Семья
Дед Зои был священником в селе. Пётр Иоаннович Козьмодемьянский был схвачен большевиками в 1918 году и после жестоких истязаний утоплен в пруду. Отец Зои Анатолий учился в духовной семинарии, но не окончил её, женился на местной учительнице Любови Чуриковой.
В 1929, в течение года, семья жила в Сибири, на Бирюсе, однако затем сумела переехать в Москву Отец Зои — Анатолий Козьмодемьянский — умер в 1933 году после операции на кишечнике, и дети (Зоя и её младший брат Александр, который погиб спустя четыре года после её смерти) остались на воспитании матери.
В школе Зоя училась хорошо, особенно увлекалась историей и литературой, мечтала поступить в Литературный институт. В 1940 году она перенесла острый менингит, после которого лечилась в санатории в Сокольниках, где подружилась с писателем Аркадием Гайдаром. В том же году окончила 9 классов средней школы № 201, несмотря на то, что пропустила очень много занятий по болезни.
школа
Белыми хлопьями падает снег,Зимнее утро одел в кружева.Ты на снегу, только ты не во сне,И на губах застывают слова. Ветер колючий кусает за бровь,Грубой петли расплетает пеньку,Каплей рубина замерзшая кровьИ на тебе и на белом снегу.
Ногти не знавшие про маникюрВспухли от игл, что под ними торчат.Кровоподтеков холодный пурпурМесто нашел на девичьих плечах.Падает, падает, падает снег,Только не тает на белой груди.Так не бывает, но ты не во сне,Боли и пытки уже позади. Тонкою льдинкою тает луна,Слезы роняя, в волос твоих шелк.Танечка, Таня! Москва спасена,Зоя, ты слышишь, фашист не прошел. Вновь запоют соловьи по весне,Вновь заживет полной жизнью МоскваНу а пока... тихо падает снегЗимнее утро одел в кружева.
31 октября 1941 года Зоя, в числе 2000 комсомольцев-добровольцев стала бойцом разведывательно-диверсионной части. После короткого обучения Зоя в составе группы 4 ноября была переброшена в район Волоколамска, где группа успешно справилась с заданием (минирование дороги).
17 ноября вышел приказ Сталина № 428, предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах,.. разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск ».Диверсионные группы получили задание сжечь за 5 дней 10 населённых пунктов, в их числе деревню Петрищево. Участники групп имели по 3 бутылки с зажигательной смесью, пистолет (у Зои это был наган), сухой паёк на 5 дней. Группы попали под обстрел, понесли потери , рассеялись; их остатки объединились под командованием Бориса Крайнева. 27 ноября в 2 часа утра Борис Крайнев, Василий Клубков и Зоя подожгли в Петрищеве три дома, в которых располагались немецкие офицеры и солдаты; при этом погибли 20 лошадей. Крайнев не дождался Зои и Клубкова в условленном месте встречи и ушёл, благополучно вернувшись к своим; Клубков был схвачен немцами; Зоя, разминувшись с товарищами и оставшись одна, решила вернуться в Петрищево и продолжить поджоги. Однако, и немцы, и местные жители уже были настороже.
Подвиг
Тишина. Ни огонька, ни звука. В полутьме деревья тихо спят. В тыл врага без шороха и звука Партизанский уходил отряд.
Шли и старики, и комсомольцы, Над рекой туманился рассвет, С ними уходила добровольцем Девушка семнадцати лет.
Девушка в поношенной кубанке Обрывала связи, жгла мосты, И отряд гордился партизанкой – Комсомолкой Зоей из Москвы.
Это было зимнею порою. Отступая, враг поджег село, И повесили фашисты Зою По утру, лишь только рассвело.
Умерла... Но ты среди народа, Ты героем вечно будешь жить. И клянемся, дорогая Зоя, За тебя врагам мы отомстить.
Вечером 28 ноября, при попытке поджечь сарай , Зою схватили. На допросе она назвалась Таней. Раздев догола, её пороли ремнями, затем часовой 4 часа водил её босой, в одном белье, по улице на морозе. В 10:30 следующего утра, Зою вывели на улицу, где уже была сооружена висельная петля; на грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель». До самой виселицы шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Вокруг было много немцев и гражданских. Подвели к виселице и стали её фотографировать… При ней была сумка с бутылками. Она крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть — это моё достижение». Офицер замахнулся, а другие закричали на неё. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен! Советский Союз непобедим и не будет побеждён!» Потом подставили ящик. Она встала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят!» Это она сказала уже с петлёй на шее…Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца. Когда немцы отдали распоряжение убрать виселицу, местные жители похоронили Зою за околицей деревни. Позднее её перезахоронили в Москве.
«Немцев, что Зою пытали, в плен живыми не брать!..»
О судьбе Зои стало широко известно из статьи Петра Лидова «Таня», опубликованной в газете «Правда» 27 января 1942 года. Автор случайно услышал о казни в Петрищеве от свидетеля — пожилого крестьянина, которого потрясло мужество неизвестной девушки: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…». Узнав о казни Зои Космодемьянской, Сталин приказал солдат и офицеров 332-го пехотного полка в плен не брать.
Ей восемнадцать: скромна, стройнаДесятый закончен класс. Боится мышей. Ночью одна Не выйдет из дома подчас. Пришла в сорок первом беда – война! Родина – мать зовёт! Тёмная ночь – через лес одна В тыл к врагу бесстрашно идёт. Конюшню спалила, вторая горит. Чужая послышалась речь.. . Поздно бежать. Враг поднят, спешит, Третью успеть бы, поджечь. Вмиг керосин расплылся под стрехой. Лютый мороз. Озноб. Вспыхнула спичка. Удар – часовой Прикладом свалил в сугроб. Тревога! Солдаты подняты в ружьё. Зверски пытали. Молчит. Утром решили повесить её – Советский разведчик! Бандит! Ей восемнадцать: скромна, стройна. Без страха на смерть идёт. Смерть от врага ей не страшна –
За Родину жизнь отдаёт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.