Требования к современному уроку по ФГОС
Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
Осуществляется практический, деятельностный подход.
Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока ,раздела или темы.
Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников.
Главные особенности уроков развивающего контроля
Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на
втором — проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).
Различие проведения традиционной контрольной и уроков развивающего контроля
Обычные контрольные уроки, это уроки, во время которых ученики выполняют задания и получают отметку оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции.
Формы организации уроков развивающего контроля
Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:
Ученики пишут контрольную работу.
Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.
Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.
По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.
В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:
Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.
Взаимоконтроль. Класс делится на пары(группы) . Эталон оказывается у одного в группе. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.
Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Обучение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.
Этапы уроков развивающего контроля
I урок
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)
2. Этап актуализации и первого пробного действия (35-40 мин)
II урок
3. Этап локализации затруднений (5-7 минут)
Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.
Если ученики затрудняются выделить свою ошибку можно предложить им перечень вопросов:
-Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?
-Что я сделал сначала? Что потом?
В чём возникло затруднение?
- На каком конкретном этапе работы возникло это затруднение?
-Почему так получилось?
- Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин) На данном этапе ученик должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары).
5. Этап реализации построенного проекта (до 10 минут)Ученик на данном этапе самостоятельно или в парах (в группах) работают по составленном проекту.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 минуты)
На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (до 10 минут)
8. Этап включения в систему знаний и повторения (5-7 минут)
Теперь важно еще раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовится к восприятию следующей темы.
9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3-5 минут)
Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.