Презентация "Теоритические основы профессиональной деятельности педагога ДОО"
Оценка 4.8

Презентация "Теоритические основы профессиональной деятельности педагога ДОО"

Оценка 4.8
ppt
26.04.2020
Презентация "Теоритические основы профессиональной деятельности педагога ДОО"
Концепции воспитания.ppt

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО

КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ

КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ

КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Концепция всегда в разводе с жизнью

Концепция всегда в разводе с жизнью

Концепция всегда в разводе с жизнью

В. Вишневский

Концепция – отражение накопленного опыта

Концепция – отражение накопленного опыта

Концепция – отражение накопленного опыта

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций

Вопросы Чем передовой опыт отличается от опыта положительного?

Вопросы Чем передовой опыт отличается от опыта положительного?

Вопросы

Чем передовой опыт отличается от опыта положительного?
Можно ли повторить чужой опыт (передовой)?
В чем суть анализа и обобщения передового опыта в отличие от его описания?

Педагогический опыт в широком смысле это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя;…

Педагогический опыт в широком смысле это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя;…

Педагогический опыт в широком смысле

это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты
в обучении и воспитании учащихся;
в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя;
в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений (высокий репродуктивный профессионализм)
(Т. А. Файн)

Педагогический опыт в узком смысле такая педагогическая практика, которая творчески использует всё лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и…

Педагогический опыт в узком смысле такая педагогическая практика, которая творчески использует всё лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и…

Педагогический опыт в узком смысле

такая педагогическая практика, которая творчески использует всё лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности (Татьяна Анатольевна Файн)

Эффективный педагогический опыт отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных…

Эффективный педагогический опыт отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных…

Эффективный педагогический опыт

отвечающий современным запросам,
открывающий возможности постоянного совершенствования,
нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных элементов)
образец педагогической деятельности,
приносящий лучшие по сравнению с массовой практикой результаты

Передовой педагогический опыт

Передовой педагогический опыт

Передовой педагогический опыт

Эффективный (передовой) опыт – один из самых доступных школьной практике источников новых педагогических идей, подходов и технологий
Педагогический поиск строится на основе или под непосредственным влиянием конкретного эффективного (передового) опыта

Передовой педагогический опыт

Передовой педагогический опыт

Передовой педагогический опыт

Заимствование опыта – творческий процесс
Поэтому освоение опыта нередко превращается в его модификацию, переработку и даже разработку на основе известного образца своего, авторского варианта

Тезис для обсуждения: по качественной характеристике эффективный (передовой) опыт не только противопоставляется отрицательному опыту, но не совпадает полностью с наиболее близким ему положительным опытом

Тезис для обсуждения: по качественной характеристике эффективный (передовой) опыт не только противопоставляется отрицательному опыту, но не совпадает полностью с наиболее близким ему положительным опытом

Тезис для обсуждения:

по качественной характеристике эффективный (передовой) опыт не только противопоставляется отрицательному опыту, но не совпадает полностью с наиболее близким ему положительным опытом

Положительный опыт Это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие современным требованиям

Положительный опыт Это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие современным требованиям

Положительный опыт

Это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие современным требованиям
Этот опыт, как правило, опережает тот уровень, который достигнут в массовой практике

Эффективный (передовой) опыт Эффективный педагогический опыт – это опыт: а) реализующий прогрессивные тенденции воспитания и обучения в

Эффективный (передовой) опыт Эффективный педагогический опыт – это опыт: а) реализующий прогрессивные тенденции воспитания и обучения в

Эффективный (передовой) опыт

Эффективный педагогический опыт – это опыт:
а) реализующий прогрессивные тенденции воспитания и обучения в ОУ
б) опирающийся на научные достижения в области педагогики, психологии и предметных методик
в) создающий нечто новое в содержании, средствах, методах и приемах воспитания и обучения детей
г) позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов

