Подросток- кто он?
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» (Психологический словарь).
Физиологические особенности
Интенсивное физическое и физиологическое развитие : увеличиваются рост и вес
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания
Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.
Нарушение функционирования нервной системы.
Психологические особенности
снижение работоспособности, интереса к учебе.
подросток становиться невнимательным, рассеянным;
эмоции подростка подвижны и противоречивы;
ведущая деятельность – коммуникативная;
для подростков характерна полярность психики
формируется новый образ физического “Я”;
чувство Взрослости - одно из новообразований подросткового возраста;
формирование «Я-концепции».
Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
Подросток остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Полярность психики
Целеустремленность, настойчивость и импульсивность;
Настойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Проявление чувства Взрослости
В желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.
В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
Формирование «Я-концепции»
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.
Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, личностные черты и поступки анализируются подростком пристрастно.
Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть ( «Я»- реальный и «Я»- идеальный).
Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
Личностная рефлексия (самоанализ), потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Подростковый комплекс
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".
чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;
внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров;
целеустремленность, настойчивость и импульсивность;
на все требуют доказательств;
Подростковый комплекс
неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
потребность в общении сменяется желанием уединиться;
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
нежность, ласковость бывают на фоне, крайней жестокости;
стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности;
выбирают себе кумиров;
проявляется соревновательный мотив.
Агрессия – это…
«Агрессия» (лат.) – «нападение», «приступ».
В психологии – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Выражение эмоции. Эмоция - это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих людей. Эмоции нельзя запретить, им необходимо давать выход, но можно научиться выражать любые эмоции в социально приемлемой форме
Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми ему не удается справиться
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.