СОДЕРЖАНИЕ
¢ Статистические данные по задержке психического развития
¢ Понятие и признаки.
¢ Причины возникновения ЗПР
¢ История развития представлений о ЗПР.
¢ Классификация основных видов ЗПР по
Лебединской
¢ Отграничение ЗПР от умственной отсталости
¢ Классификация М.М. Семаго и Н.Я. Семаго
¢ Коррекционно-развивающее обучение СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО
1970-е гг. «… по данным исследования, проведённого сотрудниками Института дефектологии АПН СССР среди учащихся начальных классов, дети этой категории составляют 5%.»
2000 г«… в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20- 25 %» Психофизиология ребёнка, Н. В. Дубровинская, ВЛАДОС
2004 г. «По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР составляет 25% от детской популяции» Специальная педагогика под ред. Н. М. Назаровой
2009, апрель, Международная конференция «Комплексный подход к развитию детей с синдромом Дауна», доклад зав. лабораторией содержания методов ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Ю. А. Разенковой: 60% детской популяции- дети с задержкой психического развития. (НГПУ, ФППД)
2015 г. Зураб Кекелидзе – главный психиатр РФ, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации, профессор Московской медицинской академии им. Сеченова: от 70 до 80% детей в России имеют психические расстройства.
Причины задержки психического развития: Биологические Социальные
длительное ограничение патология беременности
жизнедеятельности ребенка
Недоношенность неблагоприятные условия
воспитания, частые психотравмирующие ситуации
асфиксия и травмы при родах в жизни ребенка заболевания инфекционного, Отмечаются также различные токсического и травматического
варианты сочетания характера на ранних этапах
развития ребенка нескольких факторов различного происхождения
генетическая обусловленность
Термин «Задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 г.
Ø«Феномен отклоняющегося развития характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию».
ЗТПР задержка темпов психического развития, обратимое состояние
ЗПР- более стойкая интеллектуальная недостаточность.
1. недостаточность общего запаса знаний;
2. ограниченность представлений;
3. незрелость мышления;
4. преобладание игровых интересов;
5. быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы).
В 1966 г. М.С. Певзнер также рассматривала ЗПР вне рамок УО. Она указала, что в клинической практике при систематизации различает две формы ЗПР:
¢обусловленная недоразвитием эмоциональноволевой сферы потипуинфантилизма.
¢Обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями
¢ Астения– резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы.
¢ Инфантилизм– нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм можно определить как «целостную структуру физических и психических признаков незрелости, несвойственной данному возрасту, проявлению "детскости"».
¢
Инфантилизм
Простой гармонический Простой гармонический неосложенный неосложенныйинфантилизм инфантилизм |
|
Осложненный инфантилизм |
В 1980г. К.С. Лебединская предложила свою классификацию, выделила формы ЗПР по генезу задержки психического развития, которая используется и в настоящее время.
Клара Самойловна Лебединская - советский детский психиатр и дефектолог, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям.
ЗПР церебрально – органического генеза
1. конституционального характера (психофизический инфантилизм):
- гармонический инфантилизм (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) ;
- дисгармонический психический инфантилизм;(обусловлен явлениями органики головного мозга);
- психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности.
2. соматогенного характера (причина - перенесение ребенком соматического заболевания).
3. психогенного характера (причина –неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
4. церебрально-органического генеза:
- астенический (тормозимый) тип ММД;
- реактивный (гиперактивный) тип ММД.
Мозаичность нарушений отдельных корковых функций: в связи с этим одни дети испытывают трудности в овладении чтением, другие – письмом, третьи – счетом, четвертые обнаруживают наибольшую недостаточность двигательной координации, пятые – памяти и т.д.
недостаточность отдельных корковых и подкорковых функций: трудности восприятия усложненных вариантов предметных изображений и букв, плохая ориентировка в определении сторон, нарушение фонематического слуха, слухоречевой памяти, тонкой моторики
Стойкие нарушения в эмоционально-личностной и познавательной сферах, как правило, ряд энцефалопатических расстройств.
Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом:
Ø отсутствие типичной для здорового ребенка живости и яркости эмоций,
Ø слабая заинтересованность в оценке,
Ø низкий уровень притязаний,
Ø внушаемость, отражающая органический дефект критики,
Ø бедность воображения в игровой деятельности,
Ø склонность к монотонности и однообразию,
Ø преобладание компонента двигательной расторможенности.
неустойчивый |
тормозимый |
с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью (Выражается в низкой способности к систематической деятельности и волевым усилиям; в нарушении отношений со сверстниками). |
с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности. (Выражается в скудном словарном запасе, слабости ассоциативных процессов, низком уровне переключения внимания, сохранной способности к критике и заниженной самооценке). |
Ø низкий общий психический тонус;
Ø истощаемость памяти, внимания;
Ø падение темпа психической деятельности, работоспособности;
Ø инертность психических процессов (медлительность, пониженная переключаемость);
Ø «цикличность» работы мозга – периодическое «отключение» от продуктивной переработки материала, что обусловливает «мозаичный» характер усвоения знаний.
ОСНОВНЫЕКРИТЕРИИОТГРАНИЧЕНИЯ ЗПР И
УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТИ
Дифференциаль- ЗПР Умственная отсталость ные признаки
Степень поражения Функциональные нарушения Диффузное в сочетании с
головного мозга ЦНС. Локальные очаговые очаговыми поражениями
поражения средней и легкой степени
Познавательное Несформированность Тотальное психическое развитие словесно-логических недоразвитие: операций, восприятие недоразвитие наглядных недифференцированное, форм мышления, внимание неустойчивое, восприятие искажено и затруднения в переработке нецелостно, слабое вербальной информации развитие памяти, внимания
Речевое развитие Фонетико-фонематическое Общее недоразвитие речи недоразвитие речи
Способ выполнения Метод проб и ошибок, Нерациональные, действий действия не всегда адекватны непродуктивные и ситуации неадекватные способы
Психологические параметры задержки психического развития.