Признаки передового педагогического опыта

Признаки передового педагогического опыта

Признаки передового педагогического опыта

Более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся
Более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств
Умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач

Источник опыта Отдельный педагог

Источник опыта Отдельный педагог

Источник опыта

Отдельный педагог
Группа педагогов
Предметное методическое объединение
Методическое объединение классных руководителей
Весь педагогический коллектив
Региональная система образования в целом

Наставничество Помощь молодым специалистам

Наставничество Помощь молодым специалистам

Наставничество

Помощь молодым специалистам
Функции контроля
Обмен опытом

Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения ее отбор, классификация выделение главного выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте…

Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения ее отбор, классификация выделение главного выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте…

Обобщение педагогического опыта

это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения
ее отбор, классификация
выделение главного
выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте
выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения

Положения для обсуждения: 1

Положения для обсуждения: 1

Положения для обсуждения:

1. Изучение, обобщение и распространение опыта должно вестись на основе современных концепций педагогики и психологии
2. Обобщать нужно опыт. Распространять и внедрять следует не сам опыт, а его ведущую педагогическую идею, мысль, подходы и закономерности
3. Эффективный опыт должен обобщаться и распространяться комплексно, с учетом запросов конкретного адресата, условий школы, подготовленности кадров

Положения для обсуждения: 4

Положения для обсуждения: 4

Положения для обсуждения:

4. Новые приемы, частные усовершенствования должны органически вписываться в сложившуюся систему педагогической работы
5. Внедрение нового опыта эффективно тогда, когда эта работа стимулирует творческую деятельность не только педагогов, но и учащихся

Относительность эффективного педагогического опыта

Относительность эффективного педагогического опыта

Относительность эффективного педагогического опыта

По степени новизны эффективный педагогический опыт может квалифицироваться как:
новаторский опыт (опыт разработки и реализации новых педагогических системы обучения и воспитания);
модифицирующий опыт (содержит менее выраженные и менее оригинальные элементы нового; построен на серьезном усовершенствовании, развитии существующих форм, методов и подходов).

Критерии эффективного педагогического опыта: 1

Критерии эффективного педагогического опыта: 1

Критерии эффективного педагогического опыта:

1. Актуальность и перспективность, направленность на решение ключевых проблем современного ОУ
2. Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса
3. Соответствие основополагающим положениям современных социальных наук

Критерии эффективного педагогического опыта: 4

Критерии эффективного педагогического опыта: 4

Критерии эффективного педагогического опыта:

4. Устойчивость, стабильность положительных результатов
5. Возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие педагогические объекты (ОУ, район, город и т.д.)
6. Оптимальное расходование сил, средств и времени
7. Оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием детей. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи
Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями
Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты
Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации
Набросайте краткий план темы, составьте по теме тезисы. Поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований
Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики
Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.)

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации, обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образованием
Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Результативность вашей аттестации на квалификационную категорию зависит от содержания и качества представления вашего опыта

Опыт нужно передавать другим Например, публикуя свои находки в журналах, сборниках научных трудов, материалах конференций

Опыт нужно передавать другим Например, публикуя свои находки в журналах, сборниках научных трудов, материалах конференций

Опыт нужно передавать другим

Например,
публикуя свои находки
в журналах,
сборниках научных трудов,
материалах конференций

Полезные сайты www.ed.gov.ru –

Полезные сайты www.ed.gov.ru –

Полезные сайты

www.ed.gov.ru – МОиН РФ
www.minobr74.ru – МОиН Челябинской области
www.ipk74.ru – ЧИППКРО
www.cspu.ru – ЧГПУ
www.informika.ru
www.disser.biz
www.vak.ed.gov.ru
www.aspirantura.ru
www.rsl.ru
www.consultant.ru

Хороший вкус в образовании обычно приходит с горьким опытом

Хороший вкус в образовании обычно приходит с горьким опытом

Хороший вкус в образовании обычно приходит с горьким опытом.
В. Э. Штейнберг

Тема «Педагогические концепции»

Тема «Педагогические концепции»

Тема «Педагогические концепции»
Вспомним термины!

