Презентация выступления спикера II Международный форум по математическому образованию (IFME’2021)

  • pptx
  • 10.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФОРМИРОВАНИЕ ПУУД В ПРОЦЕССЕ (IFME’2021).pptx

II Международный форум по математическому образованию (IFME’2021) X Международная конференция «Математическое образование в школе и вузе MATHEDU-2021» г Казань, Россия ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Снигирева Людмила Николаевна
магистр по направлению подготовки
44.04.01 Педагогическое образование
Учитель математики и физики первой квалификационной категории
МКОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»
Майского муниципального района, КБР

II Международный форум по математическому образованию (IFME’2021) г Казань, Россия FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE PROCESS OF ORGANIZING META-SUBJECT ACTIVITIES IN MATHEMATICS LESSONS

Snigireva Lyudmila Nikolaevna
Master in the field of training 44.04.01
Teacher education Teacher of mathematics and physics
of the first qualification category
MKOU «Lyceum No. 7 named after Shura Kozub
S. Novoivanovsky» Maysky Municipal district, KBR

Актуальность темы

В наше время введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, ведёт к новым способам преподавания предметов, в основе которых лежат познавательные учебные действия. Под познавательными действиями понимают такие, которые обеспечивают познание – умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

Проблема образования

В соответствие с программой формирования УУД, к познавательным действиям (ПУУД) относятся: общеучебные, логические учебные действия и постановка и решение проблем. Их функция – обеспечение успешности усвоения знаний, умений и навыков. Учитель, работающий в современной школе, должен понимать, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентирует ФГОС. Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности.

Пути решения проблемы

В работах методистов­–дидактиков, таких как, Хуторской А.В., Асмолов А.Г. и Л. И. Боженкова развито положение о необходимости метапредметного подхода в обучении.

Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе.
Цель - развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности.
Образовательная задача - создании условий, провоцирующих детское действие на метапредметном уровне.
Метапредметная деятельность деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.
Современная дидактика Хуторской А.В.
Основные идеи метапредметной деятельности в обучении



Современные подходы к обучению

Этапы организации познавательной деятельности в школе

Этапы организации познавательной деятельности в школе

Этапы организации познавательных УУД на уроке зависят от характера познавательной деятельности учителя и учащихся, психологически к которым готов в своём развитии тот или иной класс. Принцип метапредметности позволяет (на уровне вопросов, заданий после параграфа) в содержании математики выделять понятия, утверждения, алгоритмы (правила), методы рассуждений и решения задач (с указанием этапа формирования) в качестве объектов для дальнейшего исследования в межпредметных и надпредметных (социальной практике) областях (метапонятия, метаявления, метапроцессы). Проектирование исследования учащегося на метапредметном уровне опирается как на его личные интересы, склонности к изучению математики, так и на общекультурный потенциал естественных наук.

«…содержательные связи физики и математики целесообразно трансформировать в межпредметные связи, реализуемые на уроках в методах обучения». известный физик-методист А.А. Пинский в статье «Математическая модель в системе межпредметных связей»

Содержание заданий

Физические явления в математических задачах Измерение величин
Буквенные выражения

Графики
 Диаграммы

Форма представления заданий

алгоритмическая– в виде алгоритма, имитационной модели, суть которых состоит в том, что модель имитирует физические или информационные процессы объекта при задании различных входных воздействий в некоторой среде

в виде схемы или графическая – это представление модели на некотором графическом языке в виде планирования выполнения работ, диаграмм, чертежей, схем и т.д.

Виды деятельности

Самостоятельная работа с текстом задачи: чтение текста, составление краткого условия - Работа с текстом задачи в группе или паре: обсуждение текста, составление краткого условия - Составление алгоритма обсуждение плана решения задачи - Составление рисунка к задаче, обсуждение рисунка с партнером

Работа с буквенными выражениями (формулами)
Работа с графиками (индивидуально и в группе)

Пример организации метапредметной деятельности
Читательская грамотность
Гармонические колебания. Фаза колебаний.

Метапредметный подход является средством совершенствования процесса изучения учебного модуля «Тригонометрические тождества и функции», развиваемого на основе реальных задач из курса физики 10-11 классов, которое позволяет: учащимся – овладевать системой функциональных знаний и способов действий, практических (операционных) умений; учителю – развивать их математическое мышление на основе межпредметных связей, воспитывать самостоятельность в обучении.

Список литературы 

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли - М. Просвещение,2010.-159с., 9.
Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.-347 с.
Боженкова Л.И. [Электронный ресурс] Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре//[Электронный ресурс]. Код доступа http://avidreaders.ru/download/metodika-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-pri-1.html?f=pdf
Ивашкина Д.А. Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики: курс лекций УМП — М.: Педагогический университет "Первое сентября" 2014- 250с
Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: пособие для учителей/под ред. В.Н. Федоровой.-М.: Просвещение, 1980.—с.110
Петросян В.Г., Хоконов Х.Б. и др Физика: учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений.- Нальчик, 2000.-194с.: ил. С. 52
Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. М. : Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. – 50 с. (Серия «Новые стандарты»).
Vierevck, 377. См. также: Thomas Friedman, Learning to Keep Learning// New York Times, 13 декабря 2006 г.

Посмотрите также