Содержание
1. Гармоническое сочетание цветов.
2. Последовательность выполнения холодного батика.
3. Возможные ошибки, встречающиеся при росписи ткани.
4. Приемы росписи на ткани.
5. Этапы выполнения изделия в технике «холодный батик».
Гармоническое сочетание цветов
Цвет
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью.
Цветовой тон - позволяет отличить один цвет от другого (зеленый от синего, синий от голубого и т.д.)
Яркость (светлота) - это степень близости к белому цвету. Белые поверхности отражают наибольшие проекции света. Поэтому самыми светлыми будут цвета, близкие к белому (светло-розовый, светло-желтый).
Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Чем яснее выражен цветовой тон, тем больше насыщенность цвета.
Последовательность выполнения холодного батика
Подготовка ткани
До натягивание ткани на раму нужно подготовить ткань к росписи, так как при их производстве используют апрет и разные замаслители, которые мешают при росписи ткани. Эти вещества перед росписью ткани нужно удалить. Предварительно замочить ткань в воде на 1-2 часа, а потом выварив в мыльно- содовом растворе 30-40 минут. После этого ткань тщательно прополоскать в теплой, а затем в холодной воде.
Закрепление ткани на раме
Подготовка к росписи
Перевод рисунка
Рисунок переводится на ткань, предварительно натянутую на раму. Его можно нанести при помощи легких карандашных штрихов, импровизируя тут же на ткани, перерисовывая с оригинала. Его можно перевести точнее, если оригинал или его копию подложить под ткань. Но обычно рисунок сначала производят тушью или черным карандашом на плотной бумаге. Потом эту бумагу подкладывают под ткань. Работающий видит рисунок через ткань и и переводит его.
На очень плотных, грубых тканях рисунок приходится воспроизводить смотря на проект или способом «припороха». В этом случае «картон» по всем основным линиям контуров композиции предварительно посыпают через наколотые отверстия порошком гранита или угля.
выход
содержание
Способы перевода рисунка на ткань
Первый способ.
выход
содержание
Способы перевода рисунка на ткань
Второй способ.
выход
содержание
Способы перевода рисунка на ткань
Третий способ.
выход
содержание
Порядок наводки резервирующей линии
1. Перед тем как навести резервирующую линию, перенесите рисунок с шаблона на ткань при помощи карандаша.
2. Можно не переводить рисунок на ткань, в этом случае прикрепите шаблон к ткани булавками или скотчем и работайте
Непосредственно по шаблону.
3. Наберите резерв в стеклянную трубочку с помощью спринцовки так, чтобы он занимал половину объема трубочки. Держите трубочку носиком вверх в положении, при котором жидкость не будет вытекать ни из носика, ни из противоположного конца трубочки.
4. По рисунку с помощью стеклянной трубочки наведите резервную линию. Этот этап очень важен для всего процесса росписи и требует определенных знаний. Если вы будете выполнять все рекомендации, то с легкостью справитесь с этой задачей.
выход
содержание
Приемы наводки резервирующей линии
Для того чтобы начать резервирующую линию без капли, придайте трубочке горизонтальное положение, чтобы резерв отошел от края носика.
Поднесите трубочку к ткани и переверните ее носиком вниз. Поставьте носик трубочки в точку начала наводки линии. Чтобы начать наводку линии, у вас есть в запасе несколько секунд, пока резерв подойдет к краю носика трубочки.
выход
содержание
Приемы наводки резервирующей линии
В процессе наводки резервирующей линии ведите трубочку плавно, равномерно и не очень быстро. Если трубочку вести слишком медленно, может произойти растекание резерва и линия потеряет свое изящество; если трубочку вести слишком быстро, резерв не успеет пропитать шелк насквозь и ляжет прерывисто, — в любом случае функции резервирующей линии будут утеряны, что скажется на качестве росписи. При наводке резервирующей линии старайтесь правильно держать руку: она не должна быть излишне напряженной и слишком сильно давить на ткань. В то же время слабое давление на ткань также негативно отразится на качестве проводимой резервирующей линии.
Носик трубочки держите строго перпендикулярно к поверхности ткани, так, чтобы трубочка не заваливалась ни влево, ни вправо. Если не соблюдать это требование, может произойти неконтролируемое вытекание резерва, что отразится на качестве резервной линии.
Для остановки процесса наводки резервирующей линии необходимо вертикально поднять стеклянную трубочку и перевернуть ее носиком вверх.