Домино

Понятие концепции Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль (С

Понятие концепции Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль (С

Понятие концепции

Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль (С. И. Ожегов)
Концепция – комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности или практической деятельности человека (Д. В. Валовой)

Основные положения педагогической концепции

Основные положения педагогической концепции

Основные положения педагогической концепции

Правовая основа
Методическая основа
Основные источники построения концепции (социальный заказ, педагогический опыт и т.д.)

Функции педагогической концепции

Функции педагогической концепции

Функции педагогической концепции

Синтезировать отдельные знания в единую логическую систему
Объяснить существенные характеристики, связи, закономерности возникновения и развития исследуемого явления
Представить методологию его исследования
Предсказать перспективы его развития и раскрыть особенности связанных с ним факторов объективной реальности
Представить практический аппарат для эффективного оперирования с исследуемым явлением

Структура педагогической концепции

Структура педагогической концепции

Структура педагогической концепции

Общие положения
Понятийно-категориальный аппарат
Теоретико-методологические основания
Ядро
Содержательно-смысловое наполнение
Педагогические условия эффективного функционирования и развития исследуемого феномена
Верификация

Педагогическая теория Высшая, самая развитая форма организации и создания научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в педагогике

Педагогическая теория Высшая, самая развитая форма организации и создания научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в педагогике

Педагогическая теория

Высшая, самая развитая форма организации и создания научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в педагогике

Функции педагогической теории

Функции педагогической теории

Функции педагогической теории

Объяснительная;
Прогностическая;
Конструктивная (создание моделей)

Фундамент педагогической теории – факты
Ядро педагогической теории – центральная идея (например, в теории программированного обучения главной является идея обратной связи)

Логика развития педагогической теории

Логика развития педагогической теории

Логика развития педагогической теории

Противоречия внутри законов теории
Противоречия между теорией и опытными данными (теория без практики мертва, а практика без теории слепа)
Противоречия между теориями (интеграция знаний)

Отличия концепции от теории На основе одной теории может быть построено множество концепций

Отличия концепции от теории На основе одной теории может быть построено множество концепций

Отличия концепции от теории

На основе одной теории может быть построено множество концепций
Концепция в содержательном плане отражает только определенный аспект теории, поскольку конкретизирована определенной ее стороной
Концепция имеет более четкие контуры и не имеет неразработанных направлений, нерешенных задач, вопросов и т.д., поскольку в концепцию включаются только те сведения, в отношении которых получены достоверные данные
Концепция всегда имеет однозначную терминологию

Педагогический подход 1. Методологическое основание построения теории (концепции):

Педагогический подход 1. Методологическое основание построения теории (концепции):

Педагогический подход

1. Методологическое основание построения теории (концепции):
Деятельностный
Системный
Компетентностный
Культурологический
Ценностно-ориентированный
Гендерный
Синергетический
Программно-целевой
Андрагогический

Педагогический подход 2. Ориентация педагога при осуществлении своих действий использовать определенную совокупность взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности

Педагогический подход 2. Ориентация педагога при осуществлении своих действий использовать определенную совокупность взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности

Педагогический подход

2. Ориентация педагога при осуществлении своих действий использовать определенную совокупность взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности
Индивидуальный
Личностный (личностно ориентированный)
Дифференцированный

Компоненты подхода основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования образовательной практики принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности приемы и…

Компоненты подхода основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования образовательной практики принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности приемы и…

Компоненты подхода

основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования образовательной практики
принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности
приемы и методы построения педагогического процесса

Педагогическая технология Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Российская педагогическая энциклопедия)

Педагогическая технология Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Российская педагогическая энциклопедия)

Педагогическая технология

Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Российская педагогическая энциклопедия)

