Презентация "Задержка психического развития"

  • pdf
  • 07.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПрезентацияЗПР.pdf



СОДЕРЖАНИЕ

¢  Статистические данные по задержке психического развития

¢  Понятие и признаки.

¢  Причины возникновения ЗПР

¢  История развития представлений о ЗПР.

¢  Классификация основных видов ЗПР по

Лебединской

¢  Отграничение ЗПР от умственной отсталости

¢  Классификация М.М. Семаго и Н.Я. Семаго     

¢  Коррекционно-развивающее обучение СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

1970-е гг. «… по данным исследования, проведённого сотрудниками Института дефектологии АПН СССР среди учащихся начальных классов, дети этой категории составляют 5%.»

2000 г«… в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20- 25 %» Психофизиология ребёнка, Н. В. Дубровинская, ВЛАДОС

2004 г. «По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР составляет 25% от детской популяции» Специальная педагогика под ред. Н. М. Назаровой

2009, апрель, Международная конференция «Комплексный подход к развитию детей с синдромом Дауна», доклад зав. лабораторией содержания методов ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Ю. А. Разенковой: 60% детской популяции- дети с задержкой психического развития. (НГПУ, ФППД)

2015 г. Зураб Кекелидзе – главный психиатр РФ, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации, профессор Московской медицинской академии им. Сеченова: от 70 до 80% детей в России имеют психические расстройства.

Причины задержки психического развития: Биологические  Социальные

длительное ограничение патология беременности

жизнедеятельности ребенка

                                                   Недоношенность          неблагоприятные условия

воспитания, частые психотравмирующие ситуации

асфиксия и травмы при родах в жизни ребенка заболевания инфекционного, Отмечаются также различные токсического и травматического

варианты сочетания характера на ранних этапах

развития ребенка                              нескольких факторов различного происхождения

генетическая обусловленность

Задержка психического развития

Термин «Задержка  психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 г.

Ø«Феномен отклоняющегося развития характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию».

ЗТПР задержка темпов психического развития, обратимое состояние

ЗПР- более стойкая интеллектуальная недостаточность.

ПРИЗНАКИ ЗПР

1.                недостаточность общего запаса знаний;

2.                ограниченность представлений;

3.                незрелость мышления;

4.                преобладание игровых интересов;

5.                быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.

К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы).

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

В 1966 г. М.С. Певзнер также рассматривала ЗПР вне рамок УО. Она указала, что в клинической практике при систематизации различает две формы ЗПР:

¢обусловленная недоразвитием эмоциональноволевой сферы потипуинфантилизма.

¢Обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями

Мария Семеновна Певзнер - советский психиатр, дефектолог, к.м.н., к.п.н., проф.)

¢  Астения– резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы.

¢  Инфантилизм– нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм можно определить как «целостную структуру физических и психических признаков незрелости, несвойственной данному возрасту, проявлению "детскости"».

¢

Инфантилизм

Простой гармонический

Простой гармонический неосложенный неосложенныйинфантилизм инфантилизм

 

Осложненный инфантилизм

В 1980г. К.С. Лебединская предложила свою классификацию, выделила формы ЗПР по генезу задержки психического развития, которая используется и в настоящее время.

Клара Самойловна Лебединская - советский детский психиатр и дефектолог, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям.

Основные клинические типы ЗПР (Лебединская К. С., 1982)

ЗПР церебрально – органического генеза

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР ПО К.С.ЛЕБЕДИНСКОЙ

1.   конституционального характера (психофизический инфантилизм):

-    гармонический инфантилизм (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) ;

-    дисгармонический психический    инфантилизм;(обусловлен явлениями органики головного мозга);

-    психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности.

2.   соматогенного характера (причина - перенесение ребенком соматического заболевания).

3.   психогенного характера (причина –неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)

4.   церебрально-органического генеза:

-    астенический (тормозимый) тип ММД;

-    реактивный (гиперактивный) тип ММД.

ЗПР конституционального происхождения

Инфантилизм

ЗПР самотогенного происхождения

ЗПР психогенного происхождения

ЗПР церебрально – органического происхождения


ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Мозаичность нарушений отдельных корковых функций: в связи с этим одни дети испытывают трудности в овладении чтением, другие – письмом, третьи – счетом, четвертые обнаруживают наибольшую недостаточность двигательной координации, пятые – памяти и т.д.

