Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.
групповая работа.ppt
Презентация " Групповая работа"
Групповая работа
Презентация " Групповая работа"
Принципы организации
групповой работы
Презентация " Групповая работа"
9.1.12
Класс должен разбиваться на
несколько небольших групп
Каждая группа получает свое
задание
Внутри каждой группы между ее
участниками распределяются роли
Процесс выполнения задания в
группе осуществляется на основе
коммуникации
Выработанные в группе решения
обсуждаются всем классом
Презентация " Групповая работа"
Виды учебных групп
Презентация " Групповая работа"
псевдогруппы
9.1.12
Объединение учащихся, от которых
требуют работать вместе, но у
которых к этому нет ни желания, ни
нужды.
Учебная работа в такой группе
затруднена, а ее результаты ниже,
чем индивидуальные успехи
учащихся.
Презентация " Групповая работа"
традиционные учебные группы
9.1.12
Учащиеся принимают задание работать
вместе, но не видят в этом особой
необходимости (задачи не требуют для
своего решения коллективных усилий).
Члены группы обмениваются информацией
на этапе прояснения задания, а затем
работают индивидуально.
Эффективность сравнима с
индивидуальной работой учащихся.
Презентация " Групповая работа"
эффективные группы
9.1.12
Отличительная особенность в том, что
учащиеся не только принимают задание
работать вместе, но и ощущают в этом
необходимость.
Общая цель – учение всех.
Внимание сосредоточено и на предметной
задаче, и на умении работать в группе.
Специальное обучение навыкам групповой
работы.
Систематическая процедура рефлексии.
Возможность занимать различные позиции
в группе.
Презентация " Групповая работа"
Принципы кооперации
в обучении
Презентация " Групповая работа"
Позитивная взаимозависимость.
9.1.12
Условия для возникновения
взаимозависимости создает учитель
Взаимозависимость по результату – у всех
общая цель.
Ролевая взаимозависимость – установлены
необходимые для достижения цели роли
(позиции).
Взаимозависимость по успеху – оценка
работы группы учитывает вклад каждого из
участников.
Взаимозависимость по задаче – задача
Презентация " Групповая работа"
9.1.12
Непосредственное взаимодействие
членов группы
Главный учебный ресурс групповой
работы – возможность свободно
общаться. Суммирование идей вслух,
выслушивание объяснений
товарищей и предложение своих
объяснений – главные виды речевого
взаимодействия членов группы.
Презентация " Групповая работа"
9.1.12
Индивидуальная оценка
результатов
Существует два обязательных условия:
Каждый член группы знает о принятом
способе оценки заранее
Вклад каждого известен всем членам
группы
Общее правило реализации принципа
индивидуальной оценки работы учащихся
складывается из двух пунктов:
Осваивать знания, навыки и способы
действия вместе;
Использовать и применять освоенные
знания и навыки самостоятельно,
Презентация " Групповая работа"
рекомендации
9.1.12
Старайтесь использовать группы с
небольшим количеством учеников
Давайте индивидуальное контрольное
задание каждому школьнику
Назначайте по завершению работы одного
случайно выбранного ученика для
выступления от имени всех
Наблюдайте за работой группы и
фиксируйте, насколько активно каждый
из ее членов участвует в работе
Используйте прием «взаимное обучение»,
давайте школьникам задание объяснить
Презентация " Групповая работа"
9.1.12
Обучение навыкам групповой
работы
Демонстрация. Результат: ученики имеют
представление о том, как выглядит
соответствующее поведение на практике,
умеют имитировать.
Освоение. Процесс: 1)Ученик выполняет
соответствующую роль. 2) Получает
замечания о том, насколько он в ней
преуспел. 3) Целеноправленно изменяет
свое поведение и снова выполняет эту роль.
Формирование. Результат: Выработан
эффективный навык
Презентация " Групповая работа"
Рефлексия
9.1.12
Групповая рефлексия – это организованный
и сознательно направляемый процесс, в
ходе которого члены группы обсуждают,
насколько им удалось достичь
поставленных целей и сформировать
хорошие групповые отношения.
Задача – вносить возможные упрощения в
рабочие процедуры, устранять
неэффективные действия, способствовать
совершенствованию навыков совместной
работы
Учителю нужно выделить достаточное
количество времени
Презентация " Групповая работа"
Процедура проведения рефлексии
1. Сформулируйте стоявшую перед группой цель.
Убедитесь, что все члены группы согласны с
этой формулировкой.
9.1.12
2. Составьте перечень действий группы.
Вспоминая действия, воздерживайтесь от их
оценки и обсуждения.
3. Вспомните и обсудите действия каждого члена
группы, укажите, какие из них помогали
достижению цели, а какие - нет.
Акцентируйте внимание на положительном.
Говоря о недостатках – предлагайте
возможные пути их преодоления.
4. Решите, какие действия можно продолжать, а
какие желательно изменить.
