Подробная систематизация работы учителя начальных классов по экологическому воспитанию. предлагается планирование работы, диаграммы, графики, критерии оценивания в данном направлении. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания во внеучебной деятельности.
Проблема
воспитания
и
экологического
образования
существовала, и будет существовать на протяжении развития
общества. Правильное экологическое воспитание позволит в
дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы
человечества. Постановка цели и задач экологического воспитания
позволила мне определить содержание воспитательного процесса.
Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы
внеучебной
и формы
деятельности. Формирование
важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и
ненавязчиво.
во
экологического
экологического
воспитания
сознания
Критерием эффективности экологического воспитания и
образования могут служить как система знаний на глобальном,
региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение
окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями
школьников.
Цель исследования: выявить
педагогические условия экологического
воспитания младших школьников во
внеклассной работе.
Объект исследования: экологическое
воспитание младших школьников.
Для достижения цели исследования
определены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы
экологического воспитания младших
школьников.
2.Выявить особенности организации
экологического воспитания во
внеклассной работе в начальной школе.
3.Выявить педагогические условия
организации эффективности
экологического воспитания младших
школьников.
4.Разработать методические
рекомендации для учителей по
организации экологического воспитания
младших школьников во внеклассной
работе.
Практическая значимость
( прогнозируемый
результат):
•Разработаны методические
рекомендации по
экологическому воспитанию
младших школьников во
внеклассной и дано примерное
планирование для начальных
классов для учителя и
родителей.
•определение возможностей
внеклассной работы по
экологическому воспитанию
младших школьников.
Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся, я поставила перед собой цель
экологического воспитания: создать условия для формирования у моих учеников основ экологической
культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы .
Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1.Содействовать тому, чтобы знания несли эмоциональнодейственный характер и выражались в
форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической
готовности созидать, охранять всё живое.
2.Способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с естественной природной
средой.
3.Разработать беседы экологического содержания, тесты и анкеты после их проведения.
4.Организовать конкурсы заметок, сочинений, стихотворений, рисунков, фотографий по
обсуждаемым событиям экологического характера, по результатам экскурсий.
5.Вести научно исследовательскую работу.
6.Подобрать и разработать внеклассные мероприятия по экологическому воспитанию младших
школьников.
помощь тем, кто в ней нуждается.
7.Помочь учащимся научиться радоваться успехам друзей, огорчаться изза их неудач, приходить на
Я считаю, что экологическое воспитание в начальной школе должно иметь следующие направления:
•.формировать у детей элементарные представления о растениях и животных организмах в их
взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение;
•.проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх, при выполнении
трудовых обязанностей в повседневной жизни;
•.младших школьников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
•.участие в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологический
знаний.
Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников, по моему мнению, во
многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать
окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.
В своей практике я использую различные формы и методы экологического образования и
воспитания: беседа, дискуссия, рассказ, моделирование экологических ситуаций нравственного выбора,
экологический практикум, работа по экологическим исследовательским проектам и т.д.
20%
50%
10%
20%
ухаживать за
растениями
ограждать
муравейники
сажать деревья
нет ответа
Результаты, полученные в процессе диагностики
экологической культуры младших школьников позволили
спланировать и скорректировать работу по дальнейшему её
формированию.
Вывод:
Полученные
подтвердили
предположение об эффективности разработанных мною
педагогических
у младших
школьников экологического отношения к природе.
условий формирования
результаты
Младший школьный возраст наиболее благоприятен
для целенаправленного формирования экологического
отношения к природе. Эффективность этого процесса
обеспечивается благодаря созданию целостной системы
воспитания младших школьников, все составляющие
которой
и
деятельная) направлены на воспитание ценностей, где
природа занимает особое место.
эмоциональночувственная
(когнитивная,
40%
40%
20%
ухаживать за
растениями
ограждать
муравейники
сажать
деревья
нет ответа
Характеристика уровней экологической
культуры
Уровень экологической
Критерии
культуры
Высокий уровень 1.Обучающиеся, находящиеся на высоком уровне характеризуются
прочными знаниями по вопросам экологии, которые используются в
практической экологической деятельности, проявляется развитый
эстетический вкус.
2.Школьник соблюдает нормы и правила экологической этики,
оказывает помощь природе и людям, способен к самоограничению,
непримирим к действиям, несущим вред природе, способен к
самоограничению, непримирим к действиям, несущим вред природе.
Средний уровень
Низкий уровень
Средний уровень определяется осознанием важности экологии для
здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития
человека и природы. Ученик обеспечивает осмысленное и активное
участие в экологической деятельности. У школьника имеются
отдельные знания по вопросам общей экологии.
Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний по вопросам
экологии, интереса к природным явлениям и живым организмам, не
учитываются факторы взаимосвязей и взаимозависимостей.