выход
содержание
Приемы наводки резервирующей линии
«Замок Давыдова»
выход
содержание
Приемы наводки резервирующей линии
Наводка резервирующих линий для многослойных композиций
выход
содержание
Приемы наводки резервирующей линии
Наводка резервирующих линий для незамкнутой графики
Роспись красками
Следует помнить, что роспись красками можно начинать только после полного высыхания резерва, потому что краска может проникать через резервную линию и образовывать нежелательные пятна, смешиваясь с другим цветом. Также нельзя расписанный резервом рисунок оставлять более чем на 24 часа, так как резерв может дать ореол, который не будет допускать краску до краев контура.
выход
содержание
ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГОТОВОЙ РАБОТЫ
Запарка
Роспись на ткани, независимо от техники исполнения, необходимо запарить. В результате запарки краситель закрепляется на шелке, цвет становится насыщенней и глубже, роспись не выцветает и не боится воды, на ткани появляется благородный блеск, и он прекрасно драпируется. Все это придает росписи законченный вид, особенно при создании утилитарных изделий.
1. Прежде чем приступать к процессу запарки (закрепления), убедитесь, что краситель полностью соединился с тканью: для этого после окончания росписи должно пройти не менее суток.
2. Полностью удалите воск со всей поверхности росписи, прогладив ткань утюгом через газету.
выход
содержание
ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГОТОВОЙ РАБОТЫ
3. На столе в один слой расстелите газетную бумагу. Поверх бумаги расположите расписанную ткань так, чтобы бумага выступалa по краям примерно на 10 см. Закройте ткань еще одним слоем газетной бумаги. Если у вас нет газетной бумаги, вы можете использовать обычные газеты, напечатанные в одну краску (черно-белые), В этом случае кладите их внахлест, так, чтобы вся поверхность была закрыта. Очистите поверхность от остатков соли.
4. Начиная от ближней к вам стороны, загните край росписи вместе с газетной бумагой так, чтобы получилась полоса 6-7 см шириной. Слегка прижмите линию сгиба. Повторяйте процедуру, постепенно сворачивая роспись вместе с бумагой, до тех пор, пока у вас не получится многослойная полоска. С каждого края полученной полоски отмерьте примерно по 6-7 см и загните края. Продолжайте сворачивать полоску в своеобразный «рулет», пока не дойдете до середины. Полученный сверток-«рулет» обвяжите льняным или хлопчатобумажным шпагатом.
выход
содержание
ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГОТОВОЙ РАБОТЫ
5. На дно эмалированного ведра положите гальку или керамические черепки и налейте воду слоем примерно 5-6 см. Привяжите «рулет» к деревянной рейке на расстоянии примерно 5 см от нее. Рейку разместите на ведре таким образом, чтобы «рулет» висел в центре на равном удалении от стенок. Основное условие — «рулет» должен не касаться рейки, стенок ведра и находиться как можно дальше от воды. Таким способом можно поместить в ведро несколько «рулетов».
6. Затем ведро накройте сверху шерстяными одеялами, сложенными в несколько слоев, так, чтобы их толщина составляла не менее 10 см,
и поставьте на газовую плиту на сильный огонь. Следите, чтобы концы одеял находились от огня на безопасном расстоянии.
7. Примерно через 15 минут пар, пройдя сквозь слои, появится над поверхностью одеял. Проверьте, чтобы пар не выходил в щели между одеялами и стенками ведра. В этом случае переложите одеяла. Затем убавьте огонь до среднего и оставьте ведро на плите на 1,5-2 часа.
выход
содержание
ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГОТОВОЙ РАБОТЫ
8. Когда процесс запарки закончится, выключите газ и снимите одеяла. Выньте «рулет», положите его на стол и, развернув бумагу, достаньте расписанную ткань. Эти операции проводите с предельной осторожностью, помните, что все, к чему вы прикасаетесь, будет очень горячим.
9.После запарки промойте ткань к теплой проточной воде, смывая лишний краситель. После того как вода перестанет окрашиваться, шелк необходимо отжать, расстелить на хлопковой подстилке и высушить утюгом.
Запарка производится только при росписи шелковых тканей. Расписанные хлопчатобумажные ткани не запариваются.
Закрепление готовой работы
После того как вы запарили ткань, ее красочный состав можно упрочить, промыв ткань в мыльном растворе теплой воды, а затем прополоскав в подкисленной воде с солью или с уксусной кислотой. При такой промывке ткань становится мягкой, яркой, она словно дышит.