ПРОИСХОЖДЕНИЯ

недостаточность отдельных корковых и подкорковых функций: трудности восприятия усложненных вариантов предметных изображений и букв, плохая ориентировка в определении сторон, нарушение фонематического слуха, слухоречевой памяти, тонкой моторики

ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Стойкие нарушения в эмоционально-личностной и познавательной сферах, как правило, ряд энцефалопатических расстройств.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом:

Ø  отсутствие типичной для здорового ребенка живости и яркости эмоций,

Ø  слабая заинтересованность в оценке,

Ø  низкий уровень притязаний,

Ø  внушаемость, отражающая органический дефект критики,

Ø  бедность воображения в игровой деятельности,

Ø  склонность к монотонности и однообразию,

Ø  преобладание компонента двигательной расторможенности.


ВАРИАНТЫ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО

ИНФАНТИЛИЗМА

неустойчивый

тормозимый

с эйфорическим оттенком

настроения, психомоторной расторможенностью

(Выражается в низкой способности к систематической деятельности и волевым усилиям; в нарушении отношений со сверстниками).

с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.

(Выражается в скудном словарном запасе,

слабости ассоциативных

процессов,

низком уровне переключения внимания, сохранной способности к критике и заниженной самооценке).

НАРУШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ø низкий общий психический тонус;        

Ø истощаемость памяти, внимания;   

Ø падение темпа психической деятельности, работоспособности;

Ø инертность психических процессов (медлительность, пониженная переключаемость);

Ø «цикличность» работы мозга – периодическое «отключение»  от продуктивной переработки материала, что обусловливает «мозаичный» характер усвоения знаний.

ОСНОВНЫЕКРИТЕРИИОТГРАНИЧЕНИЯ ЗПР И

УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТИ

Дифференциаль- ЗПР Умственная отсталость ные признаки

Степень поражения Функциональные нарушения                                                            Диффузное в сочетании с

головного мозга          ЦНС. Локальные очаговые   очаговыми поражениями

поражения средней и легкой степени

Познавательное       Несформированность     Тотальное психическое развитие    словесно-логических недоразвитие: операций, восприятие       недоразвитие наглядных недифференцированное,       форм мышления, внимание неустойчивое,       восприятие искажено и затруднения в переработке нецелостно, слабое вербальной информации      развитие памяти, внимания

Речевое развитие Фонетико-фонематическое Общее недоразвитие речи недоразвитие речи

Способ выполнения Метод проб и ошибок, Нерациональные, действий действия не всегда адекватны непродуктивные и ситуации       неадекватные способы



Психологические параметры задержки психического развития.

Формы ЗПР

Клинико-психологические проявления

Нейропсихологические особенности

Психофизический инфантилизм

Относительная           сформированность психических процессов, но замедленный темп их           становления.           Недоразвитие          мотивации учебной        деятельности.           Личностная незрелость.

Нарушение   динамики     умственной работоспособности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.

Соматогенная форма ЗПР

Сформированность психических процессов. Астения, раздражительная слабость.

Снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях

Психогенная форма

ЗПР

При сохранности психических процессов. Выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности

(тревожная мнительность, эгоцентризм и др.).

Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов.

ЗПР      церебральноорганического генеза

Недоразвитие психических процессов и функций, что приводит к нарушению интеллектуальной продуктивности.

Частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.

Нарушение умственной Недоразвитие устойчивости, объема внимания. Снижение объема Недоразвитие ориентировочной деятельности. Недоразвитие пространственного гнозиса и

работоспособности.

переключения, внимания.

основы зрительнопраксиса.

 

 

Выраженная дефицитарность в внимания, памяти, гнозиса, праксиса.

развитии:

Основные группы детей с ЗПР

I Дети с относительной сформированностью психических процессов, но со  сниженной познавательной активностью. В этой группе часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма  и с соматогенной и психогенной формами ЗПР

2.   Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой  церебральноорганического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизического инфантилизма .

3.   Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но со сформированной познавательной активностью.  В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных  психических функций.

4.   Дети, для которых характерно сочетание низкого  уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженная познавательная активность. В эту группу входят дети с тяжелой формой  ЗПР церебральноорганического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функций, а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности.


Классификация недостаточного развития

по Н.Я.Семаго и  М.М.Семаго Психологическая типология:

vТотальное недоразвитие;

vЗадержанное психическое развитие: темпово-задержанный (гармонический инфантилизм) и неравномерно-задержанный

(дисгармонический инфантилизм);

vПарциальная несформированность ВПФ.    