Отношение к окружающему миру нейтральное или безразличное. У
детей отсутствует положительный опыт экологосозидательной
деятельности, не сформированы потребности к общению с природой.
Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников
являются обеспечение максимальной наглядности и практического
взаимодействия с объектами окружающего мира.
педагогов
учащихся,
Вот столько деревьев было посажено
силами
и
родителей у МКОУ «Хотьковская СОШ».
Теперь
вот такая красота детей
вдохновляет ежедневно на добрые дела
и поступки. Проблемы экологии не
только должны волновать каждого
жителя нашей планеты, но и каждый
должен действовать для его сохранения
и тогда на Земле будет порядок.
Экологический праздник «Планета Земля – наш общий дом»
Разбегающиеся
Опыт №1
зубочистки
Сахар всасывает воду, создавая
её движение, зубочистки
перемещаются к центру. Мыло
растекаясь по воде, увлекает за
собой частички воды, и они
заставляют зубочистки
разбегаться. Этот опыт основан на
определённых физических
явлениях/, с которыми вы
познакомитесь в старших классах
Опыт №2.
где
вода
соль,
Научим яйцо плавать.
Объяснение опыта.
Когда мы в воду
добавили
то
изменилась плотность воды
и яйцо вытолкнуло наружу.
Отсюда
напрашивается
вывод, что чем больше
плотность воды. То есть, чем
больше соли, тем больше
плотность,
сложнее
утонуть. На море человека
держит вода, а на Мёртвом
море,
очень
солёная и плотная, вообще
утонуть
практически
невозможно, человек без
всяких усилий может лежать
на её поверхности, не боясь
утонуть.
тем
Опыт №3
Плавающий апельсин
плотная,
менее
и
Апельсин плавает, потому что его
кожура
чем
содержит много
внутренность,
частичек воздуха, которые помогают
фрукту оставаться на поверхности.
То же самое явление держит лед на
поверхности воды: частички воздуха
замораживаются,
плотность
уменьшается. Если очистить фрукт от
кожуры и вновь опустите в воду, то
апельсин утонет из-за того, что
увеличилась его плотность.
- Вы знаете, что некоторые предметы
плавают на воде. Если предмет лёгкий.
То вода удерживает его на поверхности
– на плаву. Огромные айсберги плавают
в море, потому что лёд легче воды.
Льды выдерживают даже вес белых
медведей.
предмета
плавать определяется его формой и
весом. Металлические и стеклянные
предметы в отличие от деревянных
обычно не плавают.
Способность
Опыт №4.
будет
больше,
Потому, что поверхность
лодки
чем
поверхность
куска
пластилина, и поэтому она
может держаться на воде.
Предмет
плавать
лучше, если его можно
наполнить воздухом.
Все вы, наверное, видели
на воде жука – водомерку.
Они свободно бегают по
воде. Это происходит
потому, что поверхность
воды похожа на тонкую,
упругую плёнку, достаточно
прозрачную,
чтобы
выдержать вес насекомого.
Это явление называется
поверхностным
натяжением.
Опыт 5.
У меня в руках соломинка (палочка) с намыленным концом.
Если я прикоснусь палочкой к капле воды, то капля растечётся.
Мыло на соломинке (палочке) разрушает поверхность натяжения.
Из – за этого капля не может сохранить округлую форму.
Экологический конкурс «Мусор +фантазия»
Для привлечения внимания к проблемам
загрязнения окружающей среды бытовым мусором,
для воспитания экологической культуры населения,
активизации творческим способностей и интереса
людей к вторичному использованию бросовых
материалов был проведен экологический конкурс
поделок Мусор+фантазия». Она была проведена в
читальном зале Думиничской районной библиотеки.
В ней приняли участие дети и взрослые , жители
посёлка Думиничи и 14 населённых пунктов района.
Удивительные в своей оригинальности поделки
изготовлены из различного бросового материала:
газет, целлофановых пакетов, бумаги, пластиковых
бутылок и др. Учащиеся из нашей школы тоже
приняли активное участие. Первоклассники и
второклассники участвовали в полном составе. А
победителями стали: 1 место Амонов Никита , 2
класс ( «Слонёнок Кроша», «Мой дом родной» 2 место
Брыжах Денис, 1 класс ( «Чудомотоцикл»)
Посетители выставки искренне удивлялись –
какие замечательные вещи можно сделать из того,
что принято считать мусором».
Родной сердцу
уголок.
Это не сон. Просто
вновь я вернулся
В родное село и иду
полям.
Вновь настежь душа у
меня распахнулась
Здесь ждёт меня всё,
чем богата земля.
Пора сенокосная снова в
разгаре
Уже колосится озимая
рожь.
Растрёпанной гривой
колышутся травы,
И вброд без косы здесь
едва ли пройдёшь.