Затем вы натягиваете ткань на подрамник (выгладив ткань предварительно) и оформляете по своему усмотрению.
Возможные ошибки, встречающиеся при росписи ткани
Все художники по ткани, даже самые опытные, время от времени допускают ошибки в работе. Чтобы вам легче было определить причины оплошностей и избегать их впоследствии, ниже приводятся примеры наиболее типичных ошибок, встречающихся при росписи шелка
Возможные ошибки, встречающиеся при росписи ткани
Размазана линия, проведенная ограничителем
выход
содержание
Возможные ошибки, встречающиеся при росписи ткани
Слишком тонкая линия, проведенная ограничителем
выход
содержание
Возможные ошибки, встречающиеся при росписи ткани
Слишком толстая линия, проведенная ограничителем
выход
содержание
Возможные ошибки, встречающиеся при росписи ткани
Разрыв в линии, проведенной ограничителем
выход
содержание
Возможные ошибки, встречающиеся при росписи ткани
Слишком много наложено краски, перелившейся через линию, проведенную ограничителем
выход
содержание
Возможные ошибки, встречающиеся при росписи ткани
Капли воды попали на шелк до закрепления красок
выход
содержание
Возможные ошибки, встречающиеся при росписи ткани
Следы воды с резко очерченными краями появились из-за того, что этот участок шелк закрашивался недостаточно быстро; краски высыхали неравномерно; краски были высушены слишком быстро феном
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Приемы, наиболее полно отражают безграничные возможности росписи на шелке. Они доступны и эффектны, а также позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые творческие задачи — будь то декорирование платья, изготовление платка, шарфа, шали или станкового панно.
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
РАСТЯЖКА ОДНОГО ЦВЕТА
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
РАСТЯЖКА ЦВЕТА ОТ БЕЛОГО
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Переход из цвета в цвет
Переход из цвета в цвет позволяет выполнить плавный переход между красителями различного цвета и тона (например, между желтым, зеленым и синим).
1. В формочках для колера составьте три краски разных цветов, различных по интенсивности тона.
1-й цвет
В первую формочку налейте 20 мл воды и добавьте 10-15 капель концентрированного желтого красителя.
2-й цвет
Во вторую формочку налейте 10 мл воды и добавьте 20-25 капель концентрированного зеленого красителя.
3-й цвет
В третью формочку налейте небольшое количество концентрированного синего красителя.
2. Роспись начните с самого светлого цвета, в данном случае желтого. Роспись проводите на чуть большей плоскости, чем желтый цвет должен занять в композиции, — это связано с наложением цвета последующего слоя (зеленого) при растяжке.
3. Не промывая кисть в воде, окуните ее во вторую формочку и по краю желтого цвета наложите зеленый, более насыщенный, слегка перекрывая предыдущий тон. Кисть промойте в чистой воде, промокните о салфетку, окуните в желтый цвет и, размывая стык, создайте плавный переход из цвета в цвет. Затем продолжайте роспись зеленым тоном с учетом, что следующий цвет, синий, при растяжке перекроет его так же, как в случае с желтым.
4. Не промывая кисть в воде, окуните ее в третью формочку и по краю зеленого цвета наложите синий, более насыщенный по тону, слегка перекрывая предыдущий зеленый тон. Промойте кисть в чистой воде, промокните ее о салфетку, окуните в зеленый цвет и, размывая стык, как и в случае перехода из желтого в зеленый, создайте плавный переход из цвета в цвет. Затем продолжите роспись синим тоном.
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Солевая техника
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Эффект с использованием мочевины
Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому. Однако если соль, притягивая к себе краситель, концентрирует его на ткани, то мочевина, наоборот, выбеливает окрашенную ткань. Можно использовать концентрированный раствор (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), в который обмакивают кисть и наносят на ткань рисунок точками и штрихами.
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Роспись по «сырому»
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Гладкая роспись
Гладкая роспись — технический прием, позволяющий наносить краситель на шелк без разводов, ровно и плотно. Это необходимо при росписи средних и больших плоскостей композиции, особенно при решении фона.
1. Выберите для гладкой росписи краску достаточно насыщенного тона и определите границы заливки на плоскости ткани.
2. Начинайте роспись с края изделия с таким расчетом, чтобы двигаться в одном направлении — «толкая» край наносимого тона вперед.