Презентация " Групповая работа"
Возможные структуры
взаимодействия
Презентация " Групповая работа"
Структуры взаимодействия
9.1.12
Обсуждение в группе
Трехшаговое интервью
«Мозаика»
Позиционное взаимодействие
Презентация " Групповая работа"
Элементы техники
групповой работы
организации
Презентация " Групповая работа"
Планирование работы
9.1.12
Определение задачи урока
Выбор способов постановки этой задачи
перед группой
Планирование числа групп, количества
учеников в них и их размещения в
классной комнате
Определение структуры взаимодействия
учащихся и исполнение ими ролей
Обеспечение необходимыми материалами
Выбор способов оценки результатов
работы школьников
Презентация " Групповая работа"
Какое должно быть задание?
9.1.12
Противоречивым, имело несколько
решений, допускало несколько
возможных ответов
Формулировалось в увлекательной форме
Предоставляло возможность для
приложения идей, которые есть у членов
группы
Достаточно трудным, чтобы ради его
решения стоило стараться
Презентация " Групповая работа"
9.1.12
Руководство работой класса
Установка четких и понятных нормы
поведения при работе
Наличие управляющих сигналов для
общения с классом
Наличие инструктивных карточек
(алгоритмов действования)
Презентация " Групповая работа"
Позиционное
взаимодействие
Презентация " Групповая работа"
Позиция «Оппонент»
9.1.12
Задача - построение текста, как
альтернативного продолжения мысли
автора. Так как оно совместимо с
первоначальной мыслью, то оно не
противостоит исходному содержанию.
Главное условие текста оппонента – он
должен усиливать мысль автора. Усиливать
можно через дополнение содержания
(граница текста расширяется); через
уточнение; через поиск основания мысли
автора текста.
Презентация " Групповая работа"
Позиция
«Организатор коммуникации»
Отвечает за понимание между всеми
участниками группы.
9.1.12
Выявляя причины возможного непонимания,
организатор
коммуникации должен делать это
последовательно:
Опросить участников, выяснить, что из
сказанного понял каждый участник группы.
Определяет, где возникло рассогласование
в понимании.
Презентация " Групповая работа"
9.1.12
Позиция
«Организатор рефлексии»
Вопросы, которые организатор рефлексии
задает слушающему должны быть
следующего характера:
Что ты понял из сказанного тебе?
Как ты это понял?
Почему ты это понял так, а не иначе?
С помощью чего ты понял именно так? (т.е.
каковы твои средства понимания)
Как еще можно было понять то, что тебе
сказали?
Спрашивает слушающего не о том, что
Презентация " Групповая работа"
9.1.12
Позиция
«Организатор рефлексии»
Организатор рефлексии должен вывести в
рефлексию участника группы, который
занимает определенную позицию, а он, в
свою очередь, должен осуществить
рефлексию по отношению к своей
деятельности.
Деятельность организатора рефлексии
является средством, с помощью которого
происходит выявление и фиксация способа
работы при позиционном разделении.
Презентация " Групповая работа"
Позиция «Схематизатор»
9.1.12
Отвечает за схематизацию содержания
текста. Для реализации данной задачи в
группе предусмотрена возможность
получения общей схемы.
Презентация " Групповая работа"
9.1.12
Алгоритм
Руководитель группы.
Распредели дидактический материал в
группе так, чтобы весь комплект был у
каждого участника группы.
Следи, чтобы каждый ученик действовал
соответственно своей позиции.
Работай по содержанию вместе с группой
Презентация " Групповая работа"
9.1.12
Алгоритм
«Организатор коммуникации»
Организатор коммуникации
Задавай вопросы по ходу обсуждения
«Правильно ли я понял, что…», «Повтори
то, о чем он сказал?»
Попроси того участника группы, который
долгое время молчит в ходе обсуждения,
чтобы он повторил то, что сказали в
группе.
Прерви того, кто долго говорит в ходе
обсуждения, чтобы дать возможность
высказаться другим.
Работай по содержания вместе с группой.
Презентация " Групповая работа"
9.1.12
Алгоритм
«Организатор рефлексии»
Организуй работу по определению цели
группы («Что должна сделать наша
группа?»)
В конце работы группы спроси участников
по содержанию работы «Достигли ли мы
цели?», «Получился ли результат? Что
делали такого, что результат получился?
Что не сделали такого, что результат не
получился?»
В конце работы группы задай вопросы
каждому участнику: «Что ты понял из
всего содержания итогового текста? С
помощью чего ты понял именно так? (т.е.
каковы твои средства понимания)?»
Презентация " Групповая работа"
Алгоритм «Схематизатор»
9.1.12
Проверь, есть ли в наличии средство для
получения общей схемы.
Напоминай условные общепринятые
обозначения по ходу работы в группе.
Фиксируй мнение каждого на схеме.
Следи за тем, чтобы участники также
сами рассуждая, работали с общей
схемой.
Работай по содержанию вместе с группой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.