Презентация "Жостово"
Оценка 4.7

Презентация "Жостово"

Оценка 4.7
ppt
22.12.2022
Презентация "Жостово"
жостово презентация .ppt

Искусство Жостова

Искусство Жостова

Искусство
Жостова

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.

Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку

Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку

Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине.

Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян — братьев

Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян — братьев

Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых.
В 1825 художник - миниатюрист О. Ф. Вишняков основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье -маше.

Организация артелей

Организация артелей

Организация артелей

С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях

С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях

С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла.

В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая подносы

В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая подносы

В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая подносы.

Артели появились в других селах: в

Артели появились в других селах: в

Артели появились в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд».

В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне

В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне

В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.

С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве

С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве

С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов.

В 1960-е годы спецартель была преобразована в

В 1960-е годы спецартель была преобразована в

В 1960-е годы спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ МАНЕРЫ РОСПИСИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ МАНЕРЫ РОСПИСИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ МАНЕРЫ РОСПИСИ

Формирование особой манеры росписи

К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера и приемы росписи

К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера и приемы росписи

К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера и приемы росписи. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет на черном или красном фоне. Реже фоном служат другие цвета, золото или перламутр.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции

Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции

Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры, а ориентируясь на свое воображение.

В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях

В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях

В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций.
Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Особенности производства

Особенности производства

Особенности производства

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. На поднос наносится несколько слоев цветного лака с просушкой и полировкой каждого слоя.

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями

При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями

При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.

Первая — «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит.

Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком

Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком

Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.

Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом…

Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом…

Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска и возвращают живописцу

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска и возвращают живописцу

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска и возвращают живописцу.

Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая…

Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая…

Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы.

Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок

Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок

Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок.

И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка»

И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка»

И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом.

И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка»

И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка»

И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом.

После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой

После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой

После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой.

Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.

Будущие художники - жостовцы обучаются в

Будущие художники - жостовцы обучаются в

Будущие художники - жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.

Жостовская лаковая роспись по металлу - на сегодняшний день в мире уже не декоративный народный промысел, а высокое искусство, ставшее неотъемлемой частью самобытной культуры.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2022