Министерство образования Нижегородской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Языковые особенности научного стиля»
Обучающейся Кисловой
Светланы Сергеевны
группы 115
специальности
Дошкольное образование
Руководитель Пещерова
Ольга Васильевна
Городец
2017год
Актуальность темы
Выделяют пять стилей речи :
научный
официально-деловой
публицистический
художественный
разговорный стиль
Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.
Актуальность темы
Научная речь напрямую связана с наукой и научным мышлением.
Научный стиль представляет собой речь, необходимую для выражения научной деятельности человека. Его цель заключается в передачи сообщения или объяснения материала через повествование или диалог.
Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его стиль в целом и выделяют среди остальных.
Языковые особенности научного стиля определяют его сложность и многофункциональность..
Тема недостаточно изучена в литературе
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
Понятийный аппарат
Цель исследования: изучение языковых особенностей научного стиля речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «стиль речи» и классификацию стилей речи;
2. Изучить особенности научного стиля речи;
3. Характеризовать основные языковые особенности научного текста;
4. Спланировать и реализовать практическую работу по анализу языковых особенностей текста научного стиля речи.
1. Сфера использования | ||
Наука | Образование | Просвещение |
2. Тематика | ||
Любая научная информация, предназначенная для серьёзного научного или учебного изучения, а также для популяризации знания в целях просвещения людей разного возраста и различного рода деятельности | ||
3. Цели | ||
Изложить, обосновать научное знание в целях развития научной области на основе использования аргументов, фактов, данных эмпирических исследований | Доступно изложить, объяснить научные факты в целях научения конкретной аудитории (школьной, вузовской и т.д.) | Доступно изложить, объяснить научные факты в целях популяризации достижений научной области. |
4. Подстили | ||
Собственно научный | Учебно – научный | Научно - популярный |
5. Основные жанры | ||
Диссертация, статья, монография, автореферат | Учебник, учебное пособие, реферат, семинар, словари и др. | Научно – популярные издания (пособия статья, программы ТВ, радио) |
6. Основные языковые черты | ||
Использование терминов, общенаучных понятий; дедуктивный способ изложения | Ограниченное использование терминов и понятий, поясняемых в тексте; индуктивный способ изложения | Ограниченное использование терминов и понятий с привлечением средств разговорной речи и публицистического стиля; индуктивный способ изложения |
7. Ведущие стилевые черты | ||
Логичность, конкретность, точность, сжатость, обобщённо – отвлечённый характер информации, объективность | Логичность, конкретность, точность, образность, эмоциональность |
Анализ текста статьи «Особенности русского языка» из научно-популярного журнала «Русская речь»
Появление синтагм знаменовало новый этап в развитии отношений между звуками и предметами во второй сигнальной системе: они способны теперь к некоторой динамической независимости друг от друга, могут образовывать отдельные дипластии. Однако им не оторваться вполне друг от друга: они тотчас взаимно связываются в трипластии и тетрапластии. ...Они далее образуют уже целые параллельные цепочки или строчки. В речевой деятельности над синтагмой надстраивается такая цепная, или линейная, речь, т.е. сложное предложение, фраза, неограниченный в принципе текст; это обязательно высказывание о чем-то - план выражения коррелирован с планом содержания. Допустим, это эпос или миф; даже туманное словесное заклинание или пророчество имеет какую-то перекличку со смыслом. Со своей стороны содержание представляет собою здесь цепь событий, лиц, вещей; этот линейный ряд, может быть, развернут либо во времени (эпос, миф, культовая церемония), либо в пространство (наскальные изображения охотничьих эпопей, пиктограмма, столб с серией личин, аллея предков). Линейность этих сложных знаковых комбинаций имеет среди прочего ту важную нейрофизиологическую специфику, что каждое звено цепи служит одновременно и тормозящим фактором по отношению к предыдущему знаку и возбуждающим фактором по отношению к последующему знаку. Следовательно, в линейной, цепной системе знаков всякий знак является единством торможения и возбуждения - тождеством противоположностей.
Особенности изученного текста
подчеркнутая информативность;
обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников;
отвлеченность и обобщенность;
точность, однозначность и единообразие высказывания;
экономное использование образных и эмоционально-экспрессивных средств;
логичность, последовательность повествования.
Языковые особенности текста
общекнижная лексика;
большое количество терминов
широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении;
интернациональная лексика;
клишированные словосочетания;
преимущественное использование кратких форм;
использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа;
употребление вещественных и отвлеченных существительных во множественном числе;
употребление глагольно-именных конструкций вместо глагольных в функции сказуемого;
использование определенно-личных предложений со сказуемым в форме первого лица множественного числа;
использование безличных конструкций;
простые предложения с существительными в роли подлежащего и сказуемого;
широкое использование ссылок, цитат и сносок; обилие вводных конструкций;
Министерство образования Нижегородской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Языковые особенности научного стиля»
Обучающейся Кисловой
Светланы Сергеевны
группы 115
специальности
Дошкольное образование
Руководитель Пещерова
Ольга Васильевна
Городец
2017год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.