Презентация носит информационный характер. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.
ГБНОУ ПО «Губернский лицей»
Центр дистанционного образования
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА
Учитель начальных классов:
Пчелинцева И.В.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ
(ред. от 07.03.2018) «Об образовании в
Российской Федерации»
Статья 79. Организация получения
образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья
Трудности освоения планируемых результатов
АООП НОО обучающимися с РАС
• Неспецифические трудности не связаны
непосредственно с аутизмом и могут
возникать у детей с различными
нарушениями развития.
• Специфические трудности напрямую связаны
с особенностями детей с РАС, и так же как
неспецифические трудности, осложняют
достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов АООП НОО.
Труднодостижимые личностные результаты:
* недостаточная сформированность жизненных
компетенций;
* сложности освоения функциональных навыков,
необходимых для повседневной жизни;
* неспособностью применить усвоенные на уроках
знания и умения в условиях повседневной жизни.
Труднодостижимые метапредметные результаты, а
именно коммуникативные универсальные учебные
действия (УУД):
*слушание собеседника;
*инициирование и поддержание диалога;
*признание возможности существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
*выражение собственного мнения, аргументация
собственной точки зрения;
*умение давать оценку событиям;
*умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности.
Труднодостижимые регулятивные универсальные
учебные действия:
* умение поднимать руку;
* умение организовать свое учебное пространство ;
• умение работать с учебными принадлежностями;
• умение ориентироваться в пространстве школы;
• умение адекватно воспринимать оценку учителя,
сверстников;
• умение адекватно реагировать на проигрыш и др.
Труднодостижимые познавательные
универсальные учебные действия:
• умение слушать учителя или одноклассников,
повторить то, что они говорили;
• умение принимать и выполнять учебные задания
(инструкции), выполнять задание до конца;
• умение прикладывать усилия для достижения
результата;
• умение переносить знания в аналогичную ситуацию и
др.
Трудности освоения планируемых предметных
результатов АООП НОО обучающимися с РАС
Литературное чтение:
-понимание прочитанных художественных текстов;
-понимание последовательности и логики событий;
-понимание социальных взаимоотношений героев;
-понимание моральных, нравственных аспектов в тексте;
-понимание скрытого смысла;
-понимание слов с переносным значением;
-понимание образных выражений, в том числе пословиц, поговорок;
-поиск в тексте необходимой информации;
-оценочные суждения о прочитанном в тексте;
-пересказ текста;
-придумывание собственных историй;
-использование при чтении интонационно-выразительных средств.
Трудности освоения планируемых предметных
результатов АООП НОО обучающимися с РАС
Математика:
решение и составление задач.
Русский язык:
написание изложений и сочинений.
Окружающий мир:
*усвоение абстрактных понятий (например,«экономика»,
«промышленность»);
*усвоение временных понятий, последовательностей;
*соблюдение социальных правил поведения и др.
Трудности освоения планируемых предметных
результатов АООП НОО обучающимися с РАС
Музыка, Изобразительное искусство:
- распознавание содержания картин с социальным
подтекстом;
- эмоциональная интерпретация цвета (светлые тона -
радостное настроение, темные тона - грустное, печальное
настроение);
- передача эмоциональной составляющей при помощи
цвета;
- интерпретация смысла музыкального произведения,
соотнесение его с сюжетной линией произведения.
Физическая культура
- освоение командных игр с правилами
Способы преодоления трудностей в освоении предметных
результатов АООП НОО обучающимися с РАС
• Изменение последовательности формируемых навыков и
изучаемых тем.
• Адаптация методики обучения.
• Адаптация способа преподнесения/«подачи» учебного
материала.
• Адаптация учебного материала.
Способы преодоления трудностей, возникающих у
обучающихся с РАС при изучении предмета
«Русский язык»
Формирование умения устно составлять текст на
определенную тему:
- интересные для детей темы;
опорные вопросы, опорные слова и картинки.
Формирование умения устанавливать связь по смыслу
между частями текста (восстанавливать
деформированный повествовательный текст):
этап 1 обучение соотнесению иллюстрации с отдельными частями текста;
этап 2 расположение частей текста в определенной последовательности.
Обучение написанию изложения:
• визуализация при помощи иллюстраций;
• использование бланков с записью
последовательности событий рассказа;
• использование специальных бланков для
конспектирования.
Обучение написанию сочинений:
•
фотографии, отражающие наиболее яркие и
запоминающиеся для ребенка события.
Формирование умения определять тему и основную
мысль текста:
•
карточкиподсказки с различными вариантами тем,
Бланк для конспектирования рассказа
Конспект рассказа
__________________________________
Рассказ называется
_________________________________
Главные персонажи
_________________________________
Второстепенные персонажи
__________________________
События рассказа происходят в
_______________________
В начале рассказа
Способы адаптации учебных заданий для обучающихся
с РАС
1. Упрощение инструкции к заданию
разбивка многоступенчатой инструкции на короткие
шаги в виде алгоритма;
замена сложных для понимания слов или фраз
пиктограммами, на которых схематически показано,
что нужно делать;
дублирование устных инструкций письменными.
2. Индивидуализация стимульных материалов
Способы адаптации учебных заданий для обучающихся
с РАС
3. Дополнительная визуализация
4. Минимизация двойных требований
5. Сокращение объема заданий при
сохранении уровня их сложности
6. Упрощение содержания задания
Принципы использования адаптированных учебных
заданий.
1. Адаптация заданий применяется только по мере
необходимости.
2. Степень адаптации заданий должна постепенно
ослабляться.
3. Адаптация задания распространяется
преимущественно на уровень сложности заданий
и/или их объем.
4. При использовании адаптированных заданий
фронтальная инструкция, по возможности,
остается для всех общей.
Альтернативное задание
Это задание, отличающееся по содержанию от
обычного (задание, которое выполняют ученики
класса в рамках ООП НОО), адаптированного
(задание, которое выполняют ученики класса в
рамках АООП НОО) предлагается ребенку,
испытывающему трудности в усвоении программы
класса в рамках индивидуальных планируемых
результатов его АОП.
Адаптация учебных заданий
для обучающихся с РАС
«Русский язык», 1 класс
Стандартное задание
Инструкция: Спиши слова. Поставь под гласными буквами
красный кружок. Раздели слова на, слоги. Поставь в словах
ударение.
Рука, небо, стол, кошка, собака, лужа крыша, лицо
Адаптированное задание (1й уровень)
Инструкция: Поставь под гласными буквами красный кружок.
Раздели слова на слоги. Поставь в словах ударение.
Рука, небо, стол, кошка, собака, лужа, крыша, лицо.
Адаптированное задание (2й уровень)
Инструкция: Поставь под гласными буквами
красный кружок. Раздели слова на слоги. Поставь в
словах ударение.
Рука, небо, стол, кошка, собака.
/
а