И я не могу с этим вновь
расставаться:
Здесь запах особый
содержит земля.
Её благодатью хочу
наслаждаться,
А ей, может быть, не
хватает меня
Сборник «Непридуманные рассказы» авторские
произведения обучающихся 34 классов. Ребята живут в
прекрасном селе. Они ежедневно окружены природной
красотой, поэтому им захотелось этим поделиться.
Рассказы небольшие и легко читаются. Это первый
творческий совместный труд ребят, основанный на
личных наблюдениях и впечатлениях. Кроме того,
авторы пишут о том, что они хорошо знают и любят: о
животных, с которыми им приходилось встречаться.
Рассказы сопровождаются авторскими рисунками.
В сборнике собрано несколько рассказов. Все они
удивительно достоверны и учат доброте, умению
сопереживать.
К сожалению, мы никогда не увидим многих
зверей и птиц шестьсот видов животных сейчас
находятся на грани полного исчезновения. Чтобы этого
не случилось, нужно привить каждому человеку вкус к
познанию природы и чувство личной ответственности за
ее сохранение. Ребятам хотелось через свои рассказы
показать важность необходимой помощи в нужный
момент
также
а
ответственность человека за тех, кого приручил.
меньшим,
братьям
нашим
Вот такие тюльпанчики ребята вырастили к Дню
Победы и посадили у Мемориала СЛАВЫ. Вот
такой полезный проект ребята выполнили в
прошлом учебном году. Вели дневники наблюдений
за своими цветами. Очень были рады!
Работа над проектами – это совместная работа учителя, родителей по развитию творческого потенциала
каждого ученика. Самое главное – после таких проектов ребята получают радость от того, что они сделали
для себя открытие. В основе проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Название проекта
«Подкормка
птиц»
«Разработка экологических
знаков»
зимующих
«Территория
двора»
школьного
«Именная книга».
«Новогодняя ёлка».
«Красная
области.
книга»
нашей
Цель проекта
Развивать у детей представления о зимующих птицах, развивать у них интерес к птицам и
ответственность за все живое; развивать коммуникативные способности
Составить, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети
научатся правильно вести себя в окружающей их природе; развивать творческое мышление,
воображение.
Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей
здоровья человека и всего живого на Земле; заложить основы навыка поддержания чистоты в
различных местах: в природе, дома, в школе.
Цель: составить своеобразную копилку имён, которыми люди называют своих кошек, собак и
других домашних животных. В книгу попадает не только «основное» имя, но и производные
от него, которое люди используют, обращаясь к своим любимцам.
Цель: убедить людей в том, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней.
Детям необходимо было представить свои рисунки – задумки праздничного оформления
наших домов.
Цель: составить Красную книгу нашего района и выяснить, какие из этих растений и
животных официально включены в Красную книгу РФ. Это можно было делать коллективно.
Создание такой книги служит воспитанию бережного отношения к природе, причём не только
к природе в целом, но и к совершенно конкретным её представителям
Цель: составить коллекцию увиденных животных. Животных дети могли рисовать,
фотографировать, вырезать из старых журналов.
территории нашего края. А затем происходит обсуждение жалоб и возможные пути решения
этих проблем
«Коллекция
животных»
«Жалобная книга» природы. Цель: записать в книгу жалобы, поступающие от растений, животных, обитающих на
увиденных
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
1.Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и
воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является
нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может
сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
2. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классах.
Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания
перешли в убеждения.
3.Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и внеклассной работе в начальной школе
можно заложить основы формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.
4.Изучение экологического потенциала современных учебников, детских энциклопедий, справочников,
художественной литературы, детских периодических изданий по окружающему миру показало, что в них имеются
большие возможности для формирования у младших школьников экологического сознания.
5.Внеурочную работу по формированию у младших школьников экологического отношения необходимо
рассматривать как неотъемлемую часть всего учебновоспитательного процесса и включать в неё нетрадиционные
формы: экологические праздники, выставки различных творческих работ детей, компьютерное экологическое
моделирование, экологический практикум, экологопсихологические тренинги.
6.Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в экологической
деятельности.
Я считаю, что в работе по экологическому воспитанию есть положительные результаты:
– сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать,
анализировать, делать выводы, творчески подходить к любому делу.
Я и в дальнейшем планирую прививать детям осознанное и бережное отношение к природе, формировать
экологическую культуру младших школьников, развивать их творческий потенциал. Полюбить природу можно
только путём её познания. В. А. Сухомлинский говорил : «…чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать
её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства». Ребёнок не
будет разорять, губить, истреблять или просто шуметь в лесу, если узнает о сложных взаимосвязях, существующих в
природе. Для этого необходимо дать детям, по крайней мере, минимум экологических знаний. И даже если человек
наблюдает за природой, помогает ей, то у него не поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам
успел порадоваться.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.