Н. Я. СЕМАГО, М.М. СЕМАГО «ПРОБЛЕМНЫЕДЕТИ»

ОСНОВНАЯЦЕЛЬКОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОЙРАБОТЫ

Создание условий для всестороннего развития проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Основные направления педагогической деятельности:

Физическое развитие и основы здорового образа жизни.

Сенсомоторное развитие

Социальное воспитание

Познавательно-речевое развитие

Формирование основ безопасности жизнедеятельности

Трудовое воспитание и формирование деятельности

Художественно-эстетическое развитие

Принципы обучения ребенка с

интеллектуальной недостаточностью


ПРИНЦИПНАПРАВЛЕННОСТИПРОЦЕССА

ОБУЧЕНИЯНАВСЕСТОРОННЕЕРАЗВИТИЕ

ЛИЧНОСТИРЕБЕНКАСЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ

Развитие личности как единства биологического, психического, социального и духовного; необходимость наряду с личностным развитием ребенка осуществлять коррекцию выявленных нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы.

ПРИНЦИПСВЯЗИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСЖИЗНЬЮ

При планировании и отборе содержания деятельности необходимо учитывать как положительное, так и отрицательное влияние социума, минимизируя при этом негативные последствия такого влияния.

Учитывать, что дошкольники с задержкой психического развития могут воспитываться в неблагополучных семьях, а следовательно, владеют ограниченным запасом знаний, сведений об окружающем, имеют личный эмоциональнонегативный опыт взаимодействия с окружающей средой.

ПРИНЦИПРАЗВИВАЮЩЕГО   ОБУЧЕНИЯ.

Реализация принципа развивающего обучения опирается при этом на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, подчеркивающую ведущую роль специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, позволяющую выбирать оптимальную меру трудности при изложении материала при обучении данной категории дошкольников и прогнозировать ход и результаты самого процесса.

ПРИНЦИПСИСТЕМАТИЧНОСТИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Специфика реализации принципа заключается в обязательном введении в содержание деятельности пропедевтических разделов, заданий, упражнений, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего обучения и формируют готовность ребенка к восприятию наиболее сложного материала.

ПРИНЦИПСОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХУСЛОВИЙ

Помимо общих требований к соблюдению санитарногигиенических норм, обязательному обеспечению дидактических условий: меньшая, по сравнению с традиционной, наполняемость интегрированных групп; охранительный (щадящий) педагогический режим, учитывающий повышенную утомляемость и индивидуальные колебания работоспособности детей; наличие индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий.

ПРИНЦИПОПТИМАЛЬНОГО

                  СОЧЕТАНИЯСЛОВЕСНЫХ,                    

НАГЛЯДНЫХИПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВОБУЧЕНИЯ

Эффективность процесса усвоения знаний зависит от максимально возможного участия в этом процессе всех органов чувств человека: слуха, зрения, осязания. Применительно к рассматриваемой категории детей этот принцип предполагает применение словесных, наглядных и практических методов как в целях обучения, так и в целях коррекции и развития, построение процесса обучения с опорой на все анализаторы, функции и системы организма.


ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГОПОДХОДА

Определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого периода деятельности; роль предметнопрактической, игровой деятельности в обучении дошкольников с задержкой психического развития, в процессе которой развиваются восприятие, внимание, память, мышление и речь. Таким образом, принцип обеспечивает активное воздействие на умственное развитие дошкольников и позволяет оптимальным образом использовать потенциальные возможности каждого ребенка.

Основные направления коррекционной работы

1.              Совершенствование движений и сенсомоторного развития;

2.              Коррекция отдельных   сторон   психической деятельности;

3.              Развитие основных мыслительных операций;

4.              Развитие различных видов мышления;

5.              Коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной;

6.              Развитие речи, овладение техникой речи;

7.              Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

8.              Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Основные подходы к организации образовательной деятельности для детей с ЗПР

Толерантность со стороны педагогов.

Активизация познавательной деятельности, подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности Обогащение знаний об окружающем

Психологическое сопровождение и коррекционно-развивающая работа

Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями

Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР

Индивидуальный подход

Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Использование многократных указаний, упражнений. Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы

Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы

ОСОБЕННОСТИКОРРЕКЦИОННОЙРАБОТЫ

-формирование навыков в режиме «по- продвижению»; -частая смена видов деятельности;

-постоянный контроль за выполнением любого вида работ;

-вербальная инструкция из 2- 3 этапов; -учёт специфики подражательной активности.

-опора на игру,

-целенаправленное стимулирование детей, возбуждение интереса


ВЫВОД

Дети с ЗПР отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционноразвивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.