:
Шаг 1 : теоретические знания.
Шаг 2 : диагностика (приобретение навыков в составлении «портрета» аутичного ребёнка).
Шаг 3 : освоение методик и
технологий работы с особенными детьми.
Как мы можем помочь ему?
Аутизм — это психопатологический синдром, который
характеризуется недостаточностью общения,
формируется на основе первичных структурных
нарушений или неравномерности развития предпосылок
общения и вторичной утраты регулятивного влияния
общения на мышление и поведение.
В. Е. Каган (1981)
Клинико-психологическая классификация РДАI группа
Характерные признаки:
Система психолого-педагогической коррекции по обучению навыкам коммуникации детей с РАС:
Формирование базовых коммуникативных функций.
Формирование социоэмоциональных навыков.
Формирование диалоговых навыков.
Методы психолого-педагогической коррекции:
1. Бихевиористические методы:
Принципы формирования коммуникативных навыков:
Комплексного воздействия;
Систематичности;
Наглядности;
Дифференцированного подхода к обучению;
Индивидуального подхода;
Связи с другими сторонами психического развития.
Условия формирования коммуникативных навыков:
Учет личных интересов и потребностей ребенка.
Использование подсказок.
Подкрепление коммуникативных высказываний.
4. Использование повседневных, естественно возникающих ситуаций.
Альтернативная система коммуникации -
- это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка.
Наиболее распространенные системы альтернативной коммуникации:
Система PECS
электронные пособия с голосовыми синхронизаторами
Блисс – метод
Леб – система
Метод пиктограмм
Жестовый язык Макатон
Система PECS
позволяет определить понятие «коммуникация» или «общение» способом, доступным ребенку с ОВЗ
позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации
С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова
С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков
Подготовительный этап.Оценка подкрепляющих стимулов:
Любимая еда | |
Любимые напитки | |
Любимые занятия | |
Любимые игры | |
Любимые места | |
Люди, с которыми любит общатся | |
Люди, предметы, места, которые не любит |
Определение иерархии поощрений:
Предмет | Отбрасыв. | Реакция | Тянется | Протест., когда забирают | Проявляет | Берет |
Бублик | + | + | ||||
Мяч | ||||||
Вода | + | |||||
Хлеб | + | |||||
Юла | + | |||||
Лимон | ||||||
Карандаш | ||||||
Огурец | ||||||
Пружина | + |
Этап 1.Как осуществлять общение.
Цель: научить ребенка увидев желаемый предмет брать изображение этого предмета, дотягиваться до Собеседника и обменивать карточку на предмет.
Учебная среда: ребенок и два педагога сидят на полу. Один из педагогов - Собеседник, сидит напротив ребенка, другой - помощник за спиной ребенка. Собеседник держит наиболее желаемый предмет так, чтобы ребенок не смог дотянуться до него. Изображение предмета лежит на столе.
Участие двух педагогов.
Вербальные подсказки не использовать.
Использование одной карточки.
Следует стараться создавать 30-40 ситуаций, в которых у ребенка возникает необходимость что-то попросить.
Используйте различные типы подкрепляющих стимулов: пища, игрушки и др.
Подбирайте карточки такого размера, который соответствует моторным возможностям ребенка.
Требования к этапу:
Стратегия обучения
Обратная последовательность: заключается в обучение последовательности действий за счет поощрения успешного выполнения последнего действия, далее - предпоследнего и т.д. Педагог помогает ребенку на первых шагах последовательности, а на завершающих - постепенно ослабляет, что приводит к полному отсутствию подсказки в конце цепочки действий.
Последовательность действий:
Взять изображение → Дотянуться до Собеседника → Положить карточку ему в руку
Цель: научить ребенка подходить к своему индивидуальному альбому, брать с него карточку, подходить к педагогу, привлекать к себе его внимание и обменивать карточку на желаемый предмет.
Учебная среда: прикрепить карточку с изображением наиболее желаемого предмета на первой странице альбома. Ребенок и Собеседник сидят друг напротив друга.
