Презентация урока; "Проблема выбора"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 30.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование учителем презентации возможно как на уроке по обществознанию в 11 классе, так и на уроке экономики в 10 классе. Рассматриваются вопросы: рационального экономического поведения людей, альтернативная стоимость, производственные возможности. Проводится тренинг.
Иконка файла материала Проблема выбора. Урок 4-5.pptx

Проблема выбора

Урок 4-5

Основные вопросы

На трёх примерах покажите ограниченность такого фактора производства, как труд, и возможные способы её преодоления.

(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите соответствующий способ преодоления.

Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Тренинг. ЕГЭ

Вариант ответа

Могут быть приведены следующие примеры:

1) В регионе Z осуществляется добыча нефти и газа. Из-за низкой
плотности населения работы приходится организовывать вахтовым
методом.
2) В стране A при низкой рождаемости доля населения пенсионного и предпенсионного возрастов составила уже около 40% всех жителей. В этих условиях крупные фирмы начали переводить свои производства в другие страны или привлекать иностранных рабочих.
3) В регионе S местное население считает непрестижной неквалифицированную работу, поэтому для её выполнения приходится привлекать работников из других регионов.

Могут быть приведены другие примеры.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)

Тренинг. ЕГЭ

Назовите факторные доходы, соответствующие таким факторам производства, как труд, земля, предпринимательские способности.

Проиллюстрируйте примерами получение каждого из факторных доходов.

Обязательно сначала укажите фактор производства, а затем - факторный доход и пример.

(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Вариант ответа

В правильном ответе должны быть названы факторные доходы и приведены примеры их получения, допустим:

труд: доход - заработная плата: пример: работник К. трудоустроился на должность менеджера по продажам и получает заработную плату, состоящую из оклада и процентов от продаж;

земля: доход — рента: пример: владелец земельного участка, сдавая его в аренду фермерскому хозяйству, получает доход в виде ренты;

предпринимательские способности, доход - прибыль: пример: предприниматель В. открыл фирму, оказывающую посреднические услуги, и получает прибыль от предпринимательской деятельности.

Могут быть приведены другие уместные примеры

Тренинг. ЕГЭ

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Блага и факторы производства в экономике».

Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Виды благ:
а) свободные (даровые);
б) экономические.
2. Свободные (даровые) блага:
а) воздух;
б) вода;
в) солнечный свет и др.
3. Экономические блага и их ограниченность:
а) пищевые продукты;
б) одежда;
в) транспорт и др.
4. Факторы производства как ресурсы для создания благ:
а) труд;
б) земля;
в) капитал;
г) предпринимательские способности;
д) информация.
5. Доходы собственников факторов производства.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.

Вариант ответа

Выбор

Множественность потребностей создаёт проблему выбора

Мы делаем выбор (продукты, услуги, подарки и т.д.)

Причина выбора: это ограниченность доступных ресурсов

Рациональное поведение

человек руководствуется принципом «наименьшие затраты при данном результате»

Рациональное
решение

человек руководствуется принципом , «максимальный результат при заданных затратах»

Объясните:

Рациональное поведение

Постановка
цели

Рациональность

Критерий выбора

Рациональное поведение не всегда отвечает нормам морали.

Приведите свои примеры, когда эффективный бизнес противоречит нормам морали.

!

Осуществляя выбор, человек определяет цену этого выбора, т. е. оценивает то, чем приходится жертвовать.

Альтернативная стоимость (цена выбора), — это то, от чего отказались, что принесли в жертву.

!

Альтернативная стоимость

Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, лучший из вариантов, которые были отвергнуты в силу ограниченности ресурсов.

Альтернативная стоимость может измеряться как в количестве товара, от которого пришлось отказаться, в натуральном выражении, так и в денежном выражении.

!

Альтернативная стоимость

Понятие альтернативной стоимости является одним из ключевых экономических понятий.

Сталкиваясь перед проблемой выбора, возникает необходимость жертвовать чем-либо, т. е. приходится оценивать альтернативную стоимость.

Уровень жизни населения

— это возможности общества по производству экономических благ при эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и при данном уровне развития техники и технологии.

даёт описание экономической ситуации при определённых допущениях.
Экономисты часто используют экономические модели для описания различных процессов.

Модели: содержательные, графические, математические, позволяют в наглядной форме получать и демонстрировать определённые результаты.

— это экономическая модель, показывающая различные комбинации выпуска двух товаров при данном объёме ресурсов и определённом уровне развития техники.

!

Кривая производственных возможностей

Пример. Страна может производить хлеб и порох. Соотношение объёмов выпуска этих товаров может быть различным.

Проанализируем производственные возможности страны на модели КПВ.

Любая точка принадлежит области производственных возможностей.
1. В точке А ресурсы данной страны будут задействованы неполностью.

Хлеб

2. Точка В показывает, что страна может произвести такое сочетание товаров при условии, что все ресурсы будут использованы.
3. Точка С находится за границей производственных возможностей, для данной страны такое сочетание объёмов выпуска недоступно.

Страна сможет увеличить производство хлеба и остаться на КПВ при условии, что сократит выпуск пороха (точка D).

D

Альтернативная стоимость дополнительного выпуска товара:
КПВ показывает, что если ресурсы задействованы полностью, то увеличение производства одних благ возможно только при условии сокращения объёма производства других благ.

Увеличение производства хлеба на m тонн, приведёт к сокращению производства пороха на n тонн.

Это снижение выпуска пороха на n тонн есть плата за дополнительный выпуск m тонн хлеба, т. е. альтернативная стоимость.

Закон возрастающих альтернативных затрат: если ресурсы задействованы полностью, то для производства каждой последующей единицы одного блага приходится жертвовать всё большим количеством другого блага.

Закон возрастающих альтернативных затрат: если ресурсы задействованы полностью, то для производства каждой последующей единицы одного блага приходится жертвовать всё большим количеством другого блага.

Это связано с тем, что ресурсы, необходимые для производства двух благ, не полностью взаимозаменяемы.

В частном случае, когда ресурсы полностью взаимозаменяемы, КПВ имеет вид прямой линии.

Когда меняется количество или качество ресурсов положение КПВ тоже изменится.

Страна производит два товара: хлеб и порох. Если будет хороший урожай пшеницы, возможности для производства хлеба возрастут. Если же в стране случится землетрясение, то возможности производства обоих товаров снизятся.

Выводы

§ 2 «Проблема выбора»

Домашние задание

Вопросы и задания
- Почему мы вынуждены делать выбор?
- В каких единицах, денежных или натуральных, измеряется альтернативная стоимость? Приведите пример.
- Что показывает кривая производственных возможностей? В какой степени используются ресурсы на КПВ?
- Как изменится положение кривой производственных возможностей, если в стране эпидемия гриппа? при демографическом спаде? при открытии нового источника энергии?
- Как выглядит кривая производственных возможностей в общем случае? Почему?
- В чём сущность закона возрастающих альтернативных затрат?