Примеры образовательных технологий

Примеры образовательных технологий

Примеры образовательных технологий

Игровая
Проектная
Обучение в сотрудничестве
Кейс-технология
Педагогическая мастерская
Блочно-модульная
Развитие критического мышления

Игровые технологии Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Игровые технологии Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Игровые технологии

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Функции игры развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес) коммуникативная: освоение диалектики общения самореализации в игре как полигоне человеческой практики…

Функции игры развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес) коммуникативная: освоение диалектики общения самореализации в игре как полигоне человеческой практики…

Функции игры

развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес)
коммуникативная: освоение диалектики общения
самореализации в игре как полигоне человеческой практики
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры
коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Цели игровых технологий Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение

Цели игровых технологий Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение

Цели игровых технологий

Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности

Главные черты игровой деятельности свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие)…

Главные черты игровой деятельности свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие)…

Главные черты игровой деятельности

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие)
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»)
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»)
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития

Структура игры роли, взятые на себя играющими игровые действия как средство реализации этих ролей игровое употребление предметов, т

Структура игры роли, взятые на себя играющими игровые действия как средство реализации этих ролей игровое употребление предметов, т

Структура игры

роли, взятые на себя играющими
игровые действия как средство реализации этих ролей
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными
реальные отношения между играющими
сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре

Применение игры в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии в качестве…

Применение игры в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии в качестве…

Применение игры

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.)

Игры по виду деятельности физические (двигательные) интеллектуальные (умственные) трудовые социальные психологические

Игры по виду деятельности физические (двигательные) интеллектуальные (умственные) трудовые социальные психологические

Игры по виду деятельности

физические (двигательные)
интеллектуальные (умственные)
трудовые
социальные
психологические

Игры по характеру педагогического процесса обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие познавательные, воспитательные, развивающие репродуктивные, продуктивные, творческие коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др

Игры по характеру педагогического процесса обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие познавательные, воспитательные, развивающие репродуктивные, продуктивные, творческие коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др

Игры по характеру педагогического процесса

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
познавательные, воспитательные, развивающие
репродуктивные, продуктивные, творческие
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Воспитание и обучение Есть образованцы и есть воспитанцы

Воспитание и обучение Есть образованцы и есть воспитанцы

Воспитание и обучение

Есть образованцы и есть воспитанцы.
У них почему-то разные танцы.
Образованцы танцуют прилежно,
А воспитанцы застенчиво-нежно.
У образованцев движения строги,
Как будто чужие руки и ноги.
У воспитанцев – полет и паренье,
Но слишком цветасто у них оперенье.
У образованцев во всем изощренность,
У воспитанцев – раскрепощенность.
Образованцы у всех на примете,
А воспитанцы – в кордебалете.
Стараются все, но толкутся на месте.
В особом кругу. Не хотят они вместе.

С.Р. Богуславский, директор школы, Заслуженный учитель РФ

Хорошее содержание образования всегда должно быть в хорошей форме

Хорошее содержание образования всегда должно быть в хорошей форме

Хорошее содержание образования всегда должно быть в хорошей форме.
В. Э. Штейнберг

Концепция воспитания Система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его…

Концепция воспитания Система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его…

Концепция воспитания

Система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности
(Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина)

Содержание концепции воспитания

Содержание концепции воспитания

Содержание концепции воспитания

Определение смысла, который вкладывает коллектив ОУ в понятие «воспитание» («воспитательная система»)
Формулирование целей воспитания, которые поставлены в ОУ (что хочет получить воспитатель в результате своих усилий)

Содержание концепции воспитания

Содержание концепции воспитания

Содержание концепции воспитания

Описание научных идей, на которых строится процесс воспитания в ОУ (философские, психологические, педагогические теории, помогающие педагогам в осмыслении и проектировании своей профессиональной деятельности)
Описание основных принципов, которыми руководствуется педагогический коллектив ОУ. Принципы – это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций

