Австрийский философ, педагог, оккультист, мистик, эзотерик и создатель антропософии Рудольф Штайнер. Его целью было открытие методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Поэтому вся его педагогическая система ориентирована в первую очередь на духовное развитие ребёнка.
Вальдорфское образование («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.
Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, Германия, это послужило источником имени «Вальдóрфская», которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом. В настоящее время (март 2017) в мире насчитывается 1092 вальдорфские школы, находящихся в более 70 странах, и 1857 детских садов в 65 странах.
Штайнер стремится подчинить педагогику потребностям развития ребёнка. Эти потребности рассматриваются им в свете его антропософских гипотез о триединстве человека, его четырёх сущностях и учения о темпераментах.
Триединство человека
В человеке соединяются Дух, Душа и Тело, которым соответствуют мысль (интеллектуальные и познавательные способности), чувство (эмоциональная сфера, художественные и творческие способности) и воля («производственные и практические» способности). Поэтому задачей педагогики является не только развитие интеллектуальных способностей, но и эмоциональное взросление и становление воли.
Четыре сущности человека.
Штайнер описывает, помимо физического тела, ещё три сущности человека, которые не подлежат непосредственному восприятию (их наличие обнаруживается по действиям, которые они производят). По его представлению, в человеке взаимодействуют:
физическое тело;
эфирное тело, отвечающее за рост и жизненные силы;
астральное тело, отвечающее за проявление психических переживаний:
душа ощущающая, благодаря которой у человека возникают чувства, отличные от физических;
душа рассудочная, благодаря которой человек может логически мыслить;
душа сознательная, благодаря которой может осознавать и контролировать свои поведения и поступки;
Я — бессмертная духовная составляющая человека.
Эти сущности «рождаются» в указанной последовательности с семилетними промежутками. Школьный период примерно совпадает с рождениями двух сущностей:
Эфирное тело рождается одновременно с выпадением у ребёнка молочных зубов, то есть примерно в 7 лет. Если до этого ребёнок учился благодаря «подражанию и примеру», то теперь в основу обучения ложатся «следование и авторитет», развиваются душевные силы обучения, образная фантазия и память.
Астральное тело рождается в начале пубертата, то есть примерно в 14 лет (начало третьей семилетки). Начинается интенсивное эмоционально взросление, развитие интеллектуальных способностей: абстрактного мышления, «силы суждения» и «свободной мысли».
Воспитание понимается Штайнером как «содействие развитию», и в этом смысле в 21 год с рождением «Я» начинается саморазвитие.
Темпераменты.
Штайнер развивает учение о темпераментах в русле антропософии, соотнося ту или иную сущность с определённым темпераментом (преобладание той или иной сущности означает преобладание соответствующего темперамента):
Физическое тело — меланхолик;
Эфирное тело — флегматик;
Астральное тело — сангвиник;
Я — холерик.
Каждый человек обладает уникальным смешением темпераментов, что обуславливает его индивидуальность.
Применение этой концепции продуктивно в течение первых трёх лет обучения (например, следует обеспечивать соседство одинаковых темпераментов, тогда они «пресыщаются собой», выравниваются). Впоследствии ребёнок созревает настолько, что может контролировать проявления своего темперамента, и в преподавании можно уже не учитывать темпераменты.
Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ.
Основные методы преподавания.
Метод «душевной экономии»
Феноменологический подход
Рациональное развитие памяти
Интерес как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития
Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами как метод сохранения физического и психического здоровья
Ритмический распорядок дня
Преподавание «по эпохам»
Принцип «гармонизации душевной жизни»
Принцип «гармонизации социальной среды»
Высокие требования к личности учителя
Индивидуальный подход к ребёнку
Совместная деятельность в классе
Вальдорфские принципы в инклюзивном образовании
Вальдорфская школа. Интересные факты
в вальдорфских школах нет этапов обучения, то есть нет первого, второго и так далее классов
ученики не используют учебные пособия
у учеников есть только одна тетрадка, в которую они записывают всю важную для себя информацию. Таким образом дети сами пишут свой учебник
предметы преподаются «эпохами», то есть, в течение нескольких недель (обычно 3 - 4 недели) ученику изучают один и тот же предмет
Плюсы Вальдорфской образовательной системы.
в вальдорфской школе воспитывают прекрасных и добрых людей: дети учатся взаимовыручке, ответственности, доброжелательности
ученики могут учиться в своем темпе, на изучение предмета детям дается столько времени, сколько нужно
дети учатся без электронных гаджетов, даже дома родителей просят оградить учеников от телевизора и от компьютера
происходит гармоничное развитие личности
обучение позволяет выявить скрытые таланты у детей
большое внимание уделяется творческому развитию детей
Миролюбивая политика Вальдорфской школы помогает объединять людей. Так, например, в Вальдорфской школе в Израиле обучаются одновременно и арабы, и евреи.
Минусы Вальдорфской образовательной системы.
если в семье родители не приверженцы антропософских идей, то детям будет сложно адаптироваться к школьным правилам
в настоящей вальдорфской школе вы встретите очень много родителей и детей, которые живут принципами антропософии
учителя требуют от родителей проводить очень много времени с детьми - в классах и за пределами школы
дети всегда должны быть чем-то заняты, из-за этого ученики сильно устают, подвергаются стрессу
в вальдорфской школе детей не заставляют учиться писать (так как ученики учатся в своем темпе), поэтому многие дети не умеют писать, когда их ровесники из других школ уже овладели этим навыком
в вальдорфской школе детей не учат читать лет до 7-8, либо пока не появятся коренные зубы
в начале обучения дети с высоким интеллектуальным развитием и стремлением к академическим знаниям будут нуждаться в большЕй информации, чем могут дать учителя, тем самым, такое стремление может быть сведено на нет
так как в вальдорфской школе крепки идеи гуманизма, то ученики здесь воспитываются слишком миролюбивыми. Поэтому родителям, которые хотят видеть своих детей сильной строгой личностью, не подойдет такой метод обучения.
В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей, не преподаётся детям ни отдельным предметом, ни как религиозное верование. Некоторые критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение.
Вальдорфские выпускники.
Существует ряд примеров успешных карьер вальдорфских выпускников. Среди них: Нобелевский лауреат Томас Кристиан Зюдхоф, немецкий писатель Михаель Энде, актёр Рутгер Хауэр, актрисы Дженнифер Энистон, Сандра Буллок, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, немецкий автомобильный дизайнер Фердинанд Александр Порше, австралийский актёр, кинорежиссёр и кинопродюсер Джон Полсон, американский экспериментальный дуэт сестер Сьерры и Бьянки Кэседи, швейцарский режиссёр Матьё Сейлер, а также спортсмены и спортсменки. В вальдорфской школе в Осло учится молодая норвежская певица Анджелина Джордан.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.