Актуальность
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В процессе экспериментирования ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Экспериментирование -эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Формирование основ целостного мировидения детей в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:
Будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.
Более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребёнка.
Педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживать воспитанника.
Создана соответствующая возрасту и требованиям предметно развивающая среда.
Что дает экспериментальная деятельность для развития личности ребенка
Сформированность интереса к элементарному экспериментированию.
Умение видеть и выделять проблему.
Целеустремленность , целенаправленность, целеполагание.
Умение планировать деятельность.
Обращение с элементарными приборами.
Умение анализировать и делать выводы , умозаключения.
Повышение познавательной активности, любознательность.
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение).
Инициативность, самостоятельность, саморегуляция деятельности.
Осознанность деятельности.
Воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца).
Развитие речи: связность, логичность, доказательность.
Основные принципы организации детского экспериментирования
Связь теории с практикой.
Развивающий характер воспитания и обучения.
Индивидуализация и гуманизация образования.
Природосообразность – акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
Целостность и системность обучающего процесса.
Взаимодействие трёх факторов: детский сад, семья, общество.
Оснащение детской лаборатории
Приборы – помощники: микроскопы, увеличительные стёкла, чашечные весы, песочные часы, компас и магниты. Прозрачные и непрозрачные сосуды, пластиковые бутылки, стаканы, ведёрки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупны и мелкий песок, птичьи пёрышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть.
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянный, пластмассовые и металлические предметы и деревянные катушки.
Разные виды бумаги: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная.
Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стёкла, формочки, стики, нитки.
Предполагаемый результат детского экспериментирования
Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Проявления познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
Сформированность основ диалектического мышления.
Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду.
Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
Сформированность коммуникативных навыков.
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. В.А.Сухомлинский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.