Содержание концепции воспитания

Содержание концепции воспитания

Содержание концепции воспитания

Характеристика основных направлений воспитательной деятельности педагогов (направленность на создание благоприятных условий для развития личности ребенка, направленность также на окружающих ребенка людей, на его среду обитания, микроклимат тех общностей, в которые он входит)
Наиболее общая характеристика основных способов достижения поставленных целей и воплощения основных идей и принципов, лежащих в основе организации процесса воспитания

Дополнительно Разработчики концепции (в определенной степени весь коллектив

Дополнительно Разработчики концепции (в определенной степени весь коллектив

Дополнительно

Разработчики концепции (в определенной степени весь коллектив ОУ/группы, какая-то инициативная группа или же один человек; роль детей и родителей в разработке концепции; факторы, способствующие созданию концепции, – окружающая ОУ социокультурная среда, запросы родителей, особенности личностного развития ребенка и т.д.)
Постановка цели воспитания (определите, насколько гуманна предложенная модель/система)

Дополнительно Наиболее предпочитаемые формы и средства воспитания (нежелательны «заурочивание» воспитательной деятельности и, наоборот, отстранение воспитания от процесса обучения, чрезмерное увлечение телевизионными формами воспитательной работы, например…

Дополнительно Наиболее предпочитаемые формы и средства воспитания (нежелательны «заурочивание» воспитательной деятельности и, наоборот, отстранение воспитания от процесса обучения, чрезмерное увлечение телевизионными формами воспитательной работы, например…

Дополнительно

Наиболее предпочитаемые формы и средства воспитания (нежелательны «заурочивание» воспитательной деятельности и, наоборот, отстранение воспитания от процесса обучения, чрезмерное увлечение телевизионными формами воспитательной работы, например шоу)

Дополнительно Разнообразие выбранных педагогами направлений их профессиональной деятельности: традиционные мероприятия, актуализация воспитательного потенциала учебного процесса, стимулирование внутригруппового общения и т

Дополнительно Разнообразие выбранных педагогами направлений их профессиональной деятельности: традиционные мероприятия, актуализация воспитательного потенциала учебного процесса, стимулирование внутригруппового общения и т

Дополнительно

Разнообразие выбранных педагогами направлений их профессиональной деятельности:
традиционные мероприятия,
актуализация воспитательного потенциала учебного процесса,
стимулирование внутригруппового общения и т.д.,
обеспечение конструктивного сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообществ,
насыщение учебно-воспитательного процесса различными формами дополнительного образования

Группы концепций воспитания 1)

Группы концепций воспитания 1)

Группы концепций воспитания

1) Концепции, ориентированные на коллективное воспитание
И. А. Зимняя, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова и др.
Воспитание – управление развитием личности в коллективе
Цель – создание системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития

Воспитание как процесс формирования отношений человека к миру

Воспитание как процесс формирования отношений человека к миру

Воспитание как процесс формирования отношений человека к миру

Ирина Алексеевна Зимняя

Отношение – базисный механизм формирования ценностей

Пятикомпонентная система воспитания как
процесса формирования отношений человека к миру:
личность и деятельность учителя
правильная организация социальной ситуации развития (воспитательной среды)
сотрудничество
общение
активная деятельность субъекта воспитания, соотносящаяся с типом ведущей деятельности

Группы концепций воспитания 2)

Группы концепций воспитания 2)

Группы концепций воспитания

2) Концепции социального воспитания
Б. П. Битинас, В. А. Бочарова, А. В. Мудрик, Г. Н. Филонов и др.
Воспитание – социальный процесс, целенаправленное влияние на деятельность и поведение человека всех воспитательных институтов общества
Цель – создание эффективной воспитательной среды, обеспечение единства воспитательного влияния различных социальных субъектов воспитания

Группы концепций воспитания 3)

Группы концепций воспитания 3)

