Друзья, сегодня есть нам, чем гордиться!Хочу я всем живущим рассказать,В каком краю мне довелось родиться…Мой Крым любимый! Не могу молчать!
Истории бессмертные страницыНас учим в школе бережно листать.Мелькают дни, события и лица…Здесь боль и гордость! Не могу молчать!
Здесь жили скифы, тавры, тюрки, греки,Отсюда князь Владимир Русь крестил!Кто побывал хоть раз здесь, тот навекиВлюблялся в Крым и той любовью жил.
Всех принимал родной мой полуостров,Героев многих довелось встречать,Здесь корни мои – Платов и Суворов,Ещё Раевские… Я не могу молчать!
Здесь перекрёсток душ, эпох, народов,Здесь память ставит вечную печать,Здесь предки наши обрели свободуВ победах славных! Не могу молчать!И деды здесь мои за Крым сражались,И тысячи в бессмертие ушли,Чтоб мы под мирным небом восхищалисьПрекрасною жемчужиной Земли!
деревня Лаки (она же – Лака) располагалась на территории Бахчисарайского района Республики Крым в средней части Внутренней гряды Крымских гор в узкой, живописной долине, стиснутой с восток и запада горами Ильяс-кая и Татар-Ялга. Здесь, в междуречье Качи и Бельбека горные кряжи сплетаются в запутанный узел, образуя многочисленные балки и овраги, изобилующие родниками и ручьями.
Деревня Лаки на топографической карте генерал-майора Мухина, 1817 год
Деревня Лаки 1940 г
По данным советской переписи 1926-го года, в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), действовала греческая школа I ступени (пятилетка). Тут было 68 дворов, из них 26 некрестьянского типа. В Лаках в 1930-е годы был организован колхоз «Нео Зои» («Новая жизнь»).
Когда – то здесь начиналась деревня, здесь встречали гостей, провожали друзей, проводили свадебные обряды и религиозные обряды. В эти хатынские врата 22 марта 1943 года постучалась беда…
Деревня Лаки 1938 г
В начале ноября 1941 года Бахчисарайский район оккупировали немецко-фашистские войска и их союзники румыны. Важным фактором, оказывавшим влияние на немецкую оккупационную политику в Крыму, стало партизанское движение.
Крым под пятой Гитлера. Немецкая оккупационная политика в Крыму 1941 – 1944 гг. – М.: Вече, 2011. – 432 с.
Для упрочения своего господства на захваченной территории оккупанты, выполняя преступный план систематического уничтожения советских людей, беспощадно расправлялись с мирным населением. Повсеместно появились виселицы. Овраги, противотанковые рвы и ямы заполнялись трупами замученных в гестаповских застенках, повешенных и расстрелянных. Никаких законов, защищающих жизнь и имущество граждан, не существовало. В тылу врага царил полный произвол фашистской армии и оккупационной администрации. Любой человек по самому незначительному поводу мог быть арестован, подвергнут пыткам, расстрелян или повешен. Людей казнили за оставление Работы, хождение по улицам в неустановленные часы, чтение антифашистских листовок, слушание радиопередач
Приказ Гитлера о проведении карательных операций на оккупированных территориях был доведен до рядового состава немецкой армии,"местность следует превращать в мертвое пространство" и что "каждая тонна зерна, каждая лошадь, каждая корова имеют для немецкого рейха большую ценность, чем десяток убитых восточных недочеловеков". На территории СССР нацисты уничтожили и сильно разрушили 1710 городов и более 70.000 деревень и населенных пунктов, более чем 6 млн. зданий и оставили без крова около 25 млн. человек.
Гитлер : «Жизненным принципом должно быть и оставаться на веки веков: никому, кроме немца, не дозволено носить оружия!.. Только немец может владеть оружием, а не славянин, не чех, не казак, не украинец!.. Из вновь приобретенных восточных областей мы должны сделать для себя райский сад... Огромное пространство надо усмирить как можно быстрее; этого лучше всего можно добиться расстрелом каждого, кто посмеет поглядеть на немца косо".
Справка :Какие нормы продуктов полагались членам сельских общин (в день на человека):- 250 г хлеба или кукурузы, проса, гречихи,-50 г мучных изделий,- 14 г мяса (100 г в неделю),- Согласно приказу по 11-й немецкой армии от 04.12.1941 г., население маслом, сыром, брынзой не снабжается. Яйца, непригодные для хранения, могут выдаваться населению.