Формы ЗПР |
Клинико-психологические проявления |
Нейропсихологические особенности |
|
Психофизический инфантилизм |
Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелость. |
Нарушение динамики умственной работоспособности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности. |
|
Соматогенная форма ЗПР |
Сформированность психических процессов. Астения, раздражительная слабость. |
Снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях |
|
Психогенная форма ЗПР |
При сохранности психических процессов. Выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.). |
Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов. |
|
ЗПР церебральноорганического генеза |
Недоразвитие психических процессов и функций, что приводит к нарушению интеллектуальной продуктивности. Частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций. |
Нарушение умственной Недоразвитие устойчивости, объема внимания. Снижение объема Недоразвитие ориентировочной деятельности. Недоразвитие пространственного гнозиса и |
работоспособности. переключения, внимания. основы зрительнопраксиса. |
|
|
Выраженная дефицитарность в внимания, памяти, гнозиса, праксиса. |
развитии: |
I Дети с относительной сформированностью психических процессов, но со сниженной познавательной активностью. В этой группе часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и с соматогенной и психогенной формами ЗПР
2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой церебральноорганического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизического инфантилизма .
3. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но со сформированной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций.
4. Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженная познавательная активность. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебральноорганического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функций, а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности.
Классификация недостаточного развития
по Н.Я.Семаго и М.М.Семаго Психологическая типология:
vТотальное недоразвитие;
vЗадержанное психическое развитие: темпово-задержанный (гармонический инфантилизм) и неравномерно-задержанный
(дисгармонический инфантилизм);
vПарциальная несформированность ВПФ.
Н. Я. СЕМАГО, М.М. СЕМАГО «ПРОБЛЕМНЫЕДЕТИ»
ОСНОВНАЯЦЕЛЬКОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОЙРАБОТЫ
Создание условий для всестороннего развития проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Основные направления педагогической деятельности:
Физическое развитие и основы здорового образа жизни.
Сенсомоторное развитие
Социальное воспитание
Познавательно-речевое развитие
Формирование основ безопасности жизнедеятельности
Трудовое воспитание и формирование деятельности
Художественно-эстетическое развитие
Принципы обучения ребенка с
интеллектуальной недостаточностью
ПРИНЦИПНАПРАВЛЕННОСТИПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯНАВСЕСТОРОННЕЕРАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИРЕБЕНКАСЗАДЕРЖКОЙ
Развитие личности как единства биологического, психического, социального и духовного; необходимость наряду с личностным развитием ребенка осуществлять коррекцию выявленных нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы.
ПРИНЦИПСВЯЗИ
При планировании и отборе содержания деятельности необходимо учитывать как положительное, так и отрицательное влияние социума, минимизируя при этом негативные последствия такого влияния.
Учитывать, что дошкольники с задержкой психического развития могут воспитываться в неблагополучных семьях, а следовательно, владеют ограниченным запасом знаний, сведений об окружающем, имеют личный эмоциональнонегативный опыт взаимодействия с окружающей средой.
ПРИНЦИПРАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Реализация принципа развивающего обучения опирается при этом на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, подчеркивающую ведущую роль специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, позволяющую выбирать оптимальную меру трудности при изложении материала при обучении данной категории дошкольников и прогнозировать ход и результаты самого процесса.
Специфика реализации принципа заключается в обязательном введении в содержание деятельности пропедевтических разделов, заданий, упражнений, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего обучения и формируют готовность ребенка к восприятию наиболее сложного материала.
Помимо общих требований к соблюдению санитарногигиенических норм, обязательному обеспечению дидактических условий: меньшая, по сравнению с традиционной, наполняемость интегрированных групп; охранительный (щадящий) педагогический режим, учитывающий повышенную утомляемость и индивидуальные колебания работоспособности детей; наличие индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий.
ПРИНЦИПОПТИМАЛЬНОГО
СОЧЕТАНИЯСЛОВЕСНЫХ,
Эффективность процесса усвоения знаний зависит от максимально возможного участия в этом процессе всех органов чувств человека: слуха, зрения, осязания. Применительно к рассматриваемой категории детей этот принцип предполагает применение словесных, наглядных и практических методов как в целях обучения, так и в целях коррекции и развития, построение процесса обучения с опорой на все анализаторы, функции и системы организма.
Определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого периода деятельности; роль предметнопрактической, игровой деятельности в обучении дошкольников с задержкой психического развития, в процессе которой развиваются восприятие, внимание, память, мышление и речь. Таким образом, принцип обеспечивает активное воздействие на умственное развитие дошкольников и позволяет оптимальным образом использовать потенциальные возможности каждого ребенка.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности;
3. Развитие основных мыслительных операций;
4. Развитие различных видов мышления;
5. Коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной;
6. Развитие речи, овладение техникой речи;
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные подходы к организации образовательной деятельности для детей с ЗПР
•Толерантность со стороны педагогов.
•Активизация познавательной деятельности, подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности •Обогащение знаний об окружающем
•Психологическое сопровождение и коррекционно-развивающая работа
•Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
•Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
•Индивидуальный подход
•Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
•Использование многократных указаний, упражнений. Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы
•Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
-формирование навыков в режиме «по- продвижению»; -частая смена видов деятельности;
-постоянный контроль за выполнением любого вида работ;
-вербальная инструкция из 2- 3 этапов; -учёт специфики подражательной активности.
-опора на игру,
-целенаправленное стимулирование детей, возбуждение интереса
Дети с ЗПР отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционноразвивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.