Группы концепций воспитания

3) Личностно ориентированные культурологические концепции
Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, Е. А. Ямбург и др.
Воспитание – воспитание человека культуры и нравственной личности
Цель – переориентация воспитания на жизненные проблемы учащихся, проектирование вариативных личностно ориентированных стратегий воспитания, создание культуросообразной среды воспитания

Личностно ориентированные культурологические концепции

Личностно ориентированные культурологические концепции

Личностно ориентированные культурологические концепции

Владислав Владиславович
Сериков

Концепции основаны на человеко-центрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, а также идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации воспитания. Сущность воспитания в этих концепциях заключается в воспитании человека культуры и нравственной личности

Группы концепций воспитания 4)

Группы концепций воспитания 4)

Группы концепций воспитания

4) Личностно ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания
Н. М. Таланчук, С. В. Кульневич и др.
Воспитание – процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания учащимися и педагогами
Цель – переориентация педагогов на педагогическую поддержку способностей к ответственному выбору и самоорганизации

Примеры концепций воспитания (по

Примеры концепций воспитания (по

Примеры концепций воспитания (по Е. Н. Степанову и Л. М. Лузиной)

Системное построение процесса воспитания
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
Формирование образа жизни, достойной Человека
Воспитание на основе потребностей человека
Воспитание ребенка как человека культуры
Системно-ролевая теория формирования личности ребенка
Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития
Воспитание в коллективной творческой деятельности

Системное построение процесса воспитания

Системное построение процесса воспитания

Системное построение процесса воспитания

Владимир Абрамович Караковский
Надежда Леонидовна Селиванова
Людмила Ивановна Новикова

Воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности. Главное — создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Николай Михайлович Таланчук

Воспитание — процесс человековедения (ведения к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей:
семейных
профессионально-трудовых
гражданских
геосоциальных
интерсоциальных
саморегулятивных

Воспитание ребенка как человека культуры

Воспитание ребенка как человека культуры

Воспитание ребенка как человека культуры

Евгения Васильевна Бондаревская

Воспитание — процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении

Самовоспитание школьников Герман

Самовоспитание школьников Герман

Самовоспитание школьников

Герман Константинович Селевко

Самовоспитание — процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

Михаил Иосифович Рожков

Воспитание — педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека

Формирование образа жизни, достойной человека

Формирование образа жизни, достойной человека

Формирование образа жизни, достойной человека

Надежда Егоровна Щуркова

Воспитание — целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание на основе потребностей человека

Валерий Петрович Созонов

Воспитание - деятельность педагога, направленная на создание условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

в творческой деятельности
в здоровом образе жизни
в защищенности, безопасности
в уважении, признании, необходимом социальном статусе
в смысле жизни
в самореализации (самоосуществлении)
в удовольствии, наслаждении

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Олег Семенович Газман

Воспитание - специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

В престижной частной школе недалеко от калифорнийской Силиконовой долины учительница третьего класса рассказывала ученикам о тех, кому повезло меньше, чем им. Она попросила детей написать сочинение о какой-нибудь бедной семье из их района.
Работа одной маленькой девочки начиналась так: «Жила-была на свете одна бедная семья. Отец был бедняк. Мать была бедной. Дети были бедными. Няни были бедными. Уборщик бассейна был бедным. И персональный тренер тоже был бедным». Роки Руссо, США

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития 1995 г

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития 1995 г

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

1995 г.
О. С. Газман
Т. В. Анохина
В. П. Бедерханова
Н. Б. Крылова
Н. Н. Михайлова
С. Д. Поляков
С. М. Юсфин
В. М. Лизинский

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Воспитание и обучение – процессы приобщения человека к должному
Следовательно, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с
Физическим и психическим здоровьем
Социальным и экономическим продвижением в обучении, в принятии школьных правил
Эффективной деловой и межличностной коммуникацией
Жизненным, профессиональным и этическим выбором (самоопределением)