Этап 2
Расстояние и настойчивость
Не использовать вербальные подсказки.
Использование многих картинок, но каждую по очереди.
Часто проводить оценку подкрепляющих стимулов.
Работа с различными собеседниками.
Создавайте большое количество возможностей для спонтанных просьб.
Навык, которую подкрепляем на этом этапе - передвижение.
Требования к этапу:
Стратегия обучения:
Формирование: это обучение новым навыкам с помощью «повышения ставок». Для этого Собеседник поощряет любое поведение ребенка, если оно хоть немного лучше предыдущего. На 2 этапе мы формируем навык передвижения на больших расстояниях, чтобы добраться до альбома, а затем к Собеседнику. Для этого Собеседник перед каждой пробой немного дальше отходит от ребенка или немного отдаляет от него карточки.
Подсказка с участием двух людей.
Цель: научить ребенка просить желаемый предмет выбрав необходимую карточку из набора подойти к Собеседнику и дать ему карточку.
Учебная среда: ребенок и Собеседник сидят за столом. Подготовьте несколько карточек с изображением желаемых предметов и карточки с изображением нежелательных предметов и сами предметы.
Этап 3.
Различение карточек
Требования к этапу:
Отсутствие вербальных подсказок.
Часто проводить проверку соответствия.
Работа с различными собеседниками.
Большое количество ситуаций для спонтанных просьб в течение дня.
Изменение расстановки карточек на альбоме.
Стратегия обучения:
Обучение с помощью отдельных проб: методика состоит из четырех последовательных шагов:
1. Предложение Собеседника (он размещает на альбоме 2 карточки и привлекает внимание ребенка).
2. Реакция ребенка (ребенок выбирает карточку и дает ее Собеседнику).
3. Результат (ребенок получает желанный предмет).
4. Отвлекающий стимул (ребенок ест или играет).
Цель: научить ребенка просить предметы в форме фразы выполняя следующую последовательность: подойти к альбому для занятий, взять карточку «Я хочу» и разместить на шаблоне, взять карточку с изображением желаемого предмета и разместить на шаблоне, взять шаблон, подойти к Собеседнику и передать ему шаблон.
Учебная среда: ребенок и Собеседник сидят лицом друг к другу, перед ребенком альбом, шаблон для предложений, карточка «Я хочу», карточки с изображенными предметами, у Собеседника любимые предметы ребенка.
Этап 4.
Структура предложения
Отсутствие вербальных подсказок.
Часто проводить проверку соответствия.
Большое количество ситуаций для спонтанных просьб в течение дня.
Использование стратегии обратных шагов для обучения.
При обучении новым действиям необходимо упрощать некоторые элементы, а затем постепенно снова их вводить.
Требования к этапу:
Стратегия обучения:
Обратная последовательность.
Цель: научить ребенка просить предметы составляя предложения с помощью шаблона, состоящего из карточек: «Я хочу», признака, желаемого предмета, и обменивать это предложение на предмет.
Требования к этапу:
Качества предметов
Цель: научить ребенка спонтанно просить различные предметы и отвечать на вопрос «Что ты хочешь?»
Требования к этапу:
Этап 5.
Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»
Цель: научить ребенка отвечать на вопрос «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Что это?», а также спонтанно просить и комментировать.
Учебная среда: перед ребенком находится альбом для занятий, карточка «Я хочу», «Я слышу», «Я вижу» и карточки с изображением знакомых предметов. У Собеседника - предметы или фотографии этих предметов.
Этап 6.
Комментарии
Подготовьте поощрения, которые соответствуют ситуации общения: просьба - социальные и материальные, комментирование - социальные.
Используйте «задержку подсказки» отрабатывая ответы на вопросы. Провести обучение различению вводных карточек.
Требования к этапу:
Виды визуального расписания.
Определяем формат расписания:
1) расписание с символами из предметов.
Это может быть небольшой предмет, который ребёнок будет использовать в следующей деятельности.
2) Расписание из пиктограмм или фотографий.
3) письменное расписание.
Методика Л. Б. Баряевой, Е.Т. Логиной,
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.