"В сельскохозяйственных районах колхозы преобразованы в общины, — говорилось в спецсообщении на имя наркома внутренних дел Крымской АССР Григория Каранадзе в апреле 1942 года. — В деревнях установлен жесткий режим труда, основанный на голоде и репрессиях. Лица, один день не вышедшие на работу, независимо от обстоятельств, лишаются мизерных норм, выдаваемых как паек — 300 грамм пшеницы на день, сроком на 14 суток".
Выходившие в оккупации газеты рисовали жизнь при "новом режиме" чуть ли не идиллией. Писали об открывающихся мастерских, заработавших больницах, даже о народных столовых, домах престарелых и выплате пенсий. На самом деле, доступ к этим социальным благам имели только избранные. Например, народные столовые обслуживали только работавших на жизненно важных предприятиях и в некоторых немецких учреждениях. А пенсии назначали тем, кто мог принадлежал к фольксдойче, либо мог доказать, что являлся врагом Советской власти.
Во время оккупации в нескольких городах открылись школы, работали кинотеатры, театры, устраивались футбольные матчи и концерты. Но все это было лишь иллюзией нормальной жизни.
Оккупационная газета "Голос Крыма" рисовала иллюзию обычной жизни.
На захваченных территориях фашистские завоеватели устанавливали "новый порядок" - свою кровавую диктатуру. Население оккупированных стран они рассматривали как дешевую рабочую силу, а национальные богатства - как военную добычу. Особую ненависть вызывали у германских фашистов славянские народы. "Если мы хотим создать нашу великую германскую империю,- проповедовал Гитлер,- мы должны прежде всего изгнать и уничтожить славянские народы - русских, поляков, словаков, болгар, украинцев и белорусов. «Живут ли другие народы в благоденствии или они издыхают от голода,- говорил один из нацистских главарей, Гиммлер,- интересует меня лишь в той мере, в какой они нужны как рабы".
Немецкое оккупационное командование вскоре осознало, что бороться с партизанами не имея для этого специальных военных подразделений бессмысленно. Единственное, что могло, по мнению немцев, вынудить партизан выйти из горных лесов – голод, но им помогали продуктами местные жители - рискуя своей жизнью.
Книга о героизме крымских партизан, об их мужестве, упорстве в борьбе с врагом во время Великой Отечественной войны и о их сотрудни-честве с местными патриотами. Автор — Илья Вергасов бывший начальник штаба партизанского соединения, затем командир партизанского района в Крыму, сам прошёл нелёгкий путь партизана и правдиво запечатлел события тех дней.
Немецким командованием в Крыму повсеместно был организован прием добровольцев из числа крымских татар, готовых служить Германии в «ротах самообороны». Они совместно с немецкими оккупационными войсками боролись с партизанами. В Крыму было 44 таких роты.
4 декабря 1942 года гитлеровцы непосредственно приступили к операции по созданию «мертвой зоны» в редгорьях Крымских гор. Первыми (4 7 декабря) подверглись уничтожению села Бешуй, Саблы, БиюкЯнкой, Пайляры, Терскунду, Тавель, ЭкиТаш. Затем последовал еще ряд карательных экспедиций. Во второй половине месяца настала очередь сел Качинской долины Бахчисарая
Убийства невинных людей происходили по всей стране и в разных формах – от расстрелов во время облав до поголовного уничтожения населенных пунктов. Гитлеровцы считали, что массовые казни, уничтожение деревень вместе с людьми должны посеять ужас среди населения оккупированных территорий.
Символом жестокости гитлеровских оккупантов по отношению к мирным людям стала деревня Хатынь. Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. Произошла она ровно за год до сожжения Хатыни — день в день — 23 марта 1942 года.
. Во время Великой Отечественной жители Лаки чем могли помогали партизанам: обеспечивали едой, одеждой, принимали на постой. Ни один не перешел на сторону врага! За что и поплатились!..
Руины церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века и то, что осталось от церкви после 23 марта 1942 года.
Свидетелем уничтожения деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы из карательного батальона, - рассказывает Юрий Спаи. - Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос… в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: "Дядя Митя, а вы чего здесь?" А он мне по-гречески, чтобы не поняли ответил: "Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел". Такое забыть нельзя...»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.