3. Роспись ведите без остановок, так, чтобы край наносимого тона не успел подсохнуть и «зафиксироваться», такое нанесение красителя позволит избежать технического брака, так называемых «ступенек».
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Использование сухих красителей
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Использование фена
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Роспись с помощью аэрографа
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Роспись с помощью трафарета
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Роспись с помощью штемпелей
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Роспись с помощью штемпелей
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Роспись с помощью штемпелей
В технике штамповки можно работать и овощами. Луковица, разрезанная поперек, отпечатается концентрическими окружностями, разрезанная вдоль — передаст рисунок чешуек. Луковицу лучше взять проросшую, в которой чешуйки отстают друг от друга. Головку чеснока разрежьте поперек — ее отпечаток будет похож на цветок. Еще интереснее будет смотреться рисунок, выполненный в две краски, Сначала напечатайте изображение светлой краской, например желтой. Вытрите штамп и поверх первого сделайте отпечаток более темной краской.
Из картофеля и моркови можно изготовить штампы с простым рисунком — кругами, звездочками, квадратами, грибами, стилизованными фигурками животных. Фигурки должны быть простыми, без мелких деталей. Для каждой детали рисунка изготавливается собственный штамп. Например, для простейшего изображения гриба понадобится три штампа — шляпки, ножки и травы у основания ножки.
Для изготовления штемпеля картофелину разрежьте пополам. Срез промокните чистой тканью или фильтровальной бумагой. Мягким карандашом нарисуйте контур и вырежьте острым ножом так, чтобы получить выпуклую поверхность рисунка.
Можно, наоборот, изготовить штамп, где рисунок будет углубленным, а на ткани будет получаться отпечаток фона. На круглом срезе моркови удобно делать круглые рисунки — цветы, звездочки.
Недостаток штемпелей из природных материалов состоит в том, что они быстро высыхают и сжимаются, поэтому работать ими надо быстро, не прерываясь.
Штампами с изображением лука, чеснока, грибов и т. д. можно украсить предметы для кухни — прихватки, мешочки, салфетки на банки с домашними заготовками.
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Многослойная роспись
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Роспись с применением солевого раствора по «сырому»
выход
содержание
Приемы росписи на ткани
Роспись с применением солевого раствора по «сухому»
выход
содержание
Этапы выполнения изделия в технике «холодный батик»
Ознакомившись с приемами росписи на шелке, необходимо научиться в правильной последовательности использовать эти приемы — только тогда вы сможете создавать изумительные изделия.
выход
содержание
Этапы выполнения изделия в технике «холодный батик»
Роспись платка с цветным мотивом в технике холодный батик
выход
содержание
Этапы выполнения изделия в технике «холодный батик»
5. Роспись цветов. Начните роспись с составления колеров. Чтобы цветы получились более живописными и объемными, составьте не менее 7-8 цветов с тонами разной насыщенности, как было описано выше. При росписи сочетайте полученный набор красок в различных комбинациях: для росписи лепестков в центре цветка используйте сочетания более светлых тонов, а для крайних лепестков применяйте более насыщенные по тону.
6. Роспись листьев. Перед тем как приступить к росписи листьев, составьте необходимое количество колеров. При этом учтите, что листья должны быть более насыщенными по тону, чем цветы. Чтобы листья получились не менее живописными, чем остальные части композиции, составьте также кодеры 7-8 цветов разных по интенсивности тонов. Листья располагаются на разных планах (сзади и спереди). Чтобы передать объем композиции, используйте разные по интенсивности тонов цветовые сочетания: при росписи листьев, расположенных на первом плане, используются более светлые тона, а при росписи листьев, расположенных на втором плане (сзади), — более насыщенные.
выход
содержание
Этапы выполнения изделия в технике «холодный батик»
7. Роспись фона. Роспись фона также начните с составления колера, который по тону должен быть более насыщенным, чем при росписи цветов, и менее насыщенным, чем при росписи листьев. Фон может быть решен в одном или нескольких цветах. Для росписи фона используйте прием гладкой росписи. Начинайте роспись с угла и ведите ее, «толкая» краситель в одном направлении. Если начинать роспись с центра плоскости и расписывать в нескольких направлениях, то это неизбежно приведет к образованию «ступенек» и отрицательно скажется на качестве росписи.
8. Роспись каймы необходимо начинать с составления колера, который по тону будет самый насыщенный.
9. Завершение работы. Дайте росписи высохнуть. Запарьте роспись, как было рекомендовано ранее. Обработайте изделие по краю.
выход
содержани
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.