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Мой сын учится во втором классе, и его учительница пытается привить им чувство доброты. С этой целью она по утрам кладет в шапку бумажки с именами учеников, и каждый из ребят выбирает имя, чтобы в течение дня совершить добрый поступок по отношению к этому человеку. Когда Тревор возвращается из школы, я спрашиваю его, чье имя он достал в тот день и какой поступок совершил.
Однажды он сообщил мне, что вытянул имя своей учительницы. «Как здорово, – ответила я. – И что же доброго ты для нее сделал?»
– Я ее слушал, – сказал он гордо.
Дебби Уитти, Канада

Поддержки требуют Учащиеся со слабой мотивацией в учении

Поддержки требуют Учащиеся со слабой мотивацией в учении

Поддержки требуют

Учащиеся со слабой мотивацией в учении
Неуверенные в себе
С трудностями в общении со сверстниками
Ленивые
Несамостоятельные
Агрессивно настроенные

Правила Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей

Правила Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей

Правила

Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей
Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка
Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении
Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка
Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий
Доверяя – не проверяй!
Признавай право на ошибку и не суди за нее
Умей признать свою ошибку
Защищая ребенка, учи его защищаться

Средства личной педагогической поддержки 1

Средства личной педагогической поддержки 1

Средства личной педагогической поддержки

1. Поддержка всех учащихся. Основная форма поддержки – сотрудничество
2. Индивидуально-личностная поддержка отдельных учеников

Способы проявления индивидуальной поддержки

Способы проявления индивидуальной поддержки

Способы проявления индивидуальной поддержки

Ласковое обращение к детям типа «Вы мои хорошие»
Тактильные прикосновения (мягко прикоснуться к плечу, слегка приобнять ребенка и т.д.)
Совместные действия как выражение физического соучастия (посидеть, постоять рядом с детьми)
Пантомимика педагога (улыбка, подмигивание, кивок, смех)
Разнообразные советы
Доверительный разговор
Предоставление определенной информации нуждающемуся ребенку
Вовлечение его в воспитательные дела

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Механизм воспитания – 5 взаимосвязанных действия ребенка и педагога:
1. Диагностический этап – фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим ребенком), совместная оценка проблемы с точки ее значимости для ребенка

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития 2

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития 2

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

2. Поисковый этап – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»)
3. Договорный этап – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме


Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития 4

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития 4

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

4. Деятельностный этап – действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в ОУ и за его пределами, безотлагательная помощь ребенку)
5. Рефлексивный этап – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Через несколько недель после того, как моя дочь Джастин пошла в первый класс, я спросила ее, нравится ли ей в школе. «Нравится, – ответила она. – Но учительница всё время просит меня раздать книги или помочь другим ученикам».
– Это же очень хорошо! – воскликнула я. – Значит, она считает тебя ответственной.
Джастин немного подумала, а потом сказала: «А я думала, что она считает меня своей служанкой».
Ванда Дровер, Канада

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Фасилитация социальная – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида
Впервые зафиксирована в конце 19 века в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым и др.

В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности (социальная ингибиция, т

В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности (социальная ингибиция, т

В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности (социальная ингибиция, т.е. подавление)
Выявлена зависимость фасилитации от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим

Установлено, что возникновение явления фасилитации зависит от характера выполняемых человеком задач

Установлено, что возникновение явления фасилитации зависит от характера выполняемых человеком задач

Установлено, что возникновение явления фасилитации зависит от характера выполняемых человеком задач
Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач

Фасилитация – от лат. облегчать, содействовать, создавать благоприятные условия

Фасилитация – от лат. облегчать, содействовать, создавать благоприятные условия

Фасилитация – от лат. облегчать, содействовать, создавать благоприятные условия
Способствует повышению продуктивности любой деятельности за счет особого стиля общения и личности педагога

Успехов в жизни!

Успехов в жизни!

Успехов в жизни!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020