Презентация " Групповая работа"

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 07.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.
Иконка файла материала групповая работа.ppt
Групповая работа
Принципы организации групповой работы
9.1.12  Класс должен разбиваться на несколько небольших групп  Каждая группа получает свое задание  Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли  Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе коммуникации  Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом
Виды учебных групп
псевдогруппы 9.1.12 Объединение учащихся, от которых требуют работать вместе, но у которых к этому нет ни желания, ни нужды. Учебная работа в такой группе затруднена, а ее результаты ниже, чем индивидуальные успехи учащихся.
традиционные учебные группы 9.1.12 Учащиеся принимают задание работать вместе, но не видят в этом особой необходимости (задачи не требуют для своего решения коллективных усилий). Члены группы обмениваются информацией на этапе прояснения задания, а затем работают индивидуально. Эффективность сравнима с индивидуальной работой учащихся.
эффективные группы 9.1.12 Отличительная особенность в том, что учащиеся не только принимают задание работать вместе, но и ощущают в этом необходимость. Общая цель – учение всех. Внимание сосредоточено и на предметной задаче, и на умении работать в группе. Специальное обучение навыкам групповой работы. Систематическая процедура рефлексии. Возможность занимать различные позиции в группе.
Принципы кооперации в обучении
Позитивная взаимозависимость. 9.1.12 Условия для возникновения взаимозависимости создает учитель Взаимозависимость по результату – у всех общая цель. Ролевая взаимозависимость – установлены необходимые для достижения цели роли (позиции). Взаимозависимость по успеху – оценка работы группы учитывает вклад каждого из участников. Взаимозависимость по задаче – задача
9.1.12 Непосредственное взаимодействие членов группы Главный учебный ресурс групповой работы – возможность свободно общаться. Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений товарищей и предложение своих объяснений – главные виды речевого взаимодействия членов группы.
9.1.12 Индивидуальная оценка результатов Существует два обязательных условия: Каждый член группы знает о принятом способе оценки заранее Вклад каждого известен всем членам группы Общее правило реализации принципа индивидуальной оценки работы учащихся складывается из двух пунктов: Осваивать знания, навыки и способы действия вместе; Использовать и применять освоенные знания и навыки самостоятельно,
рекомендации 9.1.12  Старайтесь использовать группы с небольшим количеством учеников  Давайте индивидуальное контрольное задание каждому школьнику  Назначайте по завершению работы одного случайно выбранного ученика для выступления от имени всех  Наблюдайте за работой группы и фиксируйте, насколько активно каждый из ее членов участвует в работе  Используйте прием «взаимное обучение», давайте школьникам задание объяснить
9.1.12 Обучение навыкам групповой работы Демонстрация. Результат: ученики имеют представление о том, как выглядит соответствующее поведение на практике, умеют имитировать. Освоение. Процесс: 1)Ученик выполняет соответствующую роль. 2) Получает замечания о том, насколько он в ней преуспел. 3) Целеноправленно изменяет свое поведение и снова выполняет эту роль. Формирование. Результат: Выработан эффективный навык
Рефлексия 9.1.12 Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. Задача – вносить возможные упрощения в рабочие процедуры, устранять неэффективные действия, способствовать совершенствованию навыков совместной работы Учителю нужно выделить достаточное количество времени
Процедура проведения рефлексии 1. Сформулируйте стоявшую перед группой цель. Убедитесь, что все члены группы согласны с этой формулировкой. 9.1.12 2. Составьте перечень действий группы. Вспоминая действия, воздерживайтесь от их оценки и обсуждения. 3. Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие - нет. Акцентируйте внимание на положительном. Говоря о недостатках – предлагайте возможные пути их преодоления. 4. Решите, какие действия можно продолжать, а какие желательно изменить.
Возможные структуры взаимодействия
Структуры взаимодействия 9.1.12 Обсуждение в группе Трехшаговое интервью «Мозаика» Позиционное взаимодействие
Элементы техники групповой работы организации
Планирование работы 9.1.12  Определение задачи урока  Выбор способов постановки этой задачи перед группой  Планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате  Определение структуры взаимодействия учащихся и исполнение ими ролей  Обеспечение необходимыми материалами  Выбор способов оценки результатов работы школьников
Какое должно быть задание? 9.1.12  Противоречивым, имело несколько решений, допускало несколько возможных ответов  Формулировалось в увлекательной форме  Предоставляло возможность для приложения идей, которые есть у членов группы  Достаточно трудным, чтобы ради его решения стоило стараться
9.1.12 Руководство работой класса  Установка четких и понятных нормы поведения при работе  Наличие управляющих сигналов для общения с классом  Наличие инструктивных карточек (алгоритмов действования)
Позиционное взаимодействие
Позиция «Оппонент» 9.1.12 Задача - построение текста, как альтернативного продолжения мысли автора. Так как оно совместимо с первоначальной мыслью, то оно не противостоит исходному содержанию. Главное условие текста оппонента – он должен усиливать мысль автора. Усиливать можно через дополнение содержания (граница текста расширяется); через уточнение; через поиск основания мысли автора текста.
Позиция «Организатор коммуникации» Отвечает за понимание между всеми участниками группы. 9.1.12 Выявляя причины возможного непонимания, организатор коммуникации должен делать это последовательно: Опросить участников, выяснить, что из сказанного понял каждый участник группы. Определяет, где возникло рассогласование в понимании.
9.1.12 Позиция «Организатор рефлексии» Вопросы, которые организатор рефлексии задает слушающему должны быть следующего характера: Что ты понял из сказанного тебе? Как ты это понял? Почему ты это понял так, а не иначе? С помощью чего ты понял именно так? (т.е. каковы твои средства понимания) Как еще можно было понять то, что тебе сказали? Спрашивает слушающего не о том, что
9.1.12 Позиция «Организатор рефлексии» Организатор рефлексии должен вывести в рефлексию участника группы, который занимает определенную позицию, а он, в свою очередь, должен осуществить рефлексию по отношению к своей деятельности. Деятельность организатора рефлексии является средством, с помощью которого происходит выявление и фиксация способа работы при позиционном разделении.
Позиция «Схематизатор» 9.1.12 Отвечает за схематизацию содержания текста. Для реализации данной задачи в группе предусмотрена возможность получения общей схемы.
9.1.12 Алгоритм Руководитель группы.  Распредели дидактический материал в группе так, чтобы весь комплект был у каждого участника группы.  Следи, чтобы каждый ученик действовал соответственно своей позиции.  Работай по содержанию вместе с группой
9.1.12 Алгоритм «Организатор коммуникации»  Организатор коммуникации  Задавай вопросы по ходу обсуждения «Правильно ли я понял, что…», «Повтори то, о чем он сказал?»  Попроси того участника группы, который долгое время молчит в ходе обсуждения, чтобы он повторил то, что сказали в группе.  Прерви того, кто долго говорит в ходе обсуждения, чтобы дать возможность высказаться другим.  Работай по содержания вместе с группой.
9.1.12 Алгоритм «Организатор рефлексии»  Организуй работу по определению цели группы («Что должна сделать наша группа?»)  В конце работы группы спроси участников по содержанию работы «Достигли ли мы цели?», «Получился ли результат? Что делали такого, что результат получился? Что не сделали такого, что результат не получился?»  В конце работы группы задай вопросы каждому участнику: «Что ты понял из всего содержания итогового текста? С помощью чего ты понял именно так? (т.е. каковы твои средства понимания)?»
Алгоритм «Схематизатор» 9.1.12  Проверь, есть ли в наличии средство для получения общей схемы.  Напоминай условные общепринятые обозначения по ходу работы в группе.  Фиксируй мнение каждого на схеме.  Следи за тем, чтобы участники также сами рассуждая, работали с общей схемой.  Работай по содержанию вместе с группой.