Тема: «Активные методы производственного обучения по профессии мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка»
Мастер производственного обучения
Введение
Система методов производственного обучения и каждый метод в отдельности видоизменяются и развиваются в связи с прогрессом науки, техники и производства в зависимости от изменений в характере и содержании труда рабочих и социальных задач профессионально-технической подготовки. В связи с этим возникает необходимость применения таких методов и приёмов, которые позволили бы, во-первых, интенсифицировать учебный процесс, во- вторых, целенаправленно формировать умения осуществлять умственные компоненты трудовой деятельности, проявлять творческую активность, инициативу и другие качества, характерные для современного передового рабочего.
Особенности активных методов обучения
Высокий уровень активности учащихся в процессе обучения.
Обеспечение достаточно-устойчивой и длительной активности учащихся в процессе обучения.
Самостоятельность и творчество при выработке решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучающихся.
Постоянное взаимодействие обучающихся и преподавателя в процессе диалоговой и полилоговой формы организации учебного процесса.
Проявление рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и обучающихся в учебной коммуникации.
Виды активных методов
Выделяют и характеризуют следующие виды активных методов:
деловые игры;
дидактические или учебные игры, игровые ситуации;
игровые приемы и процедуры.
Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы, реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.
Игровые приемы и процедуры относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени.
Тема урока: «Установка магнето на пусковой двигатель (ПД-10УД) тракторов МТЗ-80 и ДТ-75, запуск и остановка двигателя»
Тип урока: выполнение простых комплексных работ
Цели урока:
Образовательные:
Закрепить умения, навыки, по установке магнето на пусковой двигатель и запуск двигателя тракторов МТЗ-80 и ДТ-75, через качественное выполнение производственных работ.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся трудолюбие, дисциплинированность, любовь к избранной профессии, стремление выполнять работу качественно, в ходе кропотливого труда.
Развивающая:
Развить способность студента управлять своими действиями планировать способы действий, реализовывать намеченное контролируя ход и оценивая результаты своих действий через рефлексию.
Материально-техническое обеспечение урока:
Трактор МТЗ-80 1 шт.
Трактор ДТ-75 1 шт.
Комплект гаечных ключей. 2 шт.
Отвёртка 2 шт.
Свечной ключ 2 шт.
Пусковой шнур 2 шт.
Магнето 2 шт.
Бензин А-76 лит.
Место проведения: Учебные мастерские
Межпредметные связи: Тракторы и автомобили, Экология, Т.О. и ремонт машин, Охрана труда.
Время: на проведение урока производственного обучения отведено 270 мин.
Техника безопасности при запуске дизеля пусковым двигателем
Рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении.
При прокручивании маховика пускового двигателя рукой провод от свечи должен быть отсоединён.
Перед запуском убедится, что перед и за трактором нет людей. Также не должны стоять и сзади во избежание удара пусковым шнуром.
При запуске категорически запрещается наматывать пусковой шнур на руку.
При работающем пусковом двигателе стоять напротив маховика.
Останавливать пусковой двигатель снятием провода высокого напряжения со свечи зажигания.
Снятые детали и инструмент укладывать на стол, исключая их самопроизвольное падение или скатывание.
При пуске категорически запрещается:
Пуск основного двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения, так как вследствие этого могут появиться задиры поршня пускового двигателя.
Препятствовать самоотключению шестерни механизма отключения редуктора и принудительно удерживать её в зацеплении с зубчатым венцом маховика.
Категорически запрещается повторное включение шестерни механизма отключения редуктора при работающем двигателе.
Пуск основного двигателя без предварительного прокручивания его коленчатого вала особо опасен в холодное время года, что может привести к задирам подшипников.
Длительная работа основного двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, так как это может привести к закоксовыванию поршневых колец и как следствие этого к выбросу масла из выпускной трубы двигателя.
ХОД УРОКА
| Элементы внешней структуры занятия |
|
|
1. | Вводный инструктаж | 45 мин. | |
1.1 | организа-циионная часть | 5 мин. | Проверить наличие учащихся, наличие спецодежды, внешнего вида, отметить отсутствующих в журнале назначить дежурных. |
1.2 | целевая установка | 35 мин. | Мастер сообщает тему и вместе с учащимися определяют цель занятия и заданий на урок. |
2. | Основная часть: текущий инструктаж | 210 мин. | Получение задания и самостоятельная работа в звеньях. Работу выполняют звеньями по 5-6 человек в каждом. Проверка подготовленности к работе. Текущие обходы с проверкой. Уборка рабочего места. |
3. | Заключи-тельный инструктаж | 15 мин. | Выяснить у учащихся достигнуты ли цели урока. Анализ работы группы, указания на ошибки, допущенные отдельными учащимися. Подведение итогов. |
Заключение
Результатом применения активных методов обучения в ГОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум» стали хорошие показатели успеваемости. По итогам 2005-2008 г.г. успеваемость по производственному обучению по профессии «Мастер по ТО и ремонту МТП» составила 100%, качество в среднем 76%. В 2007 году 20% учащихся получили повышенный квалификационный разряд по профессии. Все успешно трудоустроены.
Список литературы
Вербитский А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
2. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г., Зотова О.И. и др. Проблемы психологии труда и профессии.//Психологический журнал, М.: Педагогика, 1981, №2, с. 4-7.
3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
4. Маркелова В.А. Методы обучения, М.: Высшая школа, 1978. – 237 